«Юный исследователь-краевед»

В связи с усилением интереса к истории родного края, активно разрабатываются и реализуются региональные и местные краеведческие программы. Это находит свое отражение в организации различных видов краеведческой образовательной деятельности: работе факультативов, кружков, поисковых отрядов, групп, клубов и других объединений в учреждениях образования. Организация школьного музея – одна из лучших форм общественно-полезной работы юных краеведов-историков, объединяющая не только членов объединения, но и широкие массы учащихся, их родителей. Также стоит отметить, что деятельность объединения тесно связана с областью предметов естественнонаучной направленности: экология, география.

В последние годы все больше внимания стало уделяться организации и функционированию школьных музеев как центров нравственного, историко-культурного, гражданско-патриотического воспитания. Общество проявляет большой интерес к музейной педагогике. Постоянно растет сеть школьных музеев, которые являются формой дополнительного образования, активным участником процесса социализации учащихся. Школьный музей помогает повысить общественную активность учащегося, способствует творческим инициативам и самостоятельности в процессе работы с музейными фондами.

Любой музей – это проводник между прошлым, настоящим и будущим. В музее, как нигде, учащиеся учатся на примерах прошлого, могут прикоснуться к истории, почувствовать свою вовлеченность. Изучение основ музейного дела, приобретение практических навыков позволит учащимся расширить свой кругозор и творческий потенциал, поэтому изучение музееведения становится особенно актуальным.

преподаватели

Руководителем данного объединения является учитель истории первой квалификационной категории, педагог дополнительного образования Ким Алла Николаевна.

Содержание программы

1. Введение (1ч)

Цели, задачи, участники музейного движения. Целевые программы. Формы участия в движении. Школьный музей как организационно – методический центр движения в школах города. Организация участия учащихся в местных, региональных и всероссийских краеведческих программах.

Техника безопасности в школе и на улице. ПДД.

2. Музей как институт социальной памяти (1ч)

Происхождение музея. Музей античного мира, эпохи Возрождения. Первые национальные музеи. Профили музеев. Типы музеев. Специфика школьного музея как центра музейно-педагогической и краеведческой работы в школе. Выбор профиля и темы – важнейший этап в создании школьного музея.

3. Музейный предмет и способы его изучения (2ч)

Понятия: музейный предмет – предмет музейного назначения – экспонат. Классификация музейных предметов. Основные критерии ценности музейного предмета. Уникальный и типичный музейный предмет. Атрибуция – выявление основных признаков музейного предмета. «Легенда» как способ фиксации сведений о музейном предмете со слов владельца. Копии музейного предмета. Муляж, макет, модель.

Практические занятия: знакомство с краеведческими объектами; фиксирование исторических событий; запись воспоминаний; работа с первоисточниками; каталогами.

4. Занятия по правилам дорожного движения. (3ч)

5. Проведение научных исследований активом школьного музея (2ч)

Экспедиции и краеведческие походы как способ изучения темы и основная форма комплектования фондов. Переписка, связанная с поисками материалов. Работа в фондах государственных музеев, библиотеках и архивах. Привлечение данных различных вспомогательных исторических дисциплин – геральдика, нумизматика и др. Подготовка школьных рефератов, сообщений, докладов, а также публикаций статей по результатам научных исследований.

6. Фонды школьного музея. Определение понятия, основные направления фондовой работы (4ч)

Понятие: фонды школьного музея. Термины: коллекция – фонд – единица хранения. Структура фондов: основной, научно-вспомогательный, интерактивный. Обменный фонд и фонд временного хранения. Основные направления фондовой работы: комплектование, учёт и хранение. Правила оформления текстов для музейной экспозиции.

7. Экспозиция школьного музея (2ч)

Концепция экспозиции школьного музея. Тематико-экспозиционный план и архитектурно – художественное решение экспозиций. Виды экспозиций: тематическая, систематическая, монографическая, ансамблевая экспозиция. Экспозиционное оборудование. Основные приёмы экспонирования музейных предметов. Обеспечение сохранности музейных предметов в экспозиционном использовании.

Музейные выставки: стационарные, передвижные, фондовые.

 

8. Работа с аудиторией (4ч)

Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного наследия музейными средствами. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная. Приёмы подготовки экскурсии с использованием опубликованных источников, научной и популярной литературы, материалов музейного собрания. Правила подготовки текстов экскурсий (обзорная и тематическая). Работа экскурсовода. Мастерство экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение материалом, этика.

Практикум по разработке текстов экскурсий по выбранной теме. Репетиции экскурсий.

9. Занятия по правилам дорожного движения. (4ч)

10. Изучение истории школьного музея (2ч)

Школьный музей как источник изучения родного края. История создания школьного музея Героя советского союза Н.М. Распоповой. Профиль музея: воспитание нравственности, патриотизма, гражданственности. Фонды и экспозиции школьного музея. Направления работы школьного музея, исследовательская деятельность. Изучение истории школы. Школьный музей как источник изучения родного края. История его образования. Основные события в жизни школы.

11. Историческое краеведение (4ч)

Историческое краеведение как наука. Объекты изучения. Общественно полезный характер исторического краеведения. Записи историко-краеведческих наблюдений. Фонды и экспозиция школьного музея. Общественно полезный характер исторического краеведения.

Изучение родного края. Территория и границы родного края. История края. Наш край в период Великой Отечественной войны. Родной край сегодня, перспективы развития.

12. Военно-патриотическая работа (2ч)

Воспитательное значение военно-патриотической работы. Учителя школы – ветераны и труженики тыла Великой Отечественной войны. Пропаганда героических подвигов советских воинов в годы Великой Отечественной войны.

 

13. Изучение истории школы (4ч)

Изучение истории школы. Основные события в жизни школы. Учителя школы. Подготовка и защита проектов.

14. Подведение итогов (1ч)

Как оформлять результаты практических работ объединения. Фотоальбом. Организация отчетной выставки. Размещение на сайте школы.

Цели программы

Создание условий для гражданского и патриотического воспитания учащихся посредством музейной деятельности, формирования социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем их вовлечения в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность.

Результат программы

Планируемые результаты:

Для школьного музея:

1) оптимизация деятельности музея в русле основного направления программы;

2) совершенствование содержания деятельности музея;

3) рост профессионального мастерства юных экскурсоводов;

4) укрепление материальной базы музеев.

Для учащихся:

Данная программа нацелена на развитие у учащихся широкого круга компетентностей – социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.

Личностные результаты:

- умение классифицировать материалов музея по экспозициям и работать с архивными документами;

- расширение общей грамотности воспитанников путём овладения основами гражданско-правовых знаний;

- развитие познавательных, творческих потребностей учащихся; содействие более полной реализации их общественного потенциала, раскрытие индивидуальности каждого обучаемого;

- развитие социальной активности воспитанников;

- гражданский рост сознания личности обучаемого;

- повышенная социальная активность учащихся, их готовность принять личное практическое участие в улучшении социальной ситуации в местном сообществе.

Предметные результаты:

- овладение представлениями об историческом пути народов своей страны как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей в истории родного края и своей страны;

- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своего родного края и страны.

Метапредметные результаты:

- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;

- принимать участие в научно-краеведческих конференциях, которые будут способствовать формированию исследовательских умений обучающихся, развитию их творческих способностей, воспитывать патриотизм.

- принимать участие в мероприятиях района и города, посвящённых празднованию дат, связанных с героическим прошлым страны.

Материально-техническая база

Для реализации программы задействовано музейное помещение (учебный кабинет, площадью 70 кв. метров), которое оборудовано стеллажами для книг, витринами для размещения экспонатов, стендами, компьютером.