Экология и жизнь

Программа кружка «Экология и жизнь» -это творческая мастерская, т.е. технология, требующая от руководителя перехода на позиции партнерства с учащимися. Эта технология направлена на «погружение» участников кружка в процесс поиска, познания и самопознания.

Программа реализуется в рамках естественнонаучной направленности. Обучение школьников по этой программе опирается на, полученные ранее знания по разным школьным предметам, и подразумевает более глубокое развитие и обобщение экологических проблем, усвоение научных фактов, важнейших экологических закономерностей, идей и теорий, обеспечивающих формирование эколого-природоохранного мышления. Приобретение навыков полевых исследований и умение их обрабатывать и составлять экологические работы по результатам обследования позволяет осуществлять научно-исследовательскую деятельность.

преподаватели

Киселева Елена Алексеевна - высшая категория

Учитель экологии

Расписание

Два занятия -понедельник.

Время 15-16:30

Содержание программы

Актуализация опорных понятий о взаимозависимости организма и среды, составе и структуре природных сообществ, биосфере, экологических факторах (биотических, абиотических, антропогенных), о круговоротах веществ и потоках энергии в экосистемах, трофических сетях, продуктивности экосистем. Цель и задачи курса «Экология и жизнь». Разделы экологии «Экология человека», "Социальная экология","Промышленная экология" как отдельные направления современной практической экологии.

В рамках кружка планируется посещение Измайловского парка, парка Сокольники, экскурсии в природу, участие в природоохранных мероприятиях.

Разнообразная деятельность, запланированная на занятиях кружка, возможно, поможет будущим выпускникам определиться с выбором биолого-ориентированной профессии.

Цели программы

Формирование осознанного отношения обучающихся к природе, экологической культуры, любви к природе родного края.

Познакомить обучающихся с многообразием окружающей живой природы

- Заставить задуматься об огромной роли человека в сохранении экологического равновесия.

- Помочь осознать ответственность каждого за происходящее вокруг нас, в стране и на

планете, а также за своё здоровье и здоровье других людей.

Результат программы

1.Предметные: 1. владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, уверенное пользование экологической терминологией и символикой; 2. владение основными методами научного познания, используемыми
при научных исследованиях экосистем: описанием, измерением, проведением наблюдений, научного эксперимента; выявление и оценка антропогенных изменений в природе; 3. сформированность умений объяснять результаты научно-исследовательских экспериментов 4. сформированность собственной позиции по отношению к ин-формации, получаемой из разных источников, глобальным экологическим проблемам и путям их решения. 2.Метапредметные: 1. повышение интеллектуального уровня в процессе изучения экологических явлений; 2. способность организовывать сотрудничество единомышленников, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий; 3. способность понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способность к системному анализу глобальных и локальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов; 4. способность применять экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности; 5. способность к самостоятельному проведению исследований, постановке естественно-научного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач; 6. способность к оценке этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение); 7. Развитие творческого мышления. Качественным показателем проявления творческой активности является умение воспитанников находить нестандартные подходы в решении поставленных в ходе исследования задач, в постановке и доказательстве рабочих гипотез. 3.Личностные: 1. привитие любви к родному краю, формирование бережного отношения к природе. 2. осуществление природоохранных работ, деятельности по улучшению состояния окружающей среды свей местности. 3. способность использовать полученные знания о современной экологической обстановке в образовательной и профессиональной деятельности; возможности информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования; 4. владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу,
восприятию информации в области естественных наук, постановке цели и выбору путей ее достижения в профессиональной сфере; 5. способность руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к взаимодействию с коллегами, работе в коллективе; 6. обладание навыками безопасной работы во время проектно-исследовательской и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования; 7. способность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде; 8. готовность к оказанию первой помощи при травмах, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;

Особые условия проведения

Программа рассчитана на 1 год обучения учащихся 14-16 лет.

РАСПИСАНИЕ УКАЗАНО ПРИМЕРНОЕ.

Использование разноуровневой структуры программы

Исходя из диагностики и стартовых возможностей каждого учащегося, учитывается разный уровень развития и разная степень усвоения детьми содержания программы. Это позволяет акцентировать внимание на работе с различными категориями обучающихся. Программа предполагает три уровня обучения: стартовый стандартный (ознакомительный), базовый и продвинутый. Таким образом, система подачи учебного материала программы варьирует по степени сложности, углубленности и доступности.

 

 

Сетевое взаимодействие

В ходе реализации программы может осуществляться сетевое взаимодействие с муниципальными общеобразовательными учреждениями. Взаимодействие может предполагать: участие в реализации мер поддержки одаренных детей; выстраивание индивидуального образовательного маршрута одаренного ребенка (в условиях общего и дополнительного образования); реализацию социальных проектов (возникших по инициативе учащихся); совместное проведение мероприятий, акций (возникших по инициативе учащихся); совместное проведение наблюдений, исследований в процессе изучения особенностей компонентов природы.

 

Материально-техническая база

Для успешной реализации данной программы необходимы кабинет, оборудованный столами и стульями (не менее 9 парт и 18 стульев) для ведения теоретических и практических занятий.

 

Материально-техническое обеспечение

• Натуральные объекты;

• Гербарии, влажные препараты, микропрепараты, микроскопы;

• Схемы, таблицы, рисунки;

• Доска и проектор;

• Оснащенная химическая лаборатория (с комплектом оборудования и реактивами);

• Инвентарь для экскурсий;

• Садовый инвентарь.

Техническое обеспечение:

-Ноутбук, аудиозаписи: Оснащение занятий: ЦОР

 

Литература: 1. Алексеев В. А. 300 вопросов и ответов по экологии / В. А. Алексеев. – Ярославль: Академия развития, 1998. - 240 с. 2. Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия в тестах, задачах и упражнениях: учеб. пособие. – М., 2004. 3. Грин Н., Стаун У., Тейлор Д. Биология: в 3т. М.: Мир, 1990. Т.3 - 286 с. 4. Колесников С. И. Экологические основы природопользования: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009. -304 с. 5. Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека. – М.: Дрофа, 2004. - 256 с. 6. Резанов А.Г. Примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» для профессиональных образовательных организаций / А.Г.Резанов, Е.А.Резанова, Е.О.Фадеева. — М.: Издательский центр «Академия», 2015. — 20 с. 7. Титова И.М. Химия и искусство: организатор-практикум для учащихся 10–11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана - Граф, 2007- 368с.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт общего полного образования [Электронный ресурс] - режим доступа: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/documents/2365 9. ФГОС среднего профессионального образования и профиля профессионального образования. [Электронный ресурс] - режим доступа: http://www.edu.ru/abitur/act.21/fgos.150415/st.1/index.php 10. Прохоров Б.Б. Экология человека: Учебник для студентов вузов. — 5-е издание, стереотипное. — М.: Академия, 2010. — 320 с.

Видео