«Художественная роспись» Тропарево

Данная образовательная программа направлена на развитие художественного творчества в области декоративно – прикладного искусства. Цель программы – овладение теоретическими знаниями и практическими навыками выполнения различных технологий художественной росписи по дереву.

преподаватели

Гребенщикова Оксана Сергеевна

учитель изобразительного искусства первой квалификационной категории

Содержание программы

Тема1.

 Знакомство с детьми. Искусство росписи по дереву в России. Труд и его значение в жизни людей. Материалы и инструменты. Организация рабочего места. Правила техники безопасности ПДД.

Тема 2.

 Орнамент сквозь века. Разработка орнаментальной композиции в круге, квадрате, полосе. Краткие сведения по цветоведению. Основные, составные дополнительные цвета. Особенности работы гуашевыми красками. Краткие сведения о композиции. Основы композиции

Тема 3.

История возникновения и развития народных росписей России. Виды декоративно-прикладного искусства, основные сведения о народных художественных промыслах и их характерных особенностях. Графические и свободно-кистевые росписи.

Тема 4.

Инструменты художника. Кисти. Виды кистей. Как выбрать кисть. Основной набор кистей. Уход и хранение. Валики. Штампик-тычок. Художественные маркеры и фломастеры.

Тема 5.

Материалы. Краски. Художественная гуашь. Темпера ПВА. Масляные краски. Акриловые краски. Краски для стекла, тканей, кожи, керамики, металла, дерева. Основные характеристики краски. Цветовая палитра(кадмий, кобальт, охра. Краплак, белила, сажа газовая, сурик, сепия и др...). Материалы для отделки и защиты деревянной поверхности. Лаки и растворители (Масляный лак ПФ-283, Лак марки АК, Нитролак НЦ, Акриловые лаки...). Жидкий воск и мастика.Т.Б.

Тема 6.

Перенос рисунка на плоскую поверхность. Перенос рисунка при помощи кальки и копировальной бумаги. Передавливание. Развёртка для цилиндрических форм. Работа с калькой. Составление орнамента.

Тема 7.

Правильная постановка руки. Отделка и защита расписанной поверхности. Способы нанесения лака (нанесение кистью, погружение, растекание, распыление...).

Тема 8.

Основные элементы народной росписи. Капелька. Прямая капелька. Капелька с поворотом (изогнутая). Листок. Дуга. Спираль. Усик, штрих. Точка. Цветной замалёвок (подмалёвка). Составление композиции. Композиция в орнаментальном народном искусстве.

Тема 9.

Гжель. Основные композиционные построения. Схемы композиций (бордюры, пояски, украешки, обводки). Схемы композиций в прямоугольнике

Тема 10.

Особенности традиционных композиций. Прялочные росписи. Сундучные росписи. Схемы зрительного изменения поверхности.

Тема 11.

Пермогорская роспись. История промысла. Особенности пермогорской росписи. Техника и приёмы росписи (ленточки и бордюры, углы...). Составление композиции. Приписки. Цветы. Трилистник. Древо. Птицы. Птица Сирин.

Тема 12.

Мезенская роспись. Технология мезенской росписи. Мелкие элементы мезенской росписи (спираль, стихийка, скобочка, звёздочки и солярные знаки, птицы, пёрышко, волна, ромбик, точка, штришок, капелька, семечко, веретенце, косы...).

Тема 13.

Хохломская роспись. Технология хохломской росписи. Виды хохломы. Основные элементы росписи. Орнаментальные полосы.

Тема 14.

Роспись по стеклу. Точечная роспись. Основные элементы точечной росписи.

Тема 15.

Городецкая роспись. Традиции городецкой росписи. Элементы городецкой росписи (украешки, рамки, отводки...). Традиции городецкой росписи (листья, кустики, цветы...).

Цели программы

Цель программы – овладение теоретическими знаниями и практическими навыками выполнения различных технологий художественной росписи по дереву.

 

Результат программы

Умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, умение провести рефлексию своих действий на занятии.

Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, умение анализировать и определять особенности росписи;

Умение слушать собеседника, высказывать свою точку зрения; умение работать коллективно;

Умение выполнять различные приемы росписи и создавать геометрические композиции для украшения предметов; умение использовать выразительные средства изобразительного искусства: линию, цвет, композицию для выполнения собственного художественно-творческого замысла; умение находить удачную композицию в коллективной работе.

Особые условия проведения

Учащиеся должны уметь:
- решать художественно-творческие задачи на повтор, вариации, импровизации
по мотивам народного орнамента, росписи по дереву (мезенской, дымковской,
хохломской, городецкой),
- составлять орнамент в полосе, круге.
- составлять композицию росписи разделочной доски, пасхального яйца,
матрешки.
- рисовать кистью элементы геометрического орнамента (точку, круг, прямую,
волнистую линию, клетку);
- рисовать кистью элементы растительного орнамента (ягоды, яблоки, цветы,
листья), трехлопастной листок, тюльпановидный цветок, кустик из округлых
листьев; розан,купавку.
- рисовать кистью птиц, животных, используемых в росписях

Материально-техническая база

Помещение для занятий хорошо проветриваемое, с достаточной освещённостью, просторное помещение. Школьная мебель в соответствии с возрастом. Оборудование кабинета в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и рабочими местами для детей.

Технологическое оснащение кабинета:

- краски: темпера, гуашь, акрил;

- подставки для карандашей, кистей;

- баночки для воды;

- кисти: белка, колонок № 1,2,3;

- карандаши;

- линейки;

- ластики;

- альбомные листы;

- изделия из дерева, фанеры;

- лак;

- образцы практических работ;

- журналы, книги, фотографии