ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ЖИВОПИСЬ»

Программа по живописи является ключевым разделом художественного образования. Занятия живописью помогают человеку почувствовать всю цветовую прелесть окружающего мира, обогащают духовно, развивают художественный вкус. Без изучения ее законов невозможно освоение различных видов изобразительного искусства.

Курс построен по единому принципу дисциплин детских художественных школ и тесно связан с заданиями по рисунку, композиции, скульптуре, истории искусств и включает в себя овладение учащимися теоретическими и практическими знаниями по цветоведению и выполнение творческих заданий.

Педагоги

Бровкина Виктория Степановна

Стрелкова Ольга Владимировна

Петров Вадим Валерьевич

Трошина Жанна Владимировна

Федорищева Анна Анатольевна

Федорищева Наталья Алексеевна

Хотян Юлия Владимировна

Расписание

Расписание занятий формируется на начало учебных занятий, у каждого преподавателя отдельно, в соответствии с общим расписанием по школе.

Содержание программы

В течение первого полугодия первого класса учащиеся должны овладеть определёнными навыками, знаниями и умениями. Учащиеся должны:

а) знать:

· начальные представления о технических возможностях материалов,

· ключевые слова «цветовая гармония», «холодные и теплые цвета», «основные и дополнительные цвета», «сближенные цвета», «локальный цвет», "контраст",

б) уметь:

· работать за мольбертом,

· пользовать палитрой,

· добиваться получения конкретного цвета путем смешения других цветов,

· компоновать изображения на листе с учетом цветовых масс,

· вести последовательно работу над натюрмортом.

Во втором полугодии первого класса и втором классе объём знаний, умений, навыков, полученных в процессе обучения увеличивается. Основными являются:

- Умение лепить форму "цветом«.

- Свободное владение основами цветоведения, знание основных терминов (цветовой спектр, теплохолодность, хроматические и ахроматические цвета, сближенные и контрастные отношения, локальный цвет, основные и дополнительные цвета, тон, светлота).

- Владение техникой гуашевой живописи или техническим приёмами акварельной живописи: заливка, размывка, вливание цвета в цвет, работа по-сухому и по-сырому, а-ля прима, лессировка, мазок.

- Знакомство с работами мастеров зарубежного и русского искусства.

- Понимание формата, ритма, закона соподчинения, цветового и светового контраста, целого и детали, колористической целостности листа.

- Умение видеть отношения, анализировать и передавать влияние одного цвета на другой, чувствовать изменение цвета предмета в зависимости от окружающей среды и характера освещённости.

- Владение главными выразительными средствами живописи: свет, тень, полутень, блик, цветовой рефлекс и т.д.,

- Выполнять предварительные колористические поиски к живописным этюдам,

Учащиеся 3-4-го годов обучения ведут работу почти самостоятельно. Преподавателю нет необходимости часто вмешиваться в ход выполнения задания учащимся, так как дети уже обладают достаточными навыками, знаниями и умениями в различных техниках живописи. Дети уже определились какая из живописных техник является наиболее гармоничной им. После третьего года обучения учащиеся должны:

а) знать:

· ключевые слова: «тональность», «холодная цветовая гамма», «теплая цветовая гамма», «контраст», "доминанта«;

б) уметь:

· композиционно организовывать лист с учетом цветовых масс,

· создавать цельную цветовую гамму,

· последовательно насыщая цветом, выявлять форму и фактуру предметов,

· уметь выявлять главное в постановке.

Также учащиеся должны быть способны:

- Видеть отношения, владеть приёмом «Расфокусированного» зрения. Анализировать и передавать влияние одного цвета на другой, чувствовать изменение цвета предмета в зависимости от окружающей среды и характера освещённости.

- Владеть главными выразительными средствами живописи: свет, тень, полутень, блик, цветовой рефлекс и т.д.,

- Уметь длительно и последовательно вести этюд, брать большие цветовые отношения, выявлять глубину пространства с помощью средств световоздушной перспективы.

- Владеть навыками передачи объёма и формы, чёткой конструкции предметов, более тщательно выполнять подготовительный рисунок, передавать материальность предметов, их фактуру, плановость натюрморта.

- Достаточно хорошо знать работы мастеров акварели: Герасимова, Фонвизина, Остроумовой-Лебедевой, Врубеля и др.

После 3-го года обучения важным аспектом является понимание учащимися ключевых слов: «творческий замысел», «состояние», «касание», «валеры». А также такие умения как:

- самостоятельный поиск задачи, поставленной в натюрморте,

- ритмическое выстраивание цветовой плоскости,

- прорабатывать детали, обобщать, длительно вести постановку и заканчивать ее в определенные сроки,

- демонстрировать определенный уровень живописной культуры и технических навыков.

Цели программы

Развитие восприятия цвета с помощью наблюдения красоты цветовых отношений в природе,

· овладение определенными эталонами цвета, формирование у учащихся цветовой культуры, основанной на изобразительном культурном наследии прошлого.

Результат программы

Результатом освоения программы «Живопись» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

-знание свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических качеств,

-знание художественных и эстетических свойств цвета, основных закономерностей, создания цветового строя;

-умение видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственно-воздушной среды;

-умение изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека;

-умение раскрывать образное и живописно-пластическое решение в творческих работах;

-навыки в использовании основных техник и материалов;

-навыки последовательного ведения живописной работы.

 

Особые условия проведения

Программа рассчитана на четыре года обучения, выстроена логически, с возрастающей степенью сложности. В конце каждого полугодия проводится просмотр работ. Итогом ежегодной работы по живописи является контрольная постановка.

Материально-техническая база

Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться Интернетом с целью изучения дополнительного материала по учебным заданиям.

Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по изобразительному искусству, истории мировой культуры, художественными альбомами.

Мастерская по живописи должна быть оснащена мольбертами, подиумами, софитами, компьютером, интерактивной доской.

Стоимость

Бюджет, с обязательной оплатой дополнительных занятий по общеразвивающей программе, в соответствии с постановлением Главы города.