Школа юного экскурсовода-краеведа Ворошиловская

Экскурсионно- туристическая деятельность предусматривает обучение экскурсоводов работе с как и уже имеющейся в школьном музее информацией, так и с добытой в результате проведённых исследований. Обучение возможности не только её переработать, оформить, но и донести до слушателя, бóльшую часть которых составляют обучающиеся школы.

Кроме этого, представление и защита исследовательских и проектных работ на конкурсах и конференциях также требует от обучающихся определённых навыков ораторской речи. В рамках инновационной деятельности школы обучающиеся создают мультимедийные разработки об объектах историко-культурного и природного наследия Можайского городского округа, на которых визуальная информация сопровождается дикторским текстом. В связи с этим обязательным компонентом каждого занятия являются артикуляционная гимнастика, дикционные упражнения, упражнения на распределение дыхания, скороговорки и т.п.

Особым компонентом программы является проектная деятельность краеведческой направленности.

преподаватели

Суслова Ольга Ивановна, руководитель школьного музея "Память". Имеет навыки в подготовке и проведении экскурсий, походов, работы с архивными материалами, проектной деятельности

Содержание программы

Содержание программы

Раздел 1. Введение

1.1 Введение в дополнительную общеобразовательную программу.

1.2. Всероссийское туристско-краеведческое движение обучающихся Российской Федерации «Отечество». ПДД.

 

Раздел 2. Музей – хранитель истории и культуры

2.1 Основные этапы развития музейного дела в России. ПДД.

 

2.2 Ведущие музеи мира ПДД.

 

2.3 Основные виды музеев. Социальные функции музея. ПДД.

 

2.4 Краеведение как комплексный метод выявления и изучения наследия. Музеефикация объектов наследия. ПДД.

 

2.5 Музейно-краеведческие традиции отечественной педагогики. Культурно- образовательная деятельность музея. ПДД.

 

2.6 Основные этапы развития музейного дела в России.ПДД

 

2.7 Экскурсия в Бородинский военно-исторический музей.

 

3. Организация школьного музея.

3.1 Обзорная экскурсия в школьный музей боевой и трудовой славы "Память".

 

3.2 Структурная организация школьного музея. ПДД.

 

3.3 Основные направления и формы работы школьного музея. ПДД.

 

3.4 Музейная азбука. Изучение музейных терминов.

 

4. Школа экскурсовода.

4.1 Основы экскурсоведения. ПДД

 

4.2 Экскурсионная методика. Технология составления текста экскурсии. ПДД.

4.3 Методика проведения экскурсии. Сочетание показа с рассказом ПДД.

 

4.4 Технология формирования интереса к экскурсии. ПДД.

 

4.5 Профессиональное мастерство экскурсовода.

4.6 Проведение экскурсии в школьном музее «Память». ( Промежуточная аттестация.)

 

Раздел 5. Край родной.

5.1 Историко-культурное и природное наследие Можайского городского округа. ПДД

5.2 Основные приёмы выявления, учёта и описания объектов историко-культурного и природного наследия. ПДД.

5.3 Составление паспорта объекта историко-культурного или природного наследия родного края. ПДД.

 

5.4 Отбор краеведческого материала и составление текста экскурсии об объекте историко-культурного или природного наследия. ПДД.

 

5.5 Методика проведения экскурсии по населённому пункту.

 

5.6 Экскурсия по достопримечательностям деревни Горки.

 

6. Поисково-исследовательская деятельность

6.1 Организация поисково-исследовательской работы. ПДД.

 

6.2 Методы познания и научного исследования. Выбор методов познания и научного исследования. ПДД.

 

6.3 Опубликованные источники. Выявление опубликованных источников по теме исследования. ПДД.

 

6.4 Общение с людьми. Правила проведения интервью. ПДД.

 

6.5 Обработка информации. ПДД.

 

6.6 Государственные архивы. Составление официального запроса в государственный архив. ПДД

 

6.7 Правила оформления результатов поисково-исследовательских работ. ПДД.

 

6.8 Составление текста защиты работы и компьютерной презентации для защиты. ПДД.

 

6.9 Защита исследовательской работы. ПДД.

 

6.10 Составление текста экскурсии по теме исследовательской работы. ПДД.

 

6.11 Проведение экскурсий.

 

Цели программы

Создание условий для всестороннего развития личности ребёнка и его жизненного самоопределения средствами музейно-краеведческой деятельности.

Результат программы

Предметные результаты:

- знать о роли краеведения и музееведения;

- о предназначении музея, об основных этапах развития музейного дела в России, о значении музеев для развития современного общества;

- законодательные документы об охране объектов историко-культурного наследия;

- ведущие музеи России и мира;

- основные типы и виды музеев;

- способы организации культурно-образовательной работы в музее;

- функции и структурную организацию, основные направления и формы работы школьного музея;

- музейные термины;

- виды экскурсий, приёмы подготовки экскурсий, экскурсионную методику;

- правила культурного поведения в музее, архиве;

- основные сведения по историко-культурному и природному наследию родного края,

- основные этапы социального и экономического развития края, достопримечательности своего населённого пункта и района;

- методику проведения исследовательской деятельности;

- методы сбора и обработки информации;

- правила работы с литературой, архивными документами;

- правила проведения интервью, особенности общения с людьми пожилого возраста;

- основные требования оформления и защиты исследовательской работы.

-уметь составлять свою родословную таблицу;

- составлять текст экскурсий;

- вести различные виды экскурсий, сочетая рассказ с показом;

- организовывать и проводить поисково-собирательную, исследовательскую работу;

- составлять вопросы для проведения беседы;

- вести запись рассказов и воспоминаний местных жителей;

- осуществлять аудио- и видеозапись;

- обрабатывать полученную информацию;

- находить необходимую информацию в архиве, краеведческом и библиографическом

отделах библиотеки, работать со словарями;

- составлять паспорт объектов историко-культурного и природного наследия;

- оформлять результаты исследовательской деятельности;

- составлять компьютерную презентацию для представления исследовательской работы;

- защищать исследовательскую работу на очных этапах конкурсов, конференций;

- вести летопись родного края.

Метапредметные результаты:

-сформированность чувства уверенности в своих силах, самостоятельной инициативности;

-сформированность умения общаться и взаимодействовать с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией.

Формирование совокупности универсальных учебных действий:

-регулятивные УУД: умение организовывать свою деятельность;

-познавательные УУД: умение результативно мыслить;

-коммуникативные УУД: умение общаться и взаимодействовать.

Особые условия проведения

Обучающиеся должны любить свой край, иметь желание знать о нём больше, иметь первоначальные навыки коммуникативного общения

Материально-техническая база

 Помещение- музей боевой и трудовой славы «Память» – 56 кв. м.; ноутбук; мультимедийный проектор с экраном; столы и стулья;книжные полки.