«Конструирование и моделирование»

  • (1)

Программа дополнительного образования детей «Конструирование и моделирование» направлена на приобщение современного ребенка к народной истории через изготовление самодельной игрушки и пошив одежды своими руками.

В возрасте 11-15 лет ведущие позиции начинают занимать общественно-полезная деятельность. Именно в подростковом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с идеалом, профессиональными намерениями. Учение приобретает для многих подростков личностный смысл.

Через кружок «Конструирование и моделирование» ребенок может выразить свое «Я», самореализоваться, получить признание от сверстников и взрослых при участии в выставках и конкурсах.

преподаватели

Учитель технологии, первой квалификационной категории Ужастова Галина Александровна

Содержание программы

Тема 1. Введение.

Знакомство с учащимися. Анкетирование. Рассказ о работе кружка, плане проведения занятий и их тематике. Демонстрация изделий.

Правила поведения на занятиях. Правила техники безопасности на занятиях..

Тема 2. Развитие и классификация одежды, история развития игрушки.

Краткая история развития одежды, игрушки. История развития русского костюма. Определение понятий: одежда, костюм, платье, мягкая игрушка, композиция. Основные требования, предъявляемые к одежде: эстетические, гигиенические. Классификация одежды по целевому назначению; по способу использования, в зависимости от сезона и материала; по половозрастным признакам; по размеру, росту, полноте.

Тема 3. Основы композиции костюма. Работа с выкройками из журналов мод, перевод выкроек на конкретную фигуру. 

Понятие о стиле, моде. Силуэт в одежде: прямой, овальный, приталенный, трапеция. Линии в изделии: силуэтные, конструктивные, декоративные. Пропорции в одежде. Зрительные иллюзии. Природа и свойства цвета в одежде. Цветовая гармония, цветовые сочетания.

-определение силуэта, стиля в одежде, работа с цветовым кругом, составление своего эскиза модели (указать стиль, силуэт, цвет, цветовые сочетания.)

-выбор модели, перевод выкройки.

Тема 4. Проекты. Цветоведение. Основные ручные работы

Проект. Этапы выполнения. Основные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Возможности цвета в композиции. Сочетание цветов. Сопоставление цветовой гаммы. Таблица сочетаемости цвета.

Виды швов и их классификация. Ручные швы и их выполнение. Шов «вперед иголкой», «петельный», «стебельчатый», "потайной".

Различия между способами закрепления нитей и их использование в процессе выполнения игрушек.

-Подобрать необходимые для работы цветовые сочетания на примере одного из объектов труда.

-Выполнение отделочных ручных швов, навесных и прорезных петель, закрепление нити несколькими способами.

Тема 5. Швейная машина и машинные швы. Сувениры из лоскутков. 

Назначение швейной машины.

Машинные швы: соединительные швы: в разутюжку, в заутюжку, на ребро. Накладные швы: с открытым срезом, с закрытым срезом. Застрачивающая строчка, двойной шов, краевые швы и т.д. Прихватки, грелка на чайник, сумочки, кошельки, натабуретницы. Мешочки для трав, для второй обуви. Рекомендации по выбору ткани, отделки и технологии выполнения сувенира. 

-Подготовка машины к работе, заправка верхней и нижней ниток. Наматывание ниток на шпульку. Неисправность строчек и их устранение.

-Выбор сувенира, выполнение эскиза, подбор тканей и других материалов, декоративной отделки. Раскрой деталей по заданной форме, изготовление сувениров.

Тема 6. Проработка композиции лоскутного пейзажа.

Рекомендации по выбору ткани, отделки и технологии выполнения сувенира. 

-Выбор сувенира, выполнение эскиза, подбор тканей и других материалов, декоративной отделки. Раскрой деталей по заданной форме, изготовление сувениров.

Тема 7. Объёмная игрушка. Правила раскроя, соединения и оформления деталей игрушки.

Раскрой с выкройкой. Раскрой материала. Соединение деталей. Крепление конечностей игрушки. Набивка деталей. Внешнее оформление игрушки: глаза, нос, мордочка, усы, банты и т.д 

-раскрой ткани, меха, сметывание и пошив, выворачивание и набивка деталей, соединение их с туловищем, оформление игрушки.

На занятиях ведутся альбомы для выполнения зарисовок игрушек, чертежей. Необходимо знать основные свойства ткани и меха, уметь определять долевую и уточную нить, отличать лицевую и изнаночную стороны, соблюдать правила раскроя.

Тема 8. Конструирование и моделирование, последовательная технология пошива изделия. 

Правила измерения фигуры для построения чертежа. Построение чертежа в М 1:4. Способы моделирования. Эскиз модели. Его обсуждение. Рекомендации по выбору ткани, моделей, декоративных деталей. Нормы расхода ткани. Раскладка выкройки на ткани. Последовательность и приемы технологической обработки (по узлам). Просмотр готового изделия. Оценка качества работы.

-Работа с журналами мод (зарисовка и выполнение эскиза модели). Определение нормы расхода ткани. Снятие мерок для построения чертежа в натуральную величину (по выбору).

-Моделирование в соответствии с эскизом.

-Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкроек на ткани, обмеловка, раскрой.

-Технологическая обработка (с поузловой ВТО), подготовка к примерке (копирование линий, прокладывание линий, сметывание, примерка, внесение исправлений, стачивание кокеток, вытачек, складок и т.д.), обработка накладных карманов, приметывание и притачивание их, стачивание всех швов. Обработка застежки тесьмой-молнией, обработка верхнего среза юбки поясом, обтачкой, резинкой; обработка низа, окончательная ВТО и чистка, пришивание пуговиц, выметывание петель.

Цели программы

Формирование практических прикладных и общетрудовых навыков, закрепление их на практике и раскрытие творческих способностей ребёнка.

Результат программы

В результате работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Конструирование и моделирование» художественно-эстетической направленности обучающиеся

должны знать:

  • основные теоретические понятия:
  • историю развития одежды;
  • историю развития игрушки;
  • санитарно-гигиенические требования и технику безопасности,
  • особенность материалов и приспособлений,
  • экономичные способы расходов материалов,
  • процесс изготовления поделок,
  • особенности национального декоративного искусства
  • правила ТБ.

должны уметь:

  • выполнять выкройки по схемам;
  • выполнять простейшие швы;
  • владеть навыками работы с разными материалами и инструментами;;
  • работать как самостоятельно, так и в коллективе;
  • определять стиль, силуэт в одежде, правильно подбирать цветовую гамму;
  • работать с выкройками из журналов мод;
  • кроить и шить изделия на себя раскраивать, шить и оформлять модель;
  • работать с иглой, ножницами;
  • художественно конструировать игрушку (дизайн);
  • совершенствоваться и творчески использовать свои умения и навыки;
  • выполнять проекты.

Особые условия проведения

В данной программе принимают участие все дети 11-15 лет (средний школьный возраст) без предварительного отбора, которые не имеют медицинских противопоказаний.

Материально-техническая база

Швейная машина, электроплитка, электроутюг, доска гладильная, булавки, нитки, иголки, ручные ткацкие станки, линейки металлические, шило, стекло, картон, природный материал (соломка, засушенные части растений, кожа).

Рабочая коробка ребенка (РКР), в которую входят следующие инструменты и иглы: ножницы, кисточка для клея, шариковая ручка, небольшие отрезки хлопчатобумажной ткани, материалов (фетр, кожа, мех, поролон, синтепон, полиэтилен) циркуль, конверт для хранения вырезанных деталей и другие предметы, необходимые для реализации программы на каждом конкретном этапе.

Плакаты: «Техника безопасности при работе с электроприборами», «Техника безопасности при работе с колющими и режущими инструментами», «Виды орнамента». «Цветовой круг», «Примеры построений перспективного изображения», "Законы композиции«.

Наглядные пособия: «Этапы выполнения элементов композиции», «Объемная аппликация. Этапы выполнения», «Оформление изнаночной стороны панно», "Поузловая обработка изделия"

Демонстрационный материал: фотоальбом выставочных работ, готовые образцы изделий, и др.; образцы рисунков и фотографий.

Расходные материалы: канцтовары (карандаши, ластики, скетч, линейки), бумага (для рисования, калька, бархатная, копировальная}, клей ПВА, ткань для работы, цветные нитки).

Помещения: Две трудовые мастерские для проведения групповых и индивидуальных учебных занятий соответствующие требованиям СанПиН;

Актовый зал (холл, рекреация) для проведения отчетных выставок и итоговых мероприятий.

Одно из важных требований – соблюдение правил охраны труда воспитанников, норм санитарной гигиены в помещении и на рабочих местах. Правила противопожарной безопасности