Культурное наследие

Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между разделами курса. Ведущий принцип, положенный в основу программы, – системно-деятельностный подход- отвечает требованиям федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Основными, характерными для реализации данной программы формами обучения, являются комбинированные занятия. Они состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть, которая предполагает использование классной комнаты.

При проведении занятий традиционно используют три формы работы:

· демонстрационная, когда обучающиеся слушают объяснения педагога и наблюдают за демонстрационным экраном;

· фронтальная, когда обучающиеся синхронно работают под управлением педагога;

· самостоятельная, когда обучающиеся выполняют индивидуальные задания в течение части занятия или нескольких занятий

Основные формы и приемы работы с учащимися:

· Беседа

· Ролевая игра

· Познавательная игра

· Задание по образцу (с использованием инструкции)

· Творческое моделирование (создание модели-рисунка)

· Викторина

· Проект

Использование метода проектов позволяет обеспечить условия для развития у ребят навыков самостоятельной постановки задачи выбора оптимального варианта их решения, самостоятельного достижения цели, анализа полученных результатов с точки зрения решения поставленной задачи. Для контроля знаний проводятся промежуточный и итоговый мониторинги в виде соревнования и викторин.

Программой предусмотрены методы обучения: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые (вариативные задания), творческие, практические.

преподаватели

Березовая Нонна Мунировна, учитель физики Первой категории

Содержание программы

Взаимодействие тел (2 часа)

Механическое движение. Путь. Перемещение. Равномерное движение. Скорость. Средняя скорость. Работа с графиками. Сложение скоростей для тел движущихся параллельно.Давление твердых тел, жидкостей и газов.(2 часа).Давление. Основы гидростатики. Закон Паскаля. Атмосферное давление. Гидравлический пресс Сообщающиеся сосуды. Закон Архимеда. 

Тепловые явления (6 часов)

Внутренняя энергия. Тепловое движение. Температура. Теплопередача. Необратимость процесса теплопередачи. Связь температуры вещества с хаотическим движением его частиц. Способы изменения внутренней энергии. Теплопроводность. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Конвекция. Излучение. Закон сохранения энергии в тепловых процессах.

Изменение агрегатных состояний вещества (7 часов)

Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления. График плавления и отвердевания. Преобразование энергии при изменениях агрегатного состояния вещества. Испарение и конденсация. 

Электромагнитные явления. (14 часов)

Электрический заряд. Взаимодействие зарядов. Электрическое поле. Электроскоп. Постоянный электрический ток. Источники электрического тока. Электрическая цепь и ее составные части. Закон Ома для участка электрической цепи. Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление. Примеры на расчет сопротивления проводников, силы тока и напряжения. Реостаты. Последовательное и параллельное соединение проводников. 

Световые явления. (6 часов)

Источники света. Прямолинейное распространение, отражение и преломление света. Луч. Закон отражения света. Плоское зеркало. Линза. Оптическая сила линзы. Изображение, даваемое линзой.

Механические явления (3 часа)

Материальная точка. Траектория. Координаты. Система отсчета. Различные способы описания движения. Путь и перемещение. Векторные и скалярные величины. Проекции перемещения.Равномерное прямолинейное движение. Скорость. Графики зависимости скорости, координаты, пути от времени при равномерном прямолинейном движении. 

Электромагнитные явления (3 часа)

Электромагнитные силы. Силы упругости. Вес тела. Изменение веса тела при движении с ускорением. Невесомость и перегрузки. Деформации тела. Причины деформаций. Виды деформаций. Диаграмма растяжения. Закон Гука. Зависимость коэффициента упругости от рода вещества и размеров образца. Механические свойства твердых тел.Неинерциальные системы отсчета. Силы инерции при движении с постоянным ускорением. Динамика движения материальной точки по окружности. Центростремительная сила. Примеры центростремительных сил. Вращающиеся системы отсчета. Центробежная сила инерции. Импульса тела. 

Квантовые явления (3 часа)

Строение атома. Модель Томсона. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома. Модель атома водорода по Бору.Периодическая система элементов Д. И. Менделеева. Объяснение периодического закона на основе квантовой механики. 

Основы молекулярно-кинетической теории (3 часа)

Масса, размеры и количество молекул. Атомная единица массы. Относительная масса. Оценка размеров молекул. Количество вещества. Постоянная Авогадро. Модель идеального газа. Давление идеального газа на стенки сосуда. 

Электростатика. ( 3 часа)

Электрический заряд. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей.Теорема Гаусса. Применение теоремы Гаусса для расчета полей. Поле заряженной плоскости, сферы и шара. Потенциальность электростатического поля. Потенциальная энергия заряда в электрическом поле. Энергия взаимодействия точечных зарядов. Потенциал электрического поля и разность потенциалов.

Магнитное поле тока. (3 часа)

Магнитное взаимодействие. Магнитное поле токов. Силовые линии магнитного поля. Вектор магнитной индукции. Закон Био-Савара-Лапласа. 

Механические колебания. (3 часа)

Примеры колебательных систем. Характеристики колебаний: амплитуда, период, частота.Уравнение движения груза, подвешенного на пружине. Гармонические колебания. Скорость и ускорение при гармонических колебаниях. Уравнение движения математического маятника. Превращения энергии при гармонических колебаниях. 

Электрические колебания. (3 часа)

Процессы, происходящие в электромагнитном колебательном контуре. Формула Томсона. Превращения энергии при свободных электромагнитных колебаниях. Переменный электрический ток. Активное сопротивление в цепи переменного тока. Действующие значения силы тока и напряжения. Индуктивность и емкость в цепи переменного тока. 

Геометрическая оптика. (3 часа)

Закон прямолинейного распространения света. Принцип Ферма и законы геометрической оптики. Плоское зеркало. Изображение в плоском зеркале. Сферическое зеркало. Построение и характеристики изображений в сферическом зеркале. Преломление света. Показатель преломления. Рефракция. Полное отражение. 

Цели программы

Целью программы

• развитие интереса к физике и к решению физических задач;

• совершенствование и углубление полученных в основном курсе знаний и умений;

• формирование представлений о постановке, классификации, приемах и методах решения школьных физических задач.

• формирование коммуникативных умений работать в группах, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.

Результат программы

В результате прохождения обучающимися данной программе в конце курса
обучения должны знать и уметь:
- «физически» осмысливать свой личный опыт, приобретенный при обращении с бытовой
техникой, с домашними инструментами и приспособлениями;
- раскрывать функциональные зависимости, выраженные физическими законами, путем
измерения физических величин;
- осознать возможность управлять физическими процессами;
- измерять параметры разной бытовой техники и выполнение расчетов на основе их
значений;
- актуализировать физические, технические и технологические знания, важных для
повседневной практики;
- осознанное понимание физических явлений и законов, которые лежат в основе действия
технического устройства, чтобы им пользоваться;
- уметь выдвигать идеи технического воплощения физических законов;
В процессе освоения программы предусмотрена система контроля за знаниями и
умениями с помощью «Тетради открытий». В этой тетради учащиеся записывают план
проведения и результаты своих наблюдений, экспериментов, которые они проводят как в
классе, так и дома. «Тетрадь наблюдений» позволяет детям, родителям, педагогу увидеть
результаты своего труда.
Формы подведения итогов: организация и проведение предметной недели по физике. В
течении этой недели: выпускается газета научных открытий; учащиеся выступают с
докладами перед другими классами; организовывается «Выставка экспериментов», на
которой учащиеся демонстрируют свои опыты, поставленные в домашних условиях, и
объясняют их с помощью физических законов; КВН «Эврика», в котором принимают
участие не только кружковцы, но и остальные учащиеся 7-9 классов; защита проекта, на
котором учащиеся представляют самостоятельно сконструированные модели, приборы
или демонстрационные опыты по любой теме. Участие в выставках технического
творчества.

Особые условия проведения

нет

Материально-техническая база

Лабораторное оборудование