Юные исследователи. Биология

Программа содержит ряд тем, раскрывающих учебное содержание с учетом современного уровня развития науки, изучение которых будет способствовать обеспечению достижения ребенком планируемых результатов освоения основной образовательной программы за счет расширения информационной, предметной, культурной среды, в которой происхо-дит образовательная деятельность, а также выявлению и развитию интеллектуальных способностей обучающихся в области биологии, а также обеспечению их профессиональной ориентации.

Отличительными особенностями программы является органичное сочетание теоретических и практических форм учебных занятий ориентированных на подготовку обучающихся к успешному участию в интеллектуальных состязаниях по биологии, а также на формирование и развитие у них приемов учебно-исследовательской деятельности.

преподаватели

К.п.н., доцент Швецов Глеб Геннадиевич

Содержание программы

1. Вводная часть

Обзор программы краткосрочных курсов. Режим занятий, требования к обучающимся, Мотивация и целевые установки. Собеседование. Входное тестирование.

 

2. Предметное содержание

Тема 1. Биохимия и клеточная биология

Цитология – наука о клетке. Строение клетки. Клетки растений, грибов, бактерий, животных. Прокариоты и эукариоты. Клеточные мембраны. Органоиды (органеллы) клетки, их строение и функции.

Химический состав клетки. Неорганические вещества: вода, минеральные вещества, микро- и макроэлементы. Органические вещества: углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, другие важные соединения клетки.

Тема 2. Гистология

Устройство современного светового микроскопа. Работа с фото- и видеокамерой при микроскопии. Ткани организма человека и животных: классификация, особенности строения и функции. Подготовка препаратов для разных видов световой микроскопии. Принципы описания различных типов микропрепаратов. Алгоритм описания препаратов с легкоузнаваемыми структурами.

Тема 3. Морфология растений

Лист, корень, стебель: морфологическое строение, видоизменения. Побеги. Типы ветвления и нарастания. Строение цветков. Опыление. Механизмы оплодотворения у растений. Соцветия. Семена и механизмы их прорастания. Распространение семян. Плоды. Роль растений в природе и жизни человека. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. Морфологическое описание растения.

Тема 4. Анатомия и физиология растений

Анатомическое строение органов растений. Структура и функции растительных тканей. Проводящие пучки. Эволюция стелы. Структура и функции тканей и органов, принимающих участие в: фотосинтезе, транспирации и обмене газов. Основные физиологические процессы у растений. Механизмы фотосинтеза, транспирации и обмена газов, транспорта воды, минеральных и питательных веществ. Рост и развитие растений. Жизненный цикл растений.

Тема 5. Зоология беспозвоночных

Многообразие беспозвоночных животных. Роль беспозвоночных животных в природе и жизни человека. Животные – возбудители и переносчики заболеваний. Охрана животного мира. Эволюция беспозвоночных животных.

Тема 6. Зоология позвоночных

Многообразие позвоночных животных. Роль животных в природе и жизни человека. Роль животных в природе, жизни и деятельности человека. Охрана животного мира. Эволюция позвоночных животных.

Тема 7. Анатомия и физиология человека

Науки о человеке. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни. Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них. Строение и процессы жизнедеятельности организма человека.

Тема 8. Экология

Экология как наука. Среда обитания организмов. Факторы окружающей среды. Экологические законы. Охрана окружающей среды.

Тема 8. Теория эволюции

Развитие эволюционных идей. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Доказательства эволюции живой природы. Движущие силы эволюции. Мутации. Естественный отбор. Репродуктивная изоляция. Адаптация. Приспособленность. Формы естественного отбора. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Синтетическая теория эволюции. Эволюция человека (антропогенез).

Тема 9. Генетика

Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Методы генетики. Методы изучения наследственности человека. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем, их цитологические основы. Закон Т. Моргана. Наследование, сцепленное с полом. Взаимодействие генов. Решение генетических задач.

3. Подведение итогов

Подведение итогов изучения курса. Итоговое тестирование. Анализ результатов итогового тестирования.

Цели программы

Обеспечение возможности достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы за счет расширения информационной, предметной и культурной среды, в которой происходит образовательная деятельность.

Результат программы

В результате освоения программы обучающиеся должны овладеть следующими предметными знаниями и умениями, необходимыми для успешного участия в различных этапах олимпиады:

Фактические, понятийные и теоретические знания:

знание основных биологических и химических терминов, понятий, законов, теорий, касающихся биологических и химических форм движения материи;

знание химического состава живых систем;

знание особенностей строения и жизнедеятельности клеток, организмов, экоси­стем, биосферы;

знание основных форм размножения и особенностей индивидуального развития клеток и организмов;

знание особенностей процессов обмена веществ автотрофных и гетеротрофных организмов, круговорота веществ и превращения энергии в биосфере;

знание общих принципов наследования признаков организмами

знание основных закономерностей изменчивости организмов, особенностей про­явления и значения в эволюционном процессе;

знание экологических факторов, экологических ниш организмов, их взаимоотно­шений в биоценозе,

знание доказательств, движущих сил, направлений эволюции организмов.

Умения классифицировать и систематизировать:

распознавать основные систематические группы организмов по их описанию;

устанавливать признаки усложнения организмов.

Умения применять биологические знания, используя алгоритмы:

устанавливать нуклеотидную последовательность в ДНК и РНК,

устанавливать типы скрещивания и решать генетические задачи;

составлять схемы цепей питания.

Умения устанавливать причинно-следственные связи между:

строением и функциями органоидов клетки;

особенностями строения и образом жизни организмов;

средой обитания и приспособленностью организмов;

факторами и результатами эволюции.

Умения распознавать и определять, сравнивать и сопоставлять:

распознавать и сравнивать особенности строения и жизнедеятельности различ­ных типов клеток, организмов;

распознавать и сравнивать типы и фазы деления клеток;

сравнивать и сопоставлять различные виды биоценозов,

сравнивать и сопоставлять различные пути и направления эволюции;

распознавать и сравнивать признаки усложнения основных групп организмов,

определять и сравнивать ароморфозы, идиоадаптации и дегенерации в различных группах организмов.

Системные (интегративные) знания и умения:

знание сущности биологических явлений, их закономерностей;

умение устанавливать межпредметные связи с другими предметами естественнонаучного цикла;

умение оценивать последствия деятельности человека в природе;

умение выделять общее и главное для характеристики процессов и явлений.

 

Особые условия проведения

-

Материально-техническая база

Реализация программы предполагает использование технологических средств информа-ционных и коммуникационных технологий. В программно-методическое обеспечение входит наличие лекционных и практических материалов, соответствующий дидактиче-ский и раздаточный материал.