«ЭКОС» (г.Красноармейск)

Данный курс предполагает примерный объем знаний, умений и навыков, которым должны овладеть школьники в области эколого – биологических наук. Снижение интереса к предмету и обилие информации не воспитывает у школьников потребности к расширению и углублению своих знаний. На занятиях курса учителю предоставляется возможность выбрать свою методику из множества инновационных, по новому взглянуть на собственный опыт, на возможность нести ученику информационную культуру действенных знаний.

Задача учителя заключается не в передаче своему ученику определенного объема знаний. Задача состоит в том, чтобы научить его эти знания добывать самостоятельно. Обучение на курсе направлено на активную учебную деятельность. При организации и планировании занятий учитываются возрастные особенности детей:любознательность, наблюдательность;интерес к динамическим процессам; желание общаться с живыми объектами; предметно-образное мышление, быстрое овладение умениями и навыками; эмоциональная возбудимость.

Курс носит развивающую, деятельностную и практическую направленность. Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов в ходе бесед, лекций.Основными формами занятий является исследовательские уроки, проблемно-лабораторные и практические занятия, рефераты, защита групповых проектов.

преподаватели

Широкова Анастасия Александровна

Содержание программы

Раздел 1 «ВВЕДЕНИЕ». (8 часов)
Введение. Жизнь на Земле
Проведение инструктажей по технике безопасности при проведении наблюдений в
природе, работе на участке. Беседа о целях занятий в новом учебном году. Работа со схемой
"Возникновение жизни на Земле". Нахождение сходств и различий между растительным и
животным миров разные эпохи развития Земли.
Практикум. Экскурсия "Живая и неживая природа".
Раздел 2 ЭКОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ (12 часов)
Сравнение времен года в разных географических поясах Земли. Зависимость разных
форм жизни от изменений температуры и осадков.
Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе
Найти признаки ранней осени. Построить предположения о том, какими мы увидим небо,
деревья и животных через 1-2 недели.
Изменения окружающей среды.
Смена естественных и регулярных изменений, их взаимосвязь (количество
растительности – численность травоядных – численность хищников)
Практическое занятие "Осень на пришкольном участке".
Виды сельскохозяйственного труда, выращиваемые культуры и их значение. Инструктаж
по технике безопасности при работе с с/х инвентарем.
Условия жизни растений.
Дикорастущие и культурные растения. Экологические факторы, влияющие на растения:
Значение света для процесса фотосинтеза.
Понятие о процессе фотосинтеза и его значении в жизни растений. Космическая роль
Практикум. Условие образования хлорофилла.
Практикум. Обнаружение и выделение хлорофилла.
Отработка практических
навыков исследовательской работы.
Минеральное питание растений.
Понятие об основных элементах минерального питания растений. Виды минеральных
удобрений, их применение. Опасность избытка минеральных удобрений.
Что такое устьица. Органы газообмена и транспирации листа.
Практикум. Определение состояния устьичных клеток.
Особенности растений разных природных зон, их видовой состав, многообразие.
Растения – переселенцы и комнатные растения, условия их содержания. Природные зоны
Земли. Особенности природной зоны, в которой мы живем.
Экологический проект "Растения – наши друзья«.
Подготовка материала для проекта, его оформление и защита.
Раздел 3 «ЖИЗНЬ ЖИВОТНЫХ» (10 часов)
Экологические особенности животных. Экологические группы по типу питания, видовое
разнообразие и роль в природе. Типы взаимоотношений животных: конкуренция,
мутуализм, паразитизм.
Обсуждение прочитанных книг о динозаврах, рассматривание рисунков.
Рассматривание и обсуждение внешнего вида и образа жизни различных видов
динозавров, связанных с образом жизни и питания.
Знакомство с разделами Красной книги. Красная книга Нижегородской области.
Знакомство с видами, представляющими опасность для человека, обитающими в нашей
Практикум. Экологический проект «Почему нужно защищать природу?
Полезные взаимосвязи природы и человека. Что делать для сохранения вымирающих
видов? Подбор и обрабатывание материала к теме проекта.
Раздел 4 „РЕКИ И ОЗЕРА“ (6 часов)
Пресная вода. Отличия экологии реки и озера. Жители рек – рыбы. Как работают жабры,
другие способы получения кислорода (личинки комаров – через трубочку, жук-карусельщик
носит под крыльями воздушный пузырь)
Обитателях пресных вод. Рыбы, амфибии. Сообщения детей о жителях пресных водоемов
Обитатели берегов рек и озер. Водоплавающие млекопитающие, их особенности и
Практикум. Изучение видового состава пресноводного водоема.
Экологический проект » Человек и его деятельность – причина загрязнения
водоемов". Кислотные дожди, нитраты. Сброс отходов, плохая очистка сточных вод -
причина загрязнения водоемов. Необходимость охраны вод.

Цели программы

Формирование знаний, умений и навыков самостоятельной экспериментальной
и исследовательской деятельности, развитие индивидуальности творческого потенциала ученика.

Материально-техническая база

-Компьютеры, принтер, сканер.
-Цифровой фотоаппарат.
-Медиапроектор
-Экран переносной.
-Стенды для выставок.
-Инструменты для проведения исследовательской деятельности (планшеты,канцелярские принадлежности)
-Расходные материалы
-Учебно-вспомогательные помещения: кабинет биологии, библиотека, учебно-опытный участок.