Шахматы положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству детям некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность. Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен.
Программа направлена на развитие интеллекта личности ребёнка школьного возраста, обучение детей основам шахматной игры, способствующей в большей степени развитию всех психических процессов: вниманию, памяти, всех форм мышления, а также развитию воображения и творчества, формированию таких важнейших качеств личности, как усидчивость, целеустремленность, самостоятельность в принятии решения.
Направленность программы-физкультурно-спортивная.
данная программа опирается на ряд нетрадиционных авторских наработок. В их числе:
- акцент не на спортивное совершенствование, а на планомерное и последовательное формирование умственных действий;
- планирование учебного процесса таким образом, чтобы не было проигравших детей;
- широкое использование игры на фрагментах шахматной доски;
- применение нестандартных дидактических заданий и игр;
- использование наглядно-графических и компьютерных способов визуализации программного материала, а также компьютерных обучающих программ, выступающих средством повышения мотивации обучающихся;
- индивидуальный подход к обучению школьников, который имеет два главных аспекта: во первых, воспитательное взаимодействие строится с каждым юным шахматистом с учётом личностных особенностей и, во-вторых, учитываются знания условий жизни каждого обучающегося, что важно в процессе обучения.
Педагогическая целесообразность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга детей, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности.
Настоящая программа составлена на основе программ «Шахматы, первый год», «Шахматы, второй год» И.Г.Сухина, «Как научить шахматам» А.К. Костенюк, «Шахматный учебник» В.Кострова и Д.Давлатова.
Для полного освоения программы рекомендовано записаться на 2 модуля дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "Мир шахмат" (базовый уровень) - Модуль ПФДО и Модуль 2