Спортивное ориентирование (базовый уровень)

В образовательной программе тесно переплетаются три вида образовательной деятельности: физическое воспитание, получение специфических знаний по спортивному ориентированию, приобретение туристских навыков. Раздел туристских навыков и жизнеобеспечения в полевых условиях включён в программу ввиду того, что соревнования по спортивному ориентированию очень часто проводятся в полевых условиях. Программный материал объединён в целостную систему спортивной подготовки. Программа предусматривает многолетнюю (3 года) подготовку спортсменов всех возрастов, как единый педагогический процесс, обеспечивающий преемственность задач, средств и методов тренировки детей, подростков, юношей, девушек и взрослых спортсменов на всех этапах подготовки.

преподаватели

Ходырев Николай Геннадьевич

Расписание

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий:

2 часа в неделю по 2 академических часа, 144 часа в год.

Содержание программы

1 год обучения:

1. Вводное занятие.
2. Безопасность дорожного движения
3. Вид спорта – ориентирование
4. Топографическая подготовка
5. Техническая подготовка
6. Тактическая подготовка
7. Жизнеобеспечение туриста.
8. Организация и проведение соревнований,
правила соревнований по спортивному ориентированию
9. Общефизическая подготовка
10. Специальная физическая подготовка
11. Игры
12. Медицинский контроль и тесты
13 Промежуточная аттестация
14 Итоговое занятие

2 год обучения:

1. Вводное занятие.
2. Безопасность дорожного движения
3. Особенности ориентирования
4. Топографическая подготовка
5. Техническая подготовка
6. Тактическая подготовка
7. Снаряжение ориентировщика
8. Жизнеобеспечение туриста
9. Изготовление наглядных пособий
10 Учебные соревнования – моделирования стартов.
11. Общая физическая подготовка
12. Специальная физическая подготовка
13. Игры
14. Медицинский контроль. Самоконтроль
15. Промежуточная аттестация
16 Итоговое занятие

3 год обучения:

1. Вводное занятие.
2. Безопасность дорожного движения
3. Особенности ориентирования
4. Топографическая подготовка
5. Техническая подготовка
6. Тактическая подготовка
7. Снаряжение ориентировщика
8. Учебные соревнования – моделирование стартов
9. Общая физическая подготовка
10 Специальная физическая подготовка
11. Игры
12. Итоговая аттестация
13 Итоговое занятие

Цели программы

Цель программы: формирование здоровой и развитой личности ребёнка, посредством занятий спортивным ориентированием.

Результат программы

Планируемые результаты 1 года обучения:
К концу первого года обучения обучающиеся
должны знать:
- элементарные топографические знаки;
- назначение компаса;
- назначение карты;
- правила безопасного поведения в природе, на улицах города и в транспорте.
Должны уметь:
- определять стороны света с помощью компаса;
- ориентировать карту по компасу;
- ориентироваться на школьной территорий с помощью карты;
- проходить дистанции заданного направления с упором на крупномасштабные обьекты;
- применять полученные знания и навыки в жизненных ситуациях.

Компетенции и личностные качества обучающихся:
Формирование начального интереса к занятиям спортивным ориентированием. Начальное формирование коммуникативных навыков общения с детьми и взрослыми.

Личностные метапредметные и предметные результаты:
Выполнение норматива 3 юношеского спортивного разряда
по спортивному ориентированию.

Планируемые результаты 2 года обучения
К концу второго года обучения обучающиеся
должны знать:
- топографические знаки;
- сличать топографические знаки с местностью;
- контролировать с помощью компаса ориентацию карты;
- устройство компаса и возможные помехи;
- основные правила соревнований.

Должны уметь:
- проходить дистанцию заданного направления на школьной территории;
- уверенно вести себя по карте с помощью чтения "привязок";
- выдерживать азимутальное отклонение не более 25%;
- проходить дистанцию по выбору с соблюдением правил;
- соблюдать правила соревнований.

Компетенции и личностные качества обучающихся:
- Формирование устойчивого интереса к занятиям спортивным ориентированием.

Личностные метапредметные и предметные результаты:
Выполнение норматива 2 юношеского спортивного разряда по спортивному ориентированию.

Планируемые результаты 3 года обучения
К концу третьего года обучения обучающиеся
должны знать:
- правила соревнований;
- технику прохождения заданного направления;
- технику прохождения дистанции по выбору;
- технику прохождения маркированной трассы;
- топографические знаки;
- правила работы с компасом;
- основы тактики на дистанции.

Должны уметь:
- работать с картой по компасу;
- понимать свое местонахождение в карте в любой момент передвижения;
- проходить азимутальные перегоны;
- анализировать местность на предмет выбора тактики;
- проходить все виды ориентирования.

Компетенции и личностные качества обучающихся:
- Формирование устойчивого интереса к занятиям спортивным ориентированием.

Личностные метапредметные и предметные результаты:
Выполнение норматива 1 юношеского, III спортивных разрядов
по спортивному ориентированию.

 

Особые условия проведения

Особых условий нет.

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение:
Спортивный зал должен соответствовать техники безопасности.
Карта спортзала не должна иметь больших расхождений.
Разметка контрольных пунктов (КП) может быть нанесена на половое покрытие.
КП на стойках должны быть устойчивыми.
Все препятствия на дистанции в спортзале должны соответствовать безопасности.

Стоимость

Финансирование за счет средств бюджета.