«Театральный кружок»

В последние годы российская школа вновь переживает реформы. В частности, в последние десять лет в современной общеобразовательной школе произошли многие изменения как в названиях, так и в появлении новых форм работы. В соответствии с новым «Законом об образовании», вступившем в силу с 1 сентября 2013 года, появился термин «дополнительное образование». Для вовлечения школьников в дополнительное образование необходим определённый уровень сформированности интереса к соответствующему виду деятельности.

Уже давно повсеместно безоговорочно принято, что театр способствует внешней и внутренней социализации ребёнка, т.е. помогает ему легко входить в коллективную работу, вырабатывает чувство партнёрства и товарищества, волю, целеустремлённость, терпение и другие качества, необходимые для успешного взаимодействия с окружающей социальной средой; театр активизирует и развивает интеллектуальные и одновременно образно-творческие способности ребёнка, он начинает свободно фантазировать и в области текста, и в области компоновки пространства, и в области музыкального оформления; театр побуждает интерес к литературе, дети начинают читать с удовольствием и более осмысленно, чем раньше; при использовании метода драматизации на занятиях по любым предметам, дети усваивают материал неоспоримо лучше по нескольким причинам: он становится для них личностно значимым, а, кроме того, пропускается через моторику, через тело, которое гораздо лучше воспринимает информацию, чем слух в отдельности.

Программа кружка «Театральный» построена, прежде всего, на обучении воспитанников саморегуляции и налаживанию межличностных процессов. Деятельность педагога направлена на выработку произвольного внимания, рабочей мобилизации, умения распределять ответственность, умения читать поведение другого человека и правильно выбирать свой тип поведения для решения жизненных задач.

преподаватели

Программу реализует учитель географии Шестакова Е.М.

Содержание программы

Содержание учебного плана 

Вводное занятие 1ч

Знакомство с историей театра, основными театральными профессиями (теория).

Раздел 1. Культура и техника речи.

Игры по развитию внимания 1 ч.

Проведение игр на развитие внимания у обучающихся

Игры со словами, развивающие связную образную речь 2 ч.

Раздел 2. Ритмопластика

Тренировка ритмичности движений 2 ч.

Тренировка ритмичности с помощью упражнений

Испытание пантомимой. Пантомимические этюды 2 ч.

Пантомима. Выступление перед аудиторией

Раздел 3. Театральная игра

Знакомство со структурой театра, его основными профессиями: актер, режиссер, сценарист, художник, гример. Отработка сценического этюда «Уж эти профессии театра...» 2 ч.

Словесное воздействие на подтекст. Речь и тело (формирование представления о составлении работы тела и речи; подтекст вскрывается через пластику) 2 ч.

Проведение собеседования

Знакомство со сценарием сказки в стихах (по мотивам сказки «Двенадцать месяцев») 2 ч.

Выразительное чтение сказки по ролям.

Распределение ролей. Выразительное чтение сказки 2 ч.

Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, сценических эффектов, музыкального сопровождения 1 ч.

Разработка сценария, подборка музыкального сопровождения, сценических эффектов, подготовка костюмов, декораций

Отработка ролей 1, 2 явлениях 3 ч.

Репетиция

Отработка ролей 3,4 явлениях 4 ч.

Репетиция

Отработка ролей 5, 6 явлениях 4 ч.

Репетиция

Подбор музыкального сопровождения к сценарию сказки. Репетиция 3 ч.

Репетиция

Выступление со спектаклем 2 ч.

Выступление

Анализ проделанной работы организаторами и участниками 1 ч.

Раздел 4. Этика и этикет

Связь этики с общей культурой человека 2 ч.

Лекция на тему занятия. Самостоятельный анализ поставленных гипотез

Культура речи как важная составляющая образ человека, часть его обаяния. Речевой этикет. Выбор лексики, интонации, говор, речевые ошибки, мягкость и жесткость речи. Подготовка и показ сценических этюдов 2 ч.

Проведение собеседования по заданной тематике

Понятие такта. Золотое правило нравственности «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой» 2 ч.

Проведение лекции для расшифровки терминологии. Применение игровой технологии для закрепления изученного материала

Раздел 5. Культура и техника речи

Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Проведение инструктажа и применение игровой технологии

Игры по развитию языковой догадки.

Проведение инструктажа и применение игровой технологии

Раздел 6. Ритмопластика

Беспредметный этюд 2 ч.

Проведение лекции на заданную тематику

Сценический этюд. Сценические этюды в паре. Сценические этюды по группам 2 ч.

Отработка этюдов в парах, группах

Сценические этюды. Шумное оформление по текстам, деление на группы, составление сценических этюдов 2 ч.

Отработка этюдов в парах, группах. подготовка этюдов в группе

Тренировка ритмичности движений. Упражнения с мячом 3 ч.

Применение игровой технологии

Раздел 7. Театральная игра

Сценические этюды на воображение 2 ч.

Проведение инструктажа, индивидуальная подготовка этюда

Инсценировка по крылатым выражениям из басен И. А. Крылова 2 ч.

Работа с раздаточным материалом, подготовка сценки

Чтение и обсуждение инсценировки по сказке С. Михалкова «Как медведь трубу нашел». Обсуждение пьесы, ее темы, идеи, возможных принципов постановки. Распределение ролей 2 ч.

Ознакомление с произведением. Разработка сценария, распределение ролей.

Спектакль по сказке С. Михалкова «Как медведь трубку нашел» 2 ч.

Постановка спектакля

Работа над образом. Анализ мимики лица. Прически и парики 2 ч.

Разработка образов персонажей

Культура речи как важная составляющая образа человека, часть его обаяния 1 ч.

Беседа с учениками на поставленную тему

Итоговое занятие 1 ч.

Подведение итогов проделанной работы

Раздел 8. ПДД

Безопасный маршрут в школу 1 ч.

Разбор правил дорожного движения

Береги свою жизнь. Безопасность на дорогах 1 ч.

Разбор правил дорожного движения

Улицы большого города. Безопасность на дорогах 1 ч.

Разбор правил дорожного движения

Мы – пешеходы.

Разбор правил дорожного движения

Мы – пассажиры. Особенности поведения в транспорте 1 ч.

Разбор правил дорожного движения

Викторина «Дорожные знаки» 1 ч.

Проведение викторины

Безопасность на дорогах итоговое занятие 1 ч.

Итоговое тестирование

Цели программы

Воспитание ребёнка через приобщение к театральному искусству, развитие творческого начала личности, обладающей художественным вкусом, разносторонними взглядами, имеющей собственное мнение.

Результат программы

Планируемые результаты освоения курса

Личностные:

◦ формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

◦ знание способов выражения и отстаивания своего мнения, правила ведения диалога;

◦ умение работать в паре/группе, распределять обязанности в ходе совместной работы;

◦ умение владеть навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками, навыками по совместной работе, коммуникации и презентации в ходе коллективной работы.

Метапредметные:

Познавательные:

◦ умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач;

◦ умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результатов, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

Регулятивные:

◦ владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности

◦ соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета:

◦ определение общей цели и путей ее достижения.

Коммуникативные:

◦ формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

◦ умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

◦ умение осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

◦ адаптироваться в коллективе и выполнять свою часть работы в общем ритме, налаживать конструктивный диалог с другими участниками группы, аргументировано убеждать в правильности предлагаемого решения, признавать свои ошибки и принимать чужую точку зрения в ходе групповой работы над совместным проектом.

Предметные:

Учащиеся научатся:

1. читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;

2. выразительному чтению;

3. различать произведения по жанру;

4. развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию.

5. видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;

Учащиеся получат возможность научиться:

1. сочинять этюды по сказкам;

2. умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)