Шахматы

Люди играют в шахматы около двух тысячелетий. Сегодня шахматы – это и спорт, и искусство, и наука. В последние годы значительно возрос интерес к шахматам. Известный педагог В.А. Сухомлинский считал: "Игра в шахматы должна войти в жизнь школы как один из элементов умственной культуры. Речь идет именно о школе, где интеллектуальное воспитание занимает особое место, требует специальных форм и методов работы«.

Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию аналитико-синтетической деятельности, мышления, суждений, умозаключений, учит ребенка запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности и т.п. В.А.Сухомлинский писал: «Уже в дошкольном возрасте среди детей выделяются теоретики, мечтатели». Шахматы необходимы и теоретикам, и мечтателям. Теоретикам они помогут отточить их логический аппарат, а у мечтателей они позволят создать столь необходимый для учёбы в школе баланс. Практика показала, что грамотно выстроенный процесс обучения шахматам много даёт и одарённым детям, и условно обычным, и слабым, и детям с различными функциональными расстройствами. Поэтому начинать обучение мудрой игре желательно как можно раньше, но, безусловно, на уровне, доступном для ребенка.

Так как формирование разносторонне развитой личности – сложная задача, преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Система шахматных занятий, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию школьника.

Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребенок, особенно в начале обуче­ния, воспринимает их именно как игру. Сейчас шахматы стали профессиональным видом спорта, и реальность такова, что все детские соревнования носят спортив­ную направленность. Поэтому развитие личности ребенка происходит через шахматную игру в ее спортивной форме. Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внима­ния, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющей­ся обстановке и т.д. Шахматы, сочетающие в себе также элементы науки и искусст­ва, могут вырабатывать в учащихся эти черты более эффективно, чем другие виды спорта. Форми­рование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера. Например, почти все партии начинающий шахматист проигрывает из-за невнимательности. Грубые ошибки у человека, знакомого с правилами игры и имеющего определенный практический опыт, на 90% являются следствием недостатка внимания. Если тренер поможет учащемуся понять это и исправить, результаты улучшатся, но это не главное. Важнее то, что ребенок избавляется от своей невнимательности.

преподаватели

Концевой Михаил Павлович

Расписание

2 раза в неделю по 2часа

Содержание программы

Содержание программы

Ⅰ год обучения (144 часа)

Ⅰ. Введение (2 часа)

Теория: знакомство с детьми, постановка задач на год, правила техники безопасности, краткое знакомство с историей шахмат.

Ⅱ. Правила игры (30 часов)

 

Ⅲ. Простейшие окончания (40 часов)

Ⅰ. Основные шахматные тактические понятия (30 часов)

Ⅱ. Как начинать партию (20 часов)

 

Ⅲ. Короткие партии и ловушки.

Ⅳ. Проведение соревнований. Подведение итогов.

Ⅱ год обучения (144 часа)

Ⅰ. Введение

Ⅱ. Правила игры (30 часов)

 

Ⅲ. Простейшие окончания (40 часа)

 

Ⅰ. Основные шахматные тактические понятия (42 часа)

 

Ⅱ. Как начинать партию (30 часов)

Ⅰ. Короткие партии и ловушки (30 часов)

 

Ⅱ. Шахматный практикум (20 часов)

Ⅲ. Анализ типовых позиций и сыгранных партий (10 часов)

Ⅳ. Проведение соревнований. Подведение итогов (12 часов)

Ⅲ год обучения (144 часа)

 

Ⅰ. Вводное занятие (2 часа)

 

Ⅱ. Шахматы – спорт, наука и искусство (3 часа)

Ⅲ. Тактика игры (22 часа)

 

Ⅳ. Основные технические приёмы (16 часов)

 

Ⅴ. Стадии шахматной партии (29 часов)

Ⅰ. Конкурсы решений задач и этюдов ( 8 часов)

Ⅱ. Сеансы одновременно игры (16 часов)

Ⅲ. Соревнования (48 часов)

Ⅳ. Итоговое занятие (2 часа)

 

Цели программы

Обучение детей игре в шахматы, развитие логического и аналитического мышления, целеустремленности и настойчивости в достижении цели через овладение спортивными навыками шахматной игры.

Результат программы

 

К концу первого года обучающиеся будут

знать:

· все ходы фигур;

· шахматную нотацию;

· сравнительную ценность фигур;

· что такое шах, мат, пат;

· общие принципы игры в начале партии;

· правила поведение во время игры;

· тактические удары;

· общие принципы игры;

· правила поведения в помещении и на улице, правила техники безопасности.

уметь:

· применять указанные знания на практике;

· играть шахматную партию с записью;

· концентрировать внимание, ценить время;

· правильно вести себя во время игры в помещении и на улице;

· играть в шахматы с удовольствием.

К концу второго года обучающиеся будут

знать:

· правила разыгрывания основных дебютов и окончаний;

· основы тактики и стратегии шахмат;

· порядок проведения и организацию шахматных соревнований (турниров);

· правила этикета при игре в шахматы и их выполнение.

уметь:

· уверенно применять тактические приемы и сочетать их в своей игре;

· строить и реализовывать свои стратегические планы;

· осознавать свои ошибки и видеть ошибки соперника.

К концу третьего года обучающиеся будут

знать:

· историю мировых и отечественных шахмат, имена чемпионов мира и претендентов на шахматную корону, современных шахматистов;

· как разыгрываются основные дебюты и окончания, иметь в своем арсенале несколько наиболее проработанных дебютов;

· темы шахматной стратегии, технические приемы и лучшие расположения в игре;

· основные положения Шахматного кодекса РФ.

уметь:

· разбираться в системах проведения шахматных соревнований, правилах судейства;

· самостоятельно следить за проходящими в настоящее время российскими и международными шахматными турнирами;

· уверенно владеть тактическими приемами, грамотно их комбинировать;

· строить и реализовывать стратегические планы, читать планы противника;

· участвовать в проводимых мероприятиях не только как участник, но и как организатор, проявлять инициативу, помогать начинающим, заниматься самостоятельно;

· осознавать свои и чужие ошибки, искать их причину, стараться использовать ошибки соперника;

· самостоятельно грамотно анализировать позиции, четко направлять тактические приемы на реализацию стратегических планов;

· для выигрыша партии не стремиться к излишнему перевесу в качестве, понимать и ценить красоту шахматных комбинаций;

· играть, как минимум, на уровне третьего спортивного разряда.

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение

На занятиях используются:

· магнитная демонстрационная доска с магнитными фигурами – 1 штука;

· шахматные часы – 2 штуки;

· таблицы к различным турнирам;

· раздаточные материалы для тренинга;

· вопросники к контрольным занятиям и викторинам;

· словарь шахматных терминов;

· комплекты шахматных фигур с досками – 10-12 штук.

Стоимость

бюджет

Видео