Кукольный театр "Балаганчик" 2022-2023 базовый уровень

Данная программа является дополнительной общеразвивающей разноуровневой программой, так как предполагает обучение на стартовом уровне в течение 1 года для обучающихся в возрасте от 4 до 7 лет, и на базовом уровне в течение 3-х лет для обучающихся 7- 14 лет.

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Кукольный театр «Балаганчик дополнительного образования» имеет общекультурную направленность. Здесь проявляется самостоятельность детей, их творчество, коммуникабельность. Они постигают здесь то, чего не всегда может добиться от них стандартный общеобразовательный процесс. Занятия в кукольном театре вырабатывают чувство ответственности, дисциплинируют, прививают чувство коллективизма. Процесс обучения мастерству управлять куклой может стать средством профилактики эмоциональной бедности, школой поддержки и ободрения любого человека. Театр кукол, как и всякий другой вид искусства, обладает безграничными возможностями для эксперимента и творчества. Поиск и эксперимент составляют основу существования творческого коллектива учреждения.

Кукольный театр– это всеобъемлющая форма искусства, требующая максимально разносторонней одаренности. Сегодня сценическому творчеству уделяется внимание практически в каждом российском образовательном учреждении. И это вполне закономерно. Ведь театр – это благоприятная среда для самовыражения и самореализации, позволяющая многим «найти себя», поверить в себя, преодолеть собственную робость, застенчивость, комплексы неполноценности.

преподаватели

Белова Наталья Николаевна

Расписание

среда, пятница 17.00-18.00

Содержание программы

1.1.Техника безопасности.

Теория: Театр кукол, разновидности кукольного театра. Рассказ об истоках Театра кукол. Разновидности кукольного театра в разных странах (Италия, Япония, Турция, Франция).

Практика: Дыхательная гимнастика.

2. Магический мир театра (2 часа).

2.1Теория: Знакомство с театральной лексикой. Понятия: кукловод, персонажи, сюжет и др.

Практика: Упражнения на дыхание.

2.2Теория: Понятие о технологии изготовления различных кукол.

Практика: Изготовление пальчиковой куклы. Знакомство с технологией разработки выкроек кукол. Выбор материалов для изготовления различных частей куклы.

Беседа по ПДД: «Дети и проблемы дорожной безопасности »

3. Моя волшебная ручка (12часов).

3.1.-3.4. Теория: Пальчиковые куклы.

Практика: Овладение навыками кукловождения пальчиковыми куклами. Изготовление пальчиковых кукол.

3.5. – 3.8. Теория: Перчаточные куклы.

Практика: Овладение навыками кукловождения перчаточными куклами.

3.9. – 3.12. Теория: Куклы настольного театра.

Практика: Овладение навыками кукловождения куклами настольного театра.

 

4. Театр начинается с вешалки, а кукольный театр с ширмы (10 часов).

4.1.- 4.4Теория: Декорация. Знакомство детей с понятием «декорация». Ознакомление с элементами оформления (декорации, цвет, свет, звук, шумы и т. п.) спектакля кукольного театра.

Практика: Зарисовка простейшей декорации.

Беседа по ПДД: "Опасные ситуации на дорогах, улицах, в общественных местах"

4.5.- 4.6.Теория: Понятие о плоскостных и объёмных декорациях. Понятие о физико-технических свойствах материалов для изготовления театрального реквизита.

Практика: Изготовление объёмной декорации.

4.7.-4.8. Практика: Изготовление плоскостных декораций (деревья, дома и т.д.) Теория: Понятие о физико-технических свойствах материалов для изготовления театрального реквизита.

4.9.- 4.10. Теория: Первичные навыки работы с ширмой.

Практика: Установка ширмы и изготовление элементов декорации.

 

5. Речевая гимнастика (6 часов).

5.1.- 5.2Теория: Понятие о речевой гимнастике и об особенностях речи различных персонажей кукольного спектакля (детей, взрослых персонажей, различных зверей). Модуляция голоса.

Практика: Голосовые упражнения.

5.3 −5.4.Теория: Понятие об артикуляции и выразительном чтении различных текстов (диалог, монолог, рассказ о природе, прямая речь, речь втора за кадром и т.п.). Природные задатки человека, пути их развития.

Практика: Дыхательная гимнастика.

Беседа по ПДД: " Юные пешеходы"

5.5.- 5.6.Практика: Отработка навыков сценической речи.

 

6. Особенности работы кукловода (4 часа).

6.1.Теория: Понятие о разнообразности движений различных частей кукол.

6.2.Практика: Отработка навыков движения куклы по передней створке ширмы.

Теория: Особенности психологической подготовки юного артиста-кукловода.

Практика: Отработка навыков движения куклы в глубине ширмы.

6.3.Теория: Понятие о театральных профессиях (актёр, гример, режиссер и др.). Практика: Закрепление навыков жестикуляции и физических действий.

6.4 Теория: Расчёт времени тех или иных сцен, мизансцен и протяженность всего спектакля

Практика: Генеральная репетиция. Разбор итогов генеральной репетиции.

 

7. Постановка пальчикового кукольного театра " Колобок " (8 часов).

7.1..Теория: Знакомство детей с пальчиковым кукольным театром.

Практика: Отработка навыка работы с пальчиковыми куклами.

Беседа по ПДД " ДТП причины и последствия «

7.2.–7.4. Практика: Прослушивание сказки. Проигрывание в ролях. Подбор музыкального сопровождения.

7.5.-Практика: Распределение ролей. Первичная работа с куклами персонажами.

7.6.Практика: Отработка спектакля. Обучение соединению действий кукол со словами сказки.

7.7.- 7.8.Практика: Генеральная репетиция. Разбор итогов генеральной репетиции.

 

8. Постановка настольного кукольного театра » Как собака себе товарища искала " (10 часов).

8.1.Теория: Ознакомление детей с настольным кукольным театром.

Практика: Изготовление кукол.

8.2. Теория: Выразительное чтение сказки. Обсуждение характеров героев сказки, обсуждение постановочного плана.

8.3.Теория: Распределение ролей. Знакомство с куклами сказки.

Практика:

8.4.Теория: Первичная отработка навыка работы с куклами сказки.

Практика:

8.5.Теория: Отработка выразительного чтения слов каждого героя сказки, этюды с куклами на материале пьесы.

Практика:

8.6.Практика: Генеральная репетиция. Разбор итогов генеральной репетиции.

8.7.- 8.10Практика: Творческий отчет. Показ настольного кукольного театра для обучающихся Школы раннего развития.

 

9. Постановка театра ложек «Заячья избушка» (8 часов).

9.1.-9.4. Теория: Эти «волшебные» ложки. Знакомство детей с театром ложек.

Практика: Изготовление кукол.

9.5.Теория: Давайте познакомимся. Прослушивание сказки.

Практика: Распределение ролей, обсуждение характеров героев сказки..

9.6.Теория: Здравствуйте, сказочные герои.

Практика: Подбор музыки, проигрывание в ролях. Заучивание слов (ударение, эмоциональная интонация, пауза, темп). Репетиция по эпизодам.

9.7.Практика: Генеральная репетиция. Разбор итогов генеральной репетиции.

9.8.Практика: Творческий отчет. Показ постановки театра ложек для обучающихся Школы раннего развития.

 

10. Постановка кукольного театра «Кто сказал » Мяу?" (12 часов).

10.1.Теория: Моя волшебная рукавичка. Ознакомление детей с перчаточными куклами.

Практика: Урок кукловождения.

10.2.Теория: Давайте познакомимся. Прослушивание сказки.

Практика: Работа над основными терминами и понятиями, названиями животных: Лягушка, Мышка и т.д.

10.3.Практика: Просмотр мультфильма.

Беседа по ПДД: "Профилактика ПДД«

10.4.Теория: Здравствуйте, сказочные герои.

Практика: Распределение ролей, обсуждение характеров героев сказки.

10.5.Теория: Говорят герои.

Практика: Заучивание слов (ударение, эмоциональная интонация, паузы, темп).

10.6.Теория: Обучение соединению действий кукол со словами пьесы.

Практика: Работа за ширмой.

10.7.Практика: Репетиция по эпизодам.

Теория: Поиск выразительных возможностей кукол в предлагаемых обстоятельствах пьесы, этюды с куклами на материале пьесы.

10.8.Практика:
Генеральная репетиция. Разбор итогов генеральной репетиции.

10.9.Практика: Творческий отчет. Показ постановки кукольного театра «Кто сказал „Мяу“? для младших школьников.

Беседа по ПДД: » Культура поведения, водителя, пассажира"

 

11. Итоговое занятие (1 час).

Теория: Подведение итогов года. Итоговая аттестация обучающихся

Практика: Просмотр и обсуждение видео – материалов спектаклей.

Анкетирование.

 

Цели программы

Цель программы

Создание условий для формирования коммуникативной, креативной личности, способной управлять театральной куклой и организовать кукольное представление на сцене.

Результат программы

Планируемые результаты

Содержание программы, формы и методы работы позволяют достичь следующих результатов:

Внешние результаты деятельности:

-выступление со спектаклями для детей дошкольных и школьных образовательных учреждений в рамках каникул;

-демонстрация художественных номеров с использованием кукол на мероприятиях МУ "ДДТ".

- выступления перед родителями.

Внутренние результаты деятельности:

- формирование у детей следующих компетентностей:

Информационной компетентности:

- умение осуществлять поиск информации;

- умение систематизировать информацию;

- умение оценивать информацию;

- умение анализировать информацию;

- умение обобщать информацию;

-умение формулировать и задавать вопросы.

Коммуникативной компетентности:

- умение вести вербальное и невербальное общение;

- умение строить взаимодействие;

- умение вести диалог;

- умение владеть речеведческой культурой;

-умение самостоятельно договориться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с задачей, поставленной перед группой.

Эстетической компетентности:

-умение презентовать свою деятельность;

-умение создавать продукт творческой деятельности;

-умение выбрать приемы, методы для самовыражения;

-умение придать результатам своего труда особые эстетические качества;

-умение вести самостоятельную творческую деятельность.

Управленческой компетентности:

-умение мотивировать в группе;

-умение прогнозировать результаты деятельности в группе;

-умение организовать деятельность;

-умение корректировать ход деятельности в группе;

-умение оценить вклад члена команды в общее дело.

Особые условия проведения

Особенности организации образовательного процесса по данной программе обусловлены соответствием учебному плану. Группа детей сформирована по принципу разновозрастной группы, которая является основным составом объединения.

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение:

· Кабинет для занятий, актовый зал, оборудованный зеркалами.

· Мультимедийное оборудование: компьютер, телевизор, DVD-проигрыватель, музыкальный центр.

· Краски, цветные карандаши, альбомы, пластилин, клей, бумага.

· Элементы костюмов и декораций.

· Театральные куклы: планшетные, пальчиковые, перчаточные, тростевые, ростовые.

Стоимость

0 рублей