«Фольклор» (стартовый уровень)

Дополнительная общеразвивающая программа «Фольклор» направлена на формирование и дальнейшее развитие представлений о красоте и многообразии культурного наследия России, на развитие интереса, любви и уважения к своим национальным истокам. Она построена на основе народного календаря.
Программа предполагает различные типы занятий (занятие – сообщение (изучение) новых знаний (рассказ – беседа); занятие закрепления и развития знаний, умений, навыков (разучивание и отработка попевок, закличек, песен; работа над народной хореографией, разучивание новых танцев, игр); занятие применения знаний, умений, навыков; занятие обобщение и систематизации знаний, умений; комбинированное занятие) и формы занятий (занятие – игра, занятие – театрализованная импровизация, занятие – сказка, занятие – репетиция, занятие – фантазия, занятие – праздник).
Репертуар подбирается с учетом возрастных особенностей, подготовленности и заинтересованности детей. Знакомство с традиционной народной культурой идет от общего к частному.
Приоритетное внимание уделяется специфическим детским видам деятельности: игре, музыкальной, танцевальной, театрализованной, культурно – досуговой.

преподаватели

Хазова Татьяна Вячеславовна,
педагог дополнительного образования


Смирнов Валерьян Максимович,
педагог дополнительного образования

Расписание

Пятница с 20:50 по 21:10,

вторник с 14640 по 14:40

Содержание программы

Задачи 1 года обучения:

Обучающие:

  • знакомить воспитанников 1-го года обучения с народными играми, песнями, танцами, праздниками, приметами, обычаями, бытом русского народа, сделать их участниками определенных праздников;
  • знакомить детей с народными промыслами, народным костюмом;

Развивающие:

  • научить детей общению между собой и в коллективе при помощи народной игры, песни, танца;
  • создание «ситуации успеха» для всех детей на каждом занятии, помогающей преодолеть неуверенность в себе при выполнении заданий;
  • активнее привлекать к посещению занятий, подготовке и проведению детских народных праздников родителей.

Воспитательные:

  • развитие общих, творческих и специальных способностей;
  • развитие природных задатков и реализация интересов ребенка;
  • работа над пением в унисон с целью образования единой манеры пения;
  • обучение умению сочетать пение с движением или игрой, сохраняя качество звучания.

Цели программы

Через эмоциональное восприятие формировать у ребенка способность понимать русскую историю, культуру, обряды, быт; желание и потребность к их изучению и применению в жизни, ориентация детей на национальные ценности и формирование этнического самосознания.

Результат программы

В обучении

  • получено представление о фольклоре как источнике народной мудрости;
  • изучены основные русские календарные праздники, особенности традиционных календарных праздников;
  •  изучены основные жанры фольклора, основные жанры устного народного творчества;
  •  получены знания об основных православных праздниках, о жизни святых людей;
  •  изучены основные приметы народного календаря;
  • сформировано умение исполнять песни, заклички, плясовые, хороводные с соответствующими движениями;
  • сформировано умение плясать в народной манере, исполнять бытовые (массовые) танцы, кадрили, хороводы;
  • получены знания о народных играх и способах их организации;
  • сформирована способность применять пословицы, считалки, загадки, прибаутки в письменной и устной речи.

В развитии

  • развита самостоятельность и личная ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
  • сформированы эстетические потребности, ценности и чувства;
  • развиты этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.

В воспитании

  • сформировано чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, сформированы ценности многонационального российского общества; установлены гуманистические и демократические ценностные ориентации;
  • сформирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • сформировано уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • развиты навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • сформированы установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

 

Особые условия проведения

Программа предназначена для воспитанников 6-8 лет, обучающихся 1-х классов. Учебные группы формируются по первым классам МОУ средняя школа № 10. Специального отбора среди воспитанников кружка не проводится.

Материально-техническая база

  • Актовый зал;
  • Видео-, аудио-проигрыватель;
  • баян;
  • шумовые инструменты (ложки, трещотки, бубны);
  • баннер «Русская изба» (5×8 кв.м);
  • видеокассеты "Народные пляски";
  • SD "Бытовые танцы и кадрили"