Струнные инструменты. Предпроф.

Занятия на струнных инструментах отлично развивают ум, интуицию и воображение.

Струнные инструменты являются не только сольными инструментами, но ансамблевыми. Поэтому, владея игрой на данных инструментах, учащиеся имеют возможность соприкоснуться с лучшими образцами музыкальной культуры в различных жанрах. В классе ансамбля обучающийся оказывается вовлеченным в процесс коллективного музицирования, используя знания, умения и навыки, полученные по специальности.

Комплексная программа ориентирована на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на струнных инструментах (скрипка, виолончель), позволяющих исполнять музыкальные произведения, в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями. Для освоения данной программы учебный план состоит из следующих дисциплин: специальный предмет, сольфеджио, слушание музыки, музыкальная литература, коллективное музицирование (хор, ансамбль скрипачей).

преподаватели

Обучение осуществляется на 2-х площадках школы:

140408, Московская область, г. Коломна, ул. Малышева, д. 24

140405, Московская область, г. Коломна, ул. Весенняя, д. 24

  1. Самарская О.Д. – Заслуженный работник культуры Московской области, преподаватель по классу скрипки высшей категории, зав. отделом струнных инструментов МБУ ДО «ЦДМШ им. Алябьева», зав. секцией струнно-смычковых инструментов Коломенского методического объединения (ул. Малышева, ул. Весенняя)
  2. Югай Л.В. – преподаватель по классу скрипки первой категории (ул. Малышева, ул. Весенняя)
  3. Сляднева Ю.Е. – преподаватель теоретических дисциплин высшей категории, директор МБУ ДО «ЦДМШ им. Алябьева» (ул. Малышева, ул. Весенняя)
  4. Симоянова Е.Л. – преподаватель теоретических дисциплин высшей категории, зав. теоретическим отделом МБУ ДО «ЦДМШ им. Алябьева», зав. теоретической секцией Коломенского методического объединения (ул. Малышева)
  5. Лаврикова Ю.Н. – преподаватель хоровых дисциплин первой категории (ул. Малышева)
  6. Германова С.А. – преподаватель хоровых дисциплин (ул. Малышева, ул. Весенняя)

Расписание

Расписание составляется после приема в учебное заведение индивидуально с каждым учащимся максимально удобно, с учетом особенностей расписания занятий в общеобразовательной школе (1, 2 смены)

 

Содержание программы

Программа включает в себя комплекс учебных предметов:

Музыкальное исполнительство:

  • Специальность "Струнный инструмент" – 2 часа в неделю (1-4 класс), 2,5 часа в неделю (5-8 класс);
  • Ансамбль – 1 час в неделю (4-7 класс);
  • Дополнительный инструмент (фортепиано) – 1 час в неделю (3-8 класс);
  • Хоровой класс – 1 час в неделю (1-3 класс)

Теория и история музыки:

  • Сольфеджио – 1 час в неделю (1 класс), 1,5 часа в неделю (2-8 класс);
  • Слушание музыки – 1 час в неделю (1-3 класс);
  • Музыкальная литература – 1 час в неделю (4-7 класс), 1,5 часа в неделю (8 класс).

 

Цели программы

Цель программы: обеспечение развития музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области исполнительства на струнном инструменте, выявление одаренных детей и подготовка их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования.

Задачи учебного предмета:

Образовательные:

  • формирование навыков игры на струнном инструменте;
  • приобретение знаний в области музыкальной грамоты;
  • приобретение знаний в области истории музыкальной культуры;
  • формирование основных понятий о музыкальных стилях и жанрах;
  • приобретение учащимися опыта творческой деятельности.

Воспитательные:

  • воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения;
  • воспитание стремления к практическому использованию знаний и умений, приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой деятельности.

Развивающие:

  • развитие творческих способностей, подбор по слуху мелодии;
  • развитие музыкального слуха, чувства ритма, памяти, логического мышления, эмоционального восприятия и воспроизведения музыки;
  • развитие двигательно-моторных («технических») навыков (беглости пальцев при свободе игрового аппарата);
  • развитие познавательного интереса детей в сфере музыкального искусства, исполнительства и творчества.

Социально-педагогические:

  • повышение занятости детей в свободное время;
  • организация полноценного досуга.

Профессионально – ориентационные:

  • формирование специальных знаний и умений, необходимых для поступления в средние и высшие музыкальные учебные заведения;
  • обеспечение поддержки и развития талантливых детей.

Результат программы

В результате освоения программы учащиеся будут знать:

  • основные исторические сведения об инструменте;
  • конструктивные особенности инструмента;
  • элементарные правила по уходу за инструментом и умение их применять при необходимости;
  • основы музыкальной грамоты;
  • основные средства музыкальной выразительности (тембр, динамика, штрих, темп и т.д.);
  • основные жанры музыки (инструментальный, вокальный, симфонический и т.д.).

В результате освоения программы учащиеся будут уметь:

  • самостоятельно определять технические трудности несложного музыкального произведения и находить способы и методы в работе над ними;
  • самостоятельно среди нескольких вариантов аппликатуры выбрать наиболее удобную и рациональную;
  • самостоятельно, осознанно работать над несложными произведениями, опираясь на знания законов музыки;
  • творчески подходить к созданию художественного образа, используя при этом теоретические знания и предыдущий
  • практический опыт в освоении музыкальных средств выразительности.

Выпускники приобретут навыки:

  • игры по нотам;
  • чтения с листа несложных произведений, необходимых для ансамблевого музицирования;
  • навыки транспонирования и подбора по слуху, необходимые в дальнейшем будущему музыканту.

Реализация программы обеспечивает: наличие у учащегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
  • самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
  • использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
  • выбирать успешные стратегии в различных ситуациях.

Личностные результаты:

  • развитие общей культуры обучающихся, их мировоззрения, ценностно-смысловых установок;
  • развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных способностей, готовности и способности к саморазвитию и профессиональному самоопределению.

 

Особые условия проведения

Программа «Струнные инструменты» (скрипка, виолончель) предполагает тесную взаимосвязь с музыкально–теоретическими дисциплинами и предусматривает обязательное посещение других учебных предметов: сольфеджио, слушание музыки, музыкальная литература, дополнительный инструмент, хор, ансамбль.

Срок освоения дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Струнные инструменты» (скрипка), поступивших в ЦДМШ им. Алябьева составляет 8 лет.

Материально-техническая база

Комплексная программа «Струнные инструменты» (скрипка, виолончель) обеспечивается учебно-методической документацией и материалами по всем учебным предметам. 

 

Реализация данной программы обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам. Библиотечный фонд укомплектовывается печатными изданиями, основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературой по всем учебным предметам. 

 

Материально-технические условия ЦДМШ им. Алябьева обеспечивают возможность достижения обучающимися результатов, предусмотренных данной программой.

 

Материально-техническая база школы соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. 

 

В ЦДМШ им. Алябьева имеются:

  • Библиотека;
  • Учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий со специальным оборудованием (музыкальными инструментами, столами, стульями, шкафами и др.). Учебные аудитории оформлены наглядными пособиями. Учебные аудитории для индивидуальных занятий имеют площадь не менее 6 кв. м.;
  • ТСО: ноутбук, телевизор, мультимедиа-проектор, музыкальный центр, DVD плеер, фотокамера, видеокамера. 

 

В школе создаются условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов и учебного оборудования.