Юный исследователь

Программа «Юный исследователь» имеет эколого-биологическую направленность, носит практико-ориентированный характер. Тематика блока, посвященного изучению основ микроскопирования, соответствует программе биологии средних классов и служит поддержкой практической части этих курсов. Учащиеся не только развивают навыки работы с микроскопом, но и обучаются простейшим методам исследовательской деятельности.

преподаватели

Шор Светлана Зиновьевна учитель биологии высшей квалификационной категории

Расписание

Программа разработана для обучающихся средней школы, состоит из одной части, рассчитана на 72 часа. Содержание программы выстроено в рамках единой логики. Программа рассчитана на 1 года обучения (2 часа в неделю).

Занятия учебных объединений проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 2 академический час. Форма проведения занятий – групповая, работа в малых группах (командами). Также при запросе от родителей и обучающегося может быть применен индивидуальный подход.

Содержание программы

Введение

Вводное занятие. Цели и задачи работы. Одежда и оборудование для опытной и полевой работы. Техника безопасности.

Тема 1.

Опытническая работа в зимнем саду

Размер выборки. Размер опытных посадок. Количество опытных повторностей, контроль.

Биометрические показатели. Оформление простейшего дневника опыта.

 Тема 2.

 Зимнее обследование городского парка.  Методы изучения зимующих насекомых. Характер повреждения листовой пластинки разными вредителями. Видовой состав насекомых, стадии. Практическое использование методов изучения зимующих стадий. Видовой состав насекомых без определителя.

 Тема 3.

Изучение биоценоза пруда. Водные растения. Водные беспозвоночные. Водные и околоводные растения. Водные и околоводные растения. Методы отбора проб воды для изучения и микроскопирования. Водные беспозвоночные. Разбор и определение собранных проб воды и беспозвоночных.

 Тема 4.

 Простейший мониторинг окружающей среды. Биоиндикация Экологический мониторинг. Экологический мониторинг леса. Биоиндикаторы. Лихеноиндикация.

 Тема 5.

 Микроскопирование. Устройство микроскопа, оборудование, правила работы и техника безопасности при работе с микроскопом. Приготовление временных микропрепаратов.Способы окраски микропрепаратов.

 Тема 6.

Микроскопирование различных групп организмов. Микроскопирование грибов. Микросокпирование водорослей. Систематика водорослей. Микросокпирование водорослей. Размножение водорослей. Микроскопирование мхов. Микроскопирование папоротников. Микроскопирование голосеменных

 Тема 7.

 Микроскопирование различных групп организмов Микроскопирование покрытосеменных. Растения высшие и низшие. «Элодея – это водоросль или высшее растение?» Микроскопирование тканей животных.

Тема 8.

 Методика постановки лабораторных биологических экспериментов Биологический экспиримент. Методика. Составление плана эксперимента.

 Тема 9.

 Гербаризация и определение растений. Гербарий. Методика гербаризации. Гербарная этикетка. Правила хранения гербария. Гербаризация растений. Виды определителей растений. Порядок определения растений.  Определение гербарных растений с помощью определителя.

Тема 10.

Монтировка и оформление коллекций насекомых. Определение насекомых. Правила сбора насекомых. Правила хранения насекомых. Монтировка коллекции. Монтировка собранных осенью насекомых. Определители насекомых. Основные таксономические признаки. Основные отряды насекомых.Семейства отряда жесткокрылых.Семейства отряда бабочек. Семейства отряда перепончатокрылых. Семейства отряда двукрылых.

 Тема 11.

Опытническая работа в зимнем саду в зимнее время. Определение тем для опытов. Составление плана опытов. Закладка опытов. Ведение и анализ дневника опыта. Завершение опыта. Сбор материалов. Анализ собранных материалов. Оформление отчета. Выступления с отчетами о результатах работы по выбранным темам.

 Тема 12.

Зимнее обследование городского парка. Фотопериодизм. Зимние явления в жизни растений. Зимние явления в жизни животных.

Цели программы

Цель: изучение методов биологических наук, освоение некоторых из них, использование их в процессе изучения биологии и экологии.

Программа ставит перед собой следующие задачи:

1. Актуализация биологических знаний о живых объектах и методах познания;

2. Развивать способность освоение простейших методов биологических наук, постановки опытов, мониторинговых исследований;

3. Развитие исследовательских навыков;

4. Формировать и развить у учащихся ключевые компетенций, интереса к изучению природы.

Результат программы

Личностные результаты:

 1)формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;

 2)формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3)формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4)овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5)принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6)развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7)формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8)развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9)развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10)формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

11)интерес к познанию мира природы;

12)потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

13)осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;

14) преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

 Метапредметные результаты:

1)овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств еѐ осуществления;

2)освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3)формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4)формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5)освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6)использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7)готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

8)определение общей цели и путей еѐ достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

9)овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием.

10)овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

 Предметные результаты:

• наиболее типичных представителей животного мира России; Московской области;

• какую пользу приносят представители животного мира;

• признаки биологических объектов – клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий;

• многообразие и сложность строения живых объектов;

• основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);

• влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);

• самоценность любого организма;

• значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);

• значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;

• многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;

• основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);

 • организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними; • человек – существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;

• условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;

• различия съедобных и несъедобных грибов;

• позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;

• способы сохранения окружающей природы;

Особые условия проведения

Одним из основных методов обучения являются систематические фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей. Данный вид деятельности предполагает систематическую работу с «Календарем наблюдений» в лабораториях, а также ведение индивидуальных блокнотов или тетрадей «Дневник юного исследователя». Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные представления, экологические акции, знакомство с определителями, составление памяток.

Материально-техническая база

Для эффективной реализации настоящей программы необходимы определённые условия:

 -наличие учебного кабинета с учебной доской;

 -наличие Уголка природы (с растениями и животными);

 -библиотечный фонд (энциклопедии и справочники),

 -возможность выезда (выхода) за пределы города; – наличие разнообразных средств обучения:

 -компьютер (ноутбук) с возможностью использования сети Интернета;

 -медиа-проектор;

 -аудио- и видеоматериалы;

 -аудиоаппаратура;

 -микроскоп;

 -лупы;

 -глобус,

 -компас,

 -географические карты,

 -географический атлас,

 -термометр,

 -химические реактивы (набор)

 -лабораторная посуда.

Стоимость

на согласовании