Фортепиано. Предпроф.

Из всех музыкальных инструментов, которыми пользуется человек, фортепиано полнее всего удовлетворяет разнообразные интересы и вкусы: это инструмент эстрады и быта, солист и аккомпаниатор, обладающий многими возможностями оркестра, красотой человеческого голоса. Это уникальный инструмент.

Фортепианное отделение является самым многочисленным и по числу учащихся и по числу педагогов. В общую копилку наград за последние три года ученики фортепианного отделения принесли большое количество дипломов участвуя в конкурсах и фестивалях различного уровня. Юные пианисты принимают участие в городских и районных мероприятиях, выступая на основных концертных площадках города.

Обучение детей игре на фортепиано – это идеальный вариант для знакомства с музыкой, ведь фортепиано – это самый распространенный и универсальный инструмент. Игра на фортепиано тренирует память, развивает внимательность, терпение и благоприятно влияет на успеваемость в общеобразовательной школе. Обучение игре на фортепиано развивает абстрактное мышление, благотворно сказывается на нервной системе и повышает интеллект.

Комплексная программа ориентирована на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, позволяющих исполнять музыкальные произведения, в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями. Для освоения данной программы учебный план состоит из следующих дисциплин: специальный предмет, сольфеджио, слушание музыки, музыкальная литература, коллективное музицирование (хор).

преподаватели

Обучение осуществляется на 2-х площадках школы:

140408, Московская область, г. Коломна, ул. Малышева, д. 24

140405, Московская область, г. Коломна, ул. Весенняя, д. 24

  1. Асалина Е.В. – преподаватель по классу фортепиано первой категории (ул. Малышева)
  2. Батыгина И.И. – преподаватель по классу фортепиано высшей категории, зам. директора по УВР МБУ ДО «ЦДМШ им. Алябьева», председатель Коломенского методического объединения (ул. Малышева)
  3. Батыгин А.Н. – преподаватель по классу фортепиано первой категории (ул. Малышева)
  4. Гуськова И.И. – преподаватель по классу фортепиано первой категории (ул. Весенняя)
  5. Зайцева А.М. – преподаватель по классу фортепиано первой категории (ул. Весенняя)
  6. Казанова А.В. – преподаватель по классу фортепиано первой категории (ул. Весенняя)
  7. Купцова Е.А. – преподаватель по классу фортепиано высшей категории (ул. Малышева)
  8. Левтеева А.А. – преподаватель по классу фортепиано высшей категории, зам. директора МБУ ДО «ЦДМШ им. Алябьева», зам. председателя Коломенского методического объединения (ул. Весенняя)
  9. Лифановская Л.И. – преподаватель по классу фортепиано высшей категории, зам. директора по КПР МБУ ДО «ЦДМШ им. Алябьева», зав. секцией фортепиано Коломенского методического объединения (ул. Малышева)
  10. Панина Т.С. – преподаватель по классу фортепиано первой категории (ул. Малышева)
  11. Сатыр Г.М. – преподаватель по классу фортепиано высшей категории (ул. Весенняя)
  12. Соловьева Н.Ф. – преподаватель по классу фортепиано высшей категории (ул. Малышева)
  13. Тельнюк М.И. – преподаватель по классу фортепиано высшей категории, зав. фортепианным отделом МБУ ДО МБУ ДО «ЦДМШ им. Алябьева» (ул. Весенняя)
  14. Харьковская Е.М. – преподаватель по классу фортепиано первой категории (ул. Малышева)
  15. Шапиро Е.Н. – преподаватель по классу фортепиано высшей категории (ул. Малышева)
  16. Сляднева Ю.Е. – преподаватель теоретических дисциплин высшей категории, директор МБУ ДО «ЦДМШ им. Алябьева» (ул. Малышева, ул. Весенняя)
  17. Симоянова Е.Л. – преподаватель теоретических дисциплин высшей категории, зав. теоретическим отделом МБУ ДО «ЦДМШ им. Алябьева», зав. теоретической секцией Коломенского методического объединения (ул. Малышева)
  18. Лаврикова Ю.Н. – преподаватель хоровых дисциплин первой категории (ул. Малышева)
  19. Германова С.А. – преподаватель хоровых дисциплин (ул. Малышева, ул. Весенняя)
  20. Кирова В.В. – преподаватель хоровых дисциплин первой категории (ул. Малышева, ул. Весенняя)

 

Расписание

Расписание составляется после приема в учебное заведение индивидуально с каждым учащимся максимально удобно, с учетом особенностей расписания занятий в общеобразовательной школе (1, 2 смены)

Содержание программы

Программа включает в себя комплекс учебных предметов:

Музыкальное исполнительство:

  • Специальность «Фортепиано» – 2 часа в неделю (1-4 класс), 2,5 часа в неделю (5-8 класс);
  • Ансамбль – 1 час в неделю (4-7 класс);
  • Концертмейстерский класс – 1 час в неделю (7,8 класс);
  • Хоровой класс – 1 час в неделю (1-3 класс), 1,5 часа в неделю (4-8 класс).

Теория и история музыки:

  • Сольфеджио – 1 час в неделю (1 класс), 1,5 часа в неделю (2-8 класс);
  • Слушание музыки – 1 час в неделю (1-3 класс);
  • Музыкальная литература – 1 час в неделю (4-7 класс), 1,5 часа в неделю (8 класс)

 

Цели программы

Цель программы: обеспечение развития музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области фортепианного исполнительства, выявление одаренных детей в области музыкального исполнительства на фортепиано и подготовка их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования. 

Задачи учебного предмета:

Образовательные:

  • формирование навыков игры на фортепиано;
  • приобретение знаний в области музыкальной грамоты;
  • приобретение знаний в области истории музыкальной культуры;
  • формирование основных понятий о музыкальных стилях и жанрах;
  • приобретение учащимися опыта творческой деятельности. 

Воспитательные:

  • воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения;
  • воспитание стремления к практическому использованию знаний и умений, приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой деятельности.

Развивающие:

  • развитие творческих способностей, подбор по слуху мелодии и аккомпанемента;
  • развитие музыкального слуха, чувства ритма, памяти, логического мышления, эмоционального восприятия и воспроизведения музыки;
  • развитие двигательно-моторных («технических») навыков (беглости пальцев при свободе игрового аппарата);
  • развитие познавательного интереса детей в сфере музыкального искусства, исполнительства и творчества.

Социально-педагогические:

  • повышение занятости детей в свободное время;
  • организация полноценного досуга. 

Профессионально – ориентационные:

  • формирование специальных знаний и умений, необходимых для поступления в средние и высшие музыкальные учебные заведения;
  • обеспечение поддержки и развития талантливых детей.

Результат программы

В результате освоения программы учащиеся будут знать:

  • основные исторические сведения об инструменте;
  • конструктивные особенности инструмента;
  • элементарные правила по уходу за инструментом и умение их применять при необходимости;
  • основы музыкальной грамоты;
  • основные средства музыкальной выразительности (тембр, динамика, штрих, темп и т.д.);
  • основные жанры музыки (инструментальный, вокальный, симфонический и т.д.).

 В результате освоения программы учащиеся будут уметь:

  • самостоятельно определять технические трудности несложного музыкального произведения и находить способы и методы в работе над ними;
  • самостоятельно среди нескольких вариантов аппликатуры выбрать наиболее удобную и рациональную
  • самостоятельно, осознанно работать над несложными произведениями, опираясь на знания законов музыки;
  • творчески подходить к созданию художественного образа, используя при этом теоретические знания и предыдущий практический опыт в освоении музыкальных средств выразительности.

 Выпускники приобретут навыки:

  • игры по нотам;
  • чтения с листа несложных произведений, необходимых для ансамблевого музицирования;
  • навыки транспонирования и подбора по слуху, необходимые в дальнейшем будущему музыканту. 

Реализация программы обеспечивает: наличие у учащегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству. 

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
  • самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
  • использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
  • выбирать успешные стратегии в различных ситуациях.

 Личностные результаты:

  • развитие общей культуры обучающихся, их мировоззрения, ценностно-смысловых установок;
  • развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных способностей, готовности и способности к саморазвитию и профессиональному самоопределению.

Особые условия проведения

Программа «Фортепиано» предполагает тесную взаимосвязь с музыкально–теоретическими дисциплинами и предусматривает обязательное посещение других учебных предметов: сольфеджио, слушание музыки, музыкальная литература, хор, ансамбль.

Срок освоения дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано», поступивших в ЦДМШ им. Алябьева составляет 8 лет.

Материально-техническая база

Комплексная программа «Фортепиано» обеспечивается учебно-методической документацией и материалами по всем учебным предметам.

 

Реализация данной программы обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам. Библиотечный фонд укомплектовывается печатными изданиями, основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературой по всем учебным предметам.

 

Материально-технические условия ЦДМШ им. Алябьева обеспечивают возможность достижения обучающимися результатов, предусмотренных данной программой.

 

Материально-техническая база школы соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

 

В ЦДМШ им. Алябьева имеются:

  • Библиотека;
  • Учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий со специальным оборудованием (музыкальными инструментами, столами, стульями, шкафами и др.). Учебные аудитории оформлены наглядными пособиями. Учебные аудитории для индивидуальных занятий имеют площадь не менее 6 кв. м.;
  • ТСО: ноутбук, телевизор, мультимедиа-проектор, музыкальный центр, DVD плеер, фотокамера, видеокамера.

 

В школе создаются условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов и учебного оборудования.