«Химия вокруг нас»

 Образовательная программа «Химия вокруг нас» является программой естественнонаучной направленности, реализуется на базе «Центра детского творчества» и является важным направлением в развитии и формировании у школьников первоначального целостного представления о мире на основе сообщения им некоторых знаний по химии.
 В процессе изучения данного курса учащиеся совершенствуют практические умения, способность ориентироваться в мире разнообразных химических материалов, осознают практическую ценность химических знаний, их общекультурное значение для образованного человека. Отличительной чертой программы является наличие большого количества практических и лабораторных занятий, которые позволяют учащимся значительно лучше усвоить изучаемый материал и дают им возможность применять полученные знания и умения на практике в повседневной жизни.

преподаватели

Педагог дополнительного образования Кондратюк Алексей Валерьевич, Высшая квалификационная категория

Содержание программы

Содержание программы

1 год обучения

Раздел 1. Вводное занятие, правила техники безопасности.
Раздел 2. Химическая лаборатория; реактивы и оборудование.
Раздел 3. Химия на кухне. Использование различных веществ, применяемых на кухне в повседневной жизни, для различных химических экспериментов. Полезные "лайфхаки".
Раздел 4. Химия пищи. Основные компоненты пищи. Химия продуктов растительного и животного
происхождения. Эксперименты с продуктами питания; проверка качества и состава продуктов питания; обнаружение вредных веществ в продуктах питания.
Раздел 5. Домашняя аптечка. Польза и вред различных лекарственных препаратов. Исследование качества и состава лекарственных средств. Применение веществ из домашней аптечки для проведения химических экспериментов.
Раздел 6. Бытовая химия. Применение средств бытовой химии для проведения химических экспериментов. Исследование средств бытовой химии, их качества и состава.
Раздел 7. Химия и экология (водоемы города). Анализ чистоты водоемов Коломенского городского округа. Примеси в воде, их влияние на организм человека.
Раздел 8. Проектная деятельность.
Раздел 9. Заключительное занятие, подведение итогов учебного года.

2 год обучения

Раздел 1. Вводное занятие, правила техники безопасности.
Раздел 2. Демонстрационные опыты по химии – наглядные, полезные и интересные химические эксперименты, отражающие простейшие химические законы и взаимосвязь химических веществ друг с другом
Раздел 3. Периодическая таблица Д.И. Менделеева. Понятие строение атома, физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода. Основные сведения о строении атома и структуре таблицы Д.И. Менделеева. Физические и химические свойства различных веществ.
Раздел 4. Классификация химических веществ: простые и сложные вещества. Свойства веществ, нахождение в природе и применение. Эксперименты с химическими реактивами.
Раздел 5. Химия в быту. Полезные для повседневной жизни химические эксперименты.
Раздел 6. Металлы: их физические и химические свойства, нахождение в природе, применение. Эксперименты с металлами.
Раздел 7. Неметаллы: их физические и химические свойства, нахождение в природе, применение. Эксперименты с неметаллами.
Раздел 8. Химия и экология (чистота воздуха). Анализ чистоты воздуха в различных районах Коломенского городского округа. Проблема загрязнения воздуха.
Раздел 9. Проектная деятельность.
Раздел 10. Заключительное занятие, подведение итогов учебного года.

3 год обучения

Раздел 1. Вводное занятие, правила техники безопасности.
Раздел 2. Соединения химических элементов
Раздел 3. Изменения, происходящие с веществами
Раздел 4. Растворение. Растворы
Раздел 5. Решение задач по химии.
Раздел 6. Химия и экология (почва)
Раздел 7. Проектная деятельность
Раздел 8. Заключительное занятие, подведение итогов учебного года.

Цели программы

Целью программы является формирование у учащихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений, приобретение необходимых практических умений и навыков по работе с лабораторной техникой; расширение знаний учащихся о применении химических веществ в повседневной жизни, создание условий для раскрытия роли химии как науки, имеющей огромное прикладное значение.

Результат программы

К концу первого года обучения учащиеся:

Знают важнейшие химические понятия (химия, вещество, химический элемент, атом, молекула), могут выявлять взаимосвязь понятий. Учащиеся способны использовать важнейшие химические понятия для объяснения отдельных фактов и явлений. Знают важнейшие вещества и материалы. Имеют представление о роли и значении некоторых веществ в повседневной жизни. Учащиеся знают основные правила техники безопасности при работе с химическими реактивами и способы оказания первой медицинской помощи. Знают основные методы разделения смесей. Знают способы определения чистоты водоемов. Знают основные химические соединения и сферы их применения. Обладают основными знаниями о роли химии в пищевой промышленности, в медицине и бытовой химии. Умеют называть изученные вещества по тривиальной номенклатуре, находить их химические формулы. Умеют обращаться с химическими веществами, соблюдая правила техники безопасности. Осуществляют простейшие химические реакции по указанию педагога. Умеют характеризовать изученные химические вещества по строению и химическим свойствам. Умеют планировать проведение эксперимента по указанию педагога с учетом
приобретенных знаний о правилах безопасной работы с веществами в лаборатории и в быту. Умеют самостоятельно проводить изученные опыты.

К концу второго года обучения учащиеся:

Знают и понимают смысл (выделяют характерные признаки) основных химических понятий, изученных как на первом, так и на втором году обучения: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомные и молекулярные массы, ион, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, степень окисления, моль. Понимают смысл периодического закона Д.И. Менделеева и способны использовать его для обоснования основных закономерностей строения атомов, свойств химических элементов. Знают основные законы и теории химии. Применяют основные положения химических теорий (строения атома, химической связи, кислот и оснований, строения соединений) для анализа строения и свойств веществ. Понимают границы применимости указанных химических теорий. Выявляют взаимосвязи понятий. Используют важнейшие химические понятия для объяснения отдельных фактов и явлений. Знают важнейшие вещества и материалы, используемые человеком в повседневной жизни на кухне, в быту и в медицине. Понимают, что практическое применение веществ обусловлено их составом, строением и свойствами. Объясняют общие способы и принципы получения наиболее важных веществ. Знают классификацию химических веществ. Знают общие физические и химические свойства изученных металлов и неметаллов. Знают способы определения чистоты воздуха. Умеют называть изученные вещества по тривиальной и международной номенклатуре. Умеют объяснять зависимость свойств химических элементов и их соединений от положения элемента в периодической системе Д.И. Менделеева. Умеют определять степень окисления элементов в химических соединениях, заряды. Умеют записывать уравнения изученных химических реакций. Умеют расставлять коэффициенты в химических реакциях. Умеют определять типы химических реакций. Умеют определять строение и химические свойства изученных химических соединений. Умеют по таблице Менделеева вычислять атомные и молекулярные массы веществ. Умеют проводить химические реакции под наблюдением педагога и анализировать полученные результаты. Способны самостоятельно применять полученные практические умения в домашних условиях.

К концу третьего года обучения учащиеся:

Знают основные классы неорганических веществ, их классификации и свойства. Знают типы химических реакций и умеют классифицировать предложенные реакции по типу. Знают области применения основных химических веществ, используемых человеком в быту. Знают понятие катализатора и основные катализаторы, используемые в быту. Знают понятия окислитель и восстановитель и способны находить их в химической реакции. Умеют определять строение атомов химических элементов. Умеют выполнять расчеты по химическим уравнениям, решать задачи на поиск количества вещества, массы и объема и на поиск массовой доли чистого вещества в растворе. По уравнению химической реакции умеют определять способы смещения химического равновесия. Умеют расставлять коэффициенты в химических реакциях методом окислительно-восстановительных реакций. Умеют пользоваться химической посудой, реактивами и самостоятельно проводить химические опыты. Умеют определять pH растворов с помощью индикаторов. Умеют самостоятельно предполагать возможность или невозможность протекания химической реакции на основании полученных знаний о химических свойствах веществ.

Особые условия проведения

Программа рассчитана на 3 года обучения по 144 учебных часа каждый и ориентирована на учащихся 8 – 14 лет. Набор детей в объединение – свободный (без предварительного отбора). Занятия – групповые: количество учащихся в группе составляет 15 человек.

Материально-техническая база

Для проведения занятий в объединении и успешного освоения программы учащимся требуются следующие материалы, инструменты и оборудование:
- учебный кабинет;
- учебная литература;
- химическая посуда (колбы, пробирки);
- химические приборы и материалы;
- химические реактивы.
На вводном занятии и регулярно на протяжении учебного года проводится инструктаж по технике безопасности.
Помещение перед занятием и на переменах должно быть хорошо проветрено, так как некоторые реактивы имеют неприятный резкий запах.