Цветик-Семицветик

Особое место в развитии личности ребенка занимает искусство, способное развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство природы.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

 

Педагоги

Перцева Елена Викторовна, педагог дополнительного образования, высшая категория.

Содержание программы

Программа актуальна на данном этапе, так как учитывает преемственность в изобразительном творчестве детей, она включает в себя не только изучение техники, но и пробуждает творческую фантазию.

Необходимо в раннем возрасте заложить гармоничное представление о мире и правильное отношение к действительности, которое возможно только на основе морально-нравственных ценностей и духовных основ. Важно раскрыть детям предназначение искусства, как служение человеку для возвышения его духа, изначальное назначение художника – создание произведений, служащих, прежде всего духовной пищей, представляющих совокупность красоты и высоконравственного, доброго смысла.

Задача педагога предоставить свободу в отражении своего видения мира доступными для ребенка художественными средствами. Такой подход раскрепощает ребенка. Он уже не боится, что у него что-то не получится. На занятиях создаются условия свободного творчества: ребенок может делать на листе пятна, мазки, раскрепощено работать кистью и карандашом во всех направлениях, применять сочетание разных материалов и способов создания произведения. Для этого в программе предусмотрены темы «Фабрика пятен», «Превращения образов».
«Арт-игры» – это подборка развивающих и познавательных игр,помогающих через нестандартные формы знакомиться с историей искусств, научиться коллективному творческому взаимодействию. «Свободное творчество» – это время и возможность для фиксирования и воплощения творческих идей, предложений детей, развития личной фантазии и воображения.

Использование в работе музыкальных и поэтических образов повышает художественно-творческую активность детей, которая начинает проявляться уже в момент возникновения замысла, в процессе обсуждения будущей работы. Объясняя детям, что художник «глазами души» смотрит на мир, стремясь увидеть его суть, любуясь им, нужно подвести детей к пониманию того, что красота в природе, красота и добро в жизни, красота в искусстве неотделимы.

Учебный план

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Цветик-Семицветик».
(Базовый уровень)

Год обучения: 1

№ Название раздела, темы Количество часов Формы аттестации / контроля
п/п Всего Теория Практика
1 Как я рисую 12,0 3,5 8,5 Организация выставок,
2 Рисование на темы 45,0 10,5 34,5 опросы,тестирование,
3 Натюрморт 10,5 2,5 8,0 участие в конкурсах
4 Пейзаж 12,0 3,0 9,0
5 Декоративное рисование 28,5 7,5 21,0
Итоги: 108,0 27,0 81,0

 

Учебный план
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Цветик-Семицветик».
(Базовый уровень)

Год обучения: 2

№ Название раздела, темы Количество часов Формы аттестации / контроля
п/п Всего Теория Практика
1 Как я рисую 16,5 4,5 12,0 Организация выставок,
2 Рисование на темы 45,0 10,5 34,5 опросы,тестирование,
3 Натюрморт 4,5 0,5 4,0 участие в конкурсах
4 Пейзаж 24,0 6,0 18,0
5 Декоративное рисование 18,0 4,5 13,5
Итоги: 108,0 26,0 82,0

 

Учебный план
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Цветик-Семицветик».
(Базовый уровень)

Год обучения: 3

№ Название раздела, темы Количество часов Формы аттестации / контроля
п/п Всего Теория Практика
1 Как я рисую 28,0 9,0 19,0 Организация выставок,
2 Рисование на темы 58,0 15,0 43,0 опросы, тестирование,
3 Натюрморт 14,0 4,0 10,0 участие в конкурсах
4 Пейзаж 30,0 8,0 22,0
5 Декоративное рисование 14,0 3,5 10,5
Итоги: 144,0 39,5 104,5

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ПРОГРАММЫ

1. Как я рисую

- Знакомство с различными художественными материалами, приемы работы с ними. Свойства графических материалов, свойства живописных материалов;
- Основы цветоведения. Основные и дополнительные цвета. Смешивание цветов. Холодные и теплые цвета;
- Художественный язык изобразительного искусства: линия, пятно, штрих, мазок, точка;
- Представление о линейной и воздушной перспективе;
- Основные правила композиции. Понятия «ритм», «симметрия», "асимметрия".

2. Рисование на темы

- Развитие фантазии, способности мыслить образами и создавать художественные образы;
- Развитие творческих способностей и умения передавать свое представление об окружающей действительности, выполняя работы по наблюдению, по памяти и по представлению на разнообразные темы.

3. Натюрморт

- Формирование понятия "Натюрморт«;
- Развитие глазомера, чувство пропорции, учеба внимательно рассматривать, передавать цвет, форму, расположение в пространстве;
- Многоцветие окружающего мира, сравнение понятия «краска» и «цвет», "тональность".

4. Пейзаж

- Формирование понятия "Пейзаж";
- Развитие эстетического видения родной природы, детской фантазии, чувства неразрывной связи человека с природой;
- Представление о видах пейзажей: городской, сельский, пейзаж-настроение, пейзаж в портрете.

5. Декоративное рисование

- Декоративно-прикладное искусство – художественно выполненные изделия, имеющие утилитарное назначение;
- Техники создания изделий;
- Декоративная переработка природных форм, связанная с художественным конструированием, живописью, композицией;
- Беседы по декоративно прикладному искусству, обращение к иллюстративному и предметному материалу.

6. Выставки

- Беседы по истории искусств;
- Выставки, праздничные мероприятия.

 

Цели программы

Развитие эстетического восприятия, образного представления и воображения, творческих способностей каждого ребенка.

Результат программы

 

Планируемые результаты:

К концу 1 года обучения дети должны уметь:

- правильно работать красками – разводить и смешивать, ровно закрывать ими нужную поверхность;

- выполнять простейшие узоры в полосе, круге;

- правильно передавать в рисунке форму, пропорции, строение, пространственное положение и цвет предметов,

- различать холодные и теплые цвета.

К концу 2 года обучения дети должны уметь:

различать жанры живописи (натюрморт, портрет, пейзаж);

умение составлять композицию натюрморта;

располагать предметы на широкой поверхности «ближе» и "дальше";

уметь изображать пейзажи, отображающие разные периоды года;

умение рисовать штрихами, используя разный нажим.

К концу 3 года дети должны уметь:

-Различать теплые и холодные цвета;

-Чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов:

-Сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, использовать линию симметрии в рисунках с натуры;

-Правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;

-Выделять наиболее интересное, впечатляющее в сюжете, подчеркивать композиционный центр;

-Соблюдать последовательность выполнения рисунка;

-Использовать особенности силуэта, ритма элементов;

-Использовать силуэт и светлотный контраст;

Материально-техническая база

Таблицы (комплекты)

Хохлома
Гжель
Урало-сибирская роспись
Полхов-Майдан
Мезенская роспись
Дымковская игрушка
Жостово
Введение в цветоведение. 16 штук
Декоративно-прикладное искусство. 12 штук
коллекция изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов
Репродукции картин разных художников.
Муляжи для рисования (2 набора)
Коллекция бабочек для рисования
Серии фотографий и иллюстраций природы.
Фотографии и иллюстрации животных.
Тела геометрические (1 набор)
Предметы для натурной постановки (кувшины, часы, вазы и др.).
Таблицы последовательного рисования по темам (в папках)
Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.
Видеоматериалы

Коллекция видео «Чудеса Света»
Коллекция видео «Музеи России. Эрмитаж»
Коллекция видео «Виды и жанры изобразительного искусства»

Видео