Шахматы

Программа, является вводным курсом изучения шахмат, направлена на воспитание у детей шахматной культуры, расширение их эрудиции, побуждение у них интереса к познанию. Дети, освоившие программу, смогут устанавливать логическую последовательность событий и действий, решать несложные логические задачи. Умение играть в шахматы поможет подготовить учащихся к скорейшему и успешному постижению общеобразовательных школьных дисциплин, в первую очередь математического цикла.

.

преподаватели

Кокшаров Вячеслав Евгеньевич

Расписание

Среда,пятница.

Содержание программы

1.Вводное занятие. Содержание и режим занятий. Охрана труда учащихся.

2. Первое знакомство с Шахматным королевством.

Из истории шахмат. Возникновение и родина шахмат. Начальные сведения.

3. Шахматная доска – поле шахматных сражений

 

4. Шахматные фигуры. Первое знакомство.

 

5. Благородные пешки черно-белой доски.

 

6. Король – самая важная, главная фигура.

 

7. Ладья.

 

8. Слон.

 

9. «Могучая фигура» Ферзь.

 

10. Конь.

 

11. Сравнительная характеристика и относительная ценность фигур.

 

12. Шах. Понятие о шахе. Защита от шаха.

 

13. Мат – цель игры.

 

14. Техника матования одинокого короля.

 

15. Ничья.

16. Рокировка.

17. Шахматная партия. Начало шахматной партии. Правила и законы дебюта.

18. Короткие шахматные партии.

 

19. Занимательные страницы шахмат.

 

20. Партия мастеров. Психологическая подготовка к соревнованиям. Спортивно-массовые мероприятия.

 

21.Итоговое занятие.

 

Цели программы

Цель программы – создание условий для личностного и интеллектуального развития обучающихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

Результат программы

В программе заложены средства на развитие и воспитание свойств личности, таких как:

коммуникативных: общительность, доброжелательность, самокритичность, лидерство, уважение к старшим и сверстникам, спортивному партнеру;

волевых: целеустремленность, активность, решительность, настойчивость, смелость, самообладание, уверенность в своих силах;

нравственных: целенаправленность; патриотизм; коллективизм; чувство долга и ответственности; трудолюбие, честность, дисциплинированность.

 

Предметные результаты

- Познакомить с шахматными терминами и шахматным кодексом.

- Научить играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами.

- Сформировать умение ставить мат с разных позиций.

- Сформировать умение решать задачи на мат в несколько ходов.

- Сформировать умение записывать шахматную партию.

- Сформировать умение проводить комбинации.

- Развивать восприятие, внимание, воображение.

Личностные результаты

- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;

- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;

- бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей,

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности.

Метапредметные результаты

- освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;

- формирование умений ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе работы;

- соотнесение целей с возможностями;

- определение временных рамок;

- определение шагов решения задачи;

- видение итогового результата;

- планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;

- поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.

В результате освоения программного материала обучающиеся

будут знать:

- Основные возможные события, развивающиеся на шахматной доске.

- Шахматную партию от начала до конца с соблюдением всех правил.

- Способы решения шахматных задач в 1-2 хода.

Будут уметь:

- Применять способы мыслительный деятельности.

– Участвовать в соревнованиях.

- Применять шахматное мышление.

- Работать с шахматной литературой.

- Обучающиеся сформируют: потребность в здоровом образе жизни.

- Демонстрировать навыки трудолюбия, дисциплинированности, сознательности, активности. способность к самооценке и самоконтролю.

Особые условия проведения

Программа предназначена для мальчиков и девочек 7-11 лет, не имеющих медицинских противопоказаний для занятий шахматами.

Условия набора группы – принимаются все желающие пройти обучение игре в шахматы на стартовом уровне. Наполняемость в группе до 15 человек.

Группы формируются как одновозрастные так и разновозрастные.

Материально-техническая база

Наименования объектов и средств

материально-технического обеспечения
Кол-во
Примечания
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Методические пособия по шахматам
Д

Интерактивные пособия по шахматам
Д

Рабочая программа
Д

Технические средства обучения
Подключения к сети Internet (от 32 Кбит/с до 20 Мбит/с и выше)
Д

Интерактивная доска
Д

Шахматы онлайн
Ф

Шахматы онлайн для детей
Ф

Учебно-практическое оборудование
Стол педагога
1

Стулья
К

Стеллаж для хранения шахматных принадлежностей
1




Расходный материал (тетради, бумага, маркеры, ручки и т.д)
К

Настенная демонстрационная магнитная доска с комплектом фигур
Д

Доски шахматные
Ф

Комплект шахмат
К

Часы шахматные (механические)
Ф

Часы шахматные (электронные)
Ф

Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:

Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);

К – полный комплект (на каждого ученика класса);

Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного экземпляра на двух обучающихся);

П – комплект, необходимый для работы в группах (один экземпляр на 5–6 человек)