Финансовая грамотность

Представленный курс имеет развивающую, деятельностную и практическую направленность, носит метапредметный характер. Учащиеся получат не только некоторые первоначальные знания из области финансововй грамотности, что понадобиться в дальнейшей жизни, но и расширят свой кругозор, повысят эрудицию, уверенность в себе.

преподаватели

Дикая Наталия Александровна, учитель высшей категории. Прошла обучение по программе повышения квалификации «Содержание и методика преподавания курса финансовой грамотности различным категориям обучающихся» объемом (72 час.) по финансовой грамотности" на базе Федерального методического центра по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования НИУ ВШЭ и Академии социального управления Московской области.

Расписание

Среда.

Содержание программы

Раздел 1. Доходы и расходы семьи

Деньги. Люди обмениваются товарами и услугами. Прямой обмен неудобен из-за несовпадения интересов и определения ценности. Товарные деньги обслуживают обмен, но имеют собственную ценность.

Деньги. Обмен. Товарные деньги. Символические деньги. Драгоценные металлы. Монеты. Купюры. Наличные деньги. Безналичные деньги. Гознак. Центральный банк. Банки. Фальшивые деньги.

Доходы семьи. Доходами семьи являются: заработная плата, доходы от владения собственностью, социальные выплаты и заёмные средства. Размер заработной платы зависит от образования, профессии, квалификации. Владение недвижимостью (квартирой, домом, гаражом, участком земли) может приносить арендную плату.

Деньги, положенные в банк, приносят проценты. Владельцы акций могут получать дивиденды. Предприниматель получает прибыль. Государство выплачивает пенсии, стипендии, пособия. Банки предоставляют кредиты. Основные понятия. Заработная плата. Собственность. Доходы от собственности. Арендная плата. Проценты. Прибыль. Дивиденды. Социальные выплаты. Материнский капитал. Кредиты.

Расходы семьи. Семьи тратят деньги на товары и услуги. Расходы можно разделить на три группы: обязательные, желательные и лишние. Коммунальные услуги должны оплачиваться ежемесячно. На крупные покупки деньги можно накопить или занять.

Долги надо отдавать в назначенный срок. В разных магазинах цены на одни и те же товары различаются. Расходы можно сократить, выбрав магазин с более низкими ценами или воспользовавшись скидками. Основные понятия. Предметы первой необходимости. Товары текущего потребления. Товары длительного пользования. Услуги. Коммунальные услуги.

Семейный бюджет. Доходы и расходы следует планировать. План доходов и расходов называется бюджетом. Превышение доходов над расходами позволяет делать сбережения. Сбережения обычно хранятся в банке. Превышение расходов над доходами сокращает сбережения или приводит к образованию долгов. Основные понятия. Кредит. Проценты по кредиту. Долги. Сбережения. Вклады. Проценты по вкладам.

Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься

Особые жизненные ситуации и как с ними справиться. Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов. Расходы, связанные с рождением детей.

Страхование имущества, здоровья, жизни. Принципы работы страховой компании. Основные понятия. Аварии. Болезни. Несчастные случаи. Катастрофы. Страхование. Страховая компания. Страховой полис. Итоговая работа по разделам 1–2: ролевая игра "Семейный бюджет«.

Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют

Налоги. Налоги – обязательные платежи, собираемые государством. Направления государственных расходов. Виды налогов. Организация сбора налогов. Основные понятия. Налог. Налоговая инспекция. Подоходный налог. Налоговая ставка. Налог на прибыль.

Физические лица. Пеня. Налоговые льготы. Налог на добавленную стоимость. Акциз. Социальные пособия. Государство поддерживает некоторые категории людей: инвалидов, стариков, семьи с детьми, безработных.

Основные понятия. Пособие. Пенсия. Пенсионный фонд. Стипендия. Больничный лист. Пособие по безработице. Источники информации для потребителей.

Основные понятия. Реклама. Виды рекламы. Символы на этикетках, упаковках, вкладышах. Товарные знаки и их назначение. Штриховой код. Индекс Е. Классификация пищевых добавок. Поведение потребителей при выполнении работ, оказании услуг. Что такое предприятия службы быта. Правила бытового обслуживания населения. Основные понятия. Договор. Что такое финансовые услуги? Кредит, страхование вклада. Ценные бумаги. Защита прав потребителей. Существует Закон РФ «О защите прав потребителя». Основные понятия.

Защита прав потребителя, органы по защите прав потребителей. Итоговая работа по разделу 3: мини-исследование в группах "Государство – это мы!".

Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье Банковские услуги. Банки принимают вклады и выдают кредиты.  Процентная ставка по кредитам выше процентной ставки по вкладам. Основные понятия. Банки.

Вклады (депозиты). Процентная ставка. Страхование вкладов. Агентство по страхованию вкладов. Кредит. Залог. Собственный бизнес. Организация бизнеса. Разработка бизнес-плана. Стартовый капитал. Организации по поддержке малого бизнеса.

Основные понятия. Бизнес. Малый бизнес. Бизнес-план. Кредит. Валюта в современном мире Валюта – денежная единица страны. Разные страны имеют разные валюты. Цена одной валюты, выраженная в другой валюте, называется валютным курсом. Процентные ставки по валютным вкладам отличаются т ставок по вкладам в национальной валюте. Основные понятия. Валюта. Валютный курс. Обменный пункт. Валютный вклад.

Цели программы

Формирование ключевых компетенций обучающихся для принятия рациональных финансовых решений в сфере управления личными финансами.

Результат программы

-личностные результаты освоения курса кружка «Финансовая грамотность» отражают сформированность у выпускника гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
готовность и способность выпускника к саморазвитию и личностному самоопределению; выявление и мотивация к раскрытию лидерских и предпринимательских качеств;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
мотивация к труду, умение оценивать и аргументировать собственную точку зрения по финансовым проблемам, стремление строить свое будущее на основе целеполагания и планирования;
осознание ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи и государства.
Метапредметные результаты освоения курса кружка «Финансовая грамотность» отражают:

Познавательные:

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы на примере материалов данного курса;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения задач данного курса;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития.
Регулятивные:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения личных финансовых целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения финансовых задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
формирование навыков принятия решений на основе сравнительного анализа финансовых альтернатив, планирования и прогнозирования будущих доходов и расходов личного бюджета, навыков самоанализа и самоменеджмента.
Коммуникативные:

осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции), навыков работы со статистической, фактической и аналитической финансовой информацией;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия.
Предметные результаты:

анализировать состояние финансовых рынков, используя различные источники информации;
применять теоретические знания по финансовой грамотности для практической деятельности и повседневной жизни;
анализировать и извлекать информацию, касающуюся личных финансов из источников различного типа и источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет и личный финансовый план;
грамотно применять полученные знания для оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, налогоплательщика, страхователя, члена семьи и гражданина;
оценивать и принимать ответственность за рациональные решения и их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;
разрабатывать и реализовывать проекты междисциплинарной направленности на основе полученных знаний по финансовой грамотности и ценностных ориентиров.

Особые условия проведения

В кружок принимаются все желающие на основании заявления от родителей в возрасте от 12 до 14 лет.

Материально-техническая база

1. Персональный компьютер.

2. Мультимедийный проектор.

3. Интерактивная доска

4. Кабинет.

Видео