«Весь мир на шахматной доске»

Шахматы, сочетающие в себе также элементы науки и искусства, могут вырабатывать в учащихся эти черты более эффективно, чем другие виды спорта. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера.

Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д. Шахматы становятся все более серьезным занятием огромного количества людей и помогают становлению человека в любой среде деятельности, способствуя гармоничному развитию личности.

преподаватели

Лункина Ю.И.

Содержание программы

1. Вводное занятие.

Теория. Содержание и режим занятий. Охрана труда учащихся.

 2. Первое знакомство с Шахматным королевством.

Теория. Из истории шахмат. Возникновение и родина шахмат. Начальные сведения.

 3. Шахматная доска – поле шахматных сражений:

 Теория: Знакомство с основными понятиями: Горизонтали, Вертикали, Диагонали, Центр, фланги.

Практика. Дидактические игры и задания «Горизонталь».

 4. Шахматные фигуры. Первое знакомство.

Теория: «Тронул – ходи!». Белая и черная армии.

Практика. Дидактические игры и задания

 

 5. Благородные пешки черно-белой доски.

 Теория. «Маленькая да удаленькая. Всю доску прошла – фигуру нашла». Ход пешки, взятие, превращение, сила. «Подножка» (правило взятие на проходе).

Практика. Дидактические игры и задания. "В бой идут одни только пешки".

 6. Король – самая важная, главная фигура.

 Теория. Ход Короля. И Король в поле воин (взятие). Практика. Дидактические игры и задания

 7. Ладья.

Теория. Прямолинейная, бесхитростная. Ход, взятие.

Практика. Дидактические игры и задания

  8. Слон.

Теория. Ход, взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Где сильнее: на краю, в центре, в углу?

 Легкая и тяжелая фигура. Ладья против слона.

Практика. Дидактические игры и задания

 9. «Могучая фигура» Ферзь.

Теория. «Могучая фигура» Ферзь. Дороги Ферзя. Ход, взятие. Где сильнее? Центр, край, угол.

 Ферзь против ладьи, слона

Практика. Дидактические игры и задания

 10. Конь.

Теория. «Прыг, скок и вбок». Ход, взятие, сила. Необычный шаг. Ходит буквой «Г» и так и сяк.

Игра конем на усеченной доске. Центр, край, угол. Конь против ферзя, ладьи, слона

Практика. Дидактические игры и задания

  11. Сравнительная характеристика и относительная ценность фигур.

Теория. Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса.

Практика. Дидактические игры и задания

  12 Шах. Понятие о шахе. Защита от шаха.

Теория. Что такое шах. Понятие о шахе. Шах ферзем, ладьёй, слоном, конем, пешкой.

 Практика. Дидактические игры и задания

 

 13. Мат – цель игры.

Теория. Понятие шахматного термина «мат». Мат цель шахматной игры.

Практика. Решение простейших шахматных задач на мат одинокому королю.

 Решение шахматных задач на все виды шахматных матов: линейный, мат с поддержкой, «эполетный» мат, диагональный, вертикальный, горизонтальный маты. Дидактические игры и задания

 

 14. Техника матования одинокого короля

Теория. Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля.

 Король и ладья против короля.

Практика. Дидактические игры и задания

 

 15. Ничья.

Теория. Варианты ничьей. Пат. Отличие пата от мата. Примеры на пат.

Практика. Дидактическое задание

 16. Рокировка.

Теория. Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки.

 Практика. Дидактическое задание

 17. Шахматная партия. Начало шахматной партии. Правила и законы дебюта.

 Теория. Начало шахматной партии. Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию. Правила и законы дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения.

 18. Короткие шахматные партии.

Теория. Расстановка фигур перед шахматной партией.

 Правило: "Ферзь любит свой цвет«.

  19. Занимательные страницы шахмат.

Теория. Шахматные сказки.

 Практика. Практическая игра всеми фигурами из начального положения. Решение шахматных задач.

 20. Партия мастеров. Психологическая подготовка к соревнованиям. Спортивно-массовые мероприятия.

 Теория. Партия мастеров. Психологическая подготовка к соревнованиям. Спортивно-массовые мероприятия.

 Практика. Участие в соревнованиях и решениях конкурсных задач.

 21.Итоговое занятие. Практика.

 Подведение итогов. Планирование работы на новый учебный год.

Цели программы

Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

Результат программы

Учащиеся должны знать:

Основные возможные события, развивающиеся на шахматной доске.

 

Шахматную партию от начала до конца с соблюдением всех правил.

Способы решения шахматных задач в 1-2 хода.

 

Учащиеся должны уметь:

Применять способы мыслительный деятельности.

Участвовать в соревнованиях.

Применять шахматное мышление.

Работать с шахматной литературой.

Учащиеся сформируют:

потребность в здоровом образе жизни.

навыки трудолюбия, дисциплинированности, сознательности, активности.

способность к самооценке и самоконтролю.

Особые условия проведения

Особых условий нет

Материально-техническая база

Кабинет для занятий;

шахматные доски с набором шахматных фигур (по одному комплекту на 2-х детей);

демонстрационная шахматная доска с набором магнитных фигур

шахматные часы

шаблоны горизонтальных, вертикальных и диагональных линий

шаблоны латинских букв (из картона или плотной бумаги) для изучения шахматной нотации цветные карандаши, фломастеры, бумага для рисования, краски.

Для занятий используется специальная литература, карточки с диаграммами для решения задач

упражнений, разрезная шахматная доска, демонстрационная шахматная доска и фигуры, комплекты шахмат