Художественная гимнастика – ациклический, сложно координационный вид спорта. Процесс подготовки в художественной гимнастике – это, прежде всего, процесс технического совершенствования спортсменки, который начинается с юных лет и продолжается до конца ее спортивной карьеры.Художественная гимнастика – это олимпийский вид спорта, в котором спортсменки соревнуются в техническом мастерстве и выразительности исполнения сложных движений телом в сочетании с манипуляциями предметами под музыку.Наиболее типичными упражнениями для художественной гимнастики являются упражнения с различными по фактуре предметами (скакалкой, обручем, мячом, булавами и лентой), в сочетании с движениями без предмета, акробатическими упражнениями, элементами танца и хореографии. Эти упражнения наиболее ярко отражают специфику художественной гимнастики и являются её основным содержанием.Художественная гимнастика развивается в соответствии с общими закономерностями, присущими спорту в целом. Спортивное мастерство гимнасток слагается из следующих компонентов: трудности программ, композиции и качества исполнения.Трудность – это суммарная техническая ценность комбинаций, определяемая сложностью элементов, соединений и их количеством.Композиция – порядок размещения элементов в комбинации во времени и в пространстве.
Исполнение – реализация первого и второго компонентов в оригинальной гимнастической форме.
В художественной гимнастике должна присутствовать гармония между трудностью, композицией и исполнением.
Важное требование, предъявляемое гимнастке при исполнении композиции – это создание эмоционально-двигательного образа на основе личностного восприятия музыки, экспрессии и выразительности при исполнении технически сложных композиций.
Большую роль в художественной гимнастике играет музыка. Характер и эмоциональное содержание музыкального произведения должны отвечать индивидуальным особенностям гимнастки (физическим, техническим, психологическим, возрастным и т.д.).
Ещё одним аспектом исполнительского мастерства гимнасток является хореографическая подготовка. Хореография позволяет обогатить двигательную культуру
гимнасток и расширить арсенал их выразительных средств, повысить артистичность исполнения. Понятие «хореография» включает в себя всё то, что относится к искусству танца: классического, народного, историко-бытового, современного.
Особенностью в художественной гимнастике является и то, что уровень спортивных достижений гимнасток определяется субъективной оценкой судей, которым приходится при оценке комбинаций учитывать большое количество компонентов исполнительского мастерства. Охватить это множество, проанализировать разнородную информацию и сделать точное экспертное заключение – высокая цель для теории и практики художественной гимнастки как вида спорта.
Особенностью художественной гимнастики является и то, что помимо индивидуальных выступлений проводятся соревнования и в групповых упражнениях. В программу мировых чемпионатов групповые комбинации вошли в 1967 году, а с 1996 года групповые упражнения вошли в программу Олимпийских игр.
Главная цель спортивной подготовки гимнасток – это победа на Олимпийских играх.
Частной целью тренировки гимнасток является освоение разрядных нормативов мастера спорта, кандидата в мастера спорта и т.д.
Задачи спортивной подготовки в художественной гимнастике в самом общем виде могут быть сведены к следующему:
Всестороннее гармоническое развитие внешних форм и функций организма занимающихся.
Соразмерное развитие физических качеств гимнасток: силы, гибкости, координации, прыгучести, быстроты, равновесия и выносливости.
Формирование системы специальных знаний, умений и навыков, необходимых для успешной деятельности в художественной гимнастике.
Воспитание морально-волевых и нравственно-эстетических качеств.
Развитие специальных эстетических качеств: музыкальности, танцевальности, выразительности и артистизма
1.2. Специфика организации тренировочного процесса, структура системы многолетней подготовки (этапы, уровни, дисциплины).
Спортивная подготовка в художественной гимнастике – это многолетний, круглогодичный, специально организованный процесс всестороннего развития, обучения и воспитания спортсменов.
Многолетняя подготовка гимнасток базируется на системе специфических средств и методов, применяемых поэтапно, с учетом возрастных особенностей занимающихся.
Многолетнюю подготовку спортсменов принято делить на 4 этапа:
I – этап начальной подготовки занимающихся от 5 до 8 лет;
II- этап специализированной подготовки занимающихся 8-11 лет;
III- этап углубленной подготовки для перспективных гимнасток 11-14 лет;
IV –этап спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства для одаренных гимнасток 14 лет и старше, вплоть до окончания спортивной карьеры.Этапы многолетней подготовки