Музыкальное развитие детей имеет незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, развиваются воображение, воля, фантазия, обостряется восприятие, активизируются творческие силы и энергия мышления. Современной наукой доказано, что дети, занимающиеся певческой деятельностью, более отзывчивы, эмоциональны, восприимчивы и общительны. В процессе певческой деятельности успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей.
Отличительные особенности программы заключаются в том, что позволяют в условиях образовательного учреждения через дополнительное образование расширить возможности образовательной области «музыкальное искусство». Искусство является одним из наиболее благодатных способов самовыражения, особенно необходимое в юношеском возрасте. Поэтому, если учесть все приемы и методы работы в комплексе, то учащийся сможет в итоге почувствовать собственную значимость в жизни, уверенность в себе и своих возможностях. А это есть путь к творческому росту, где обучающийся стремится научиться красиво и грамотно петь. При этом в объединении занимаются дети не только разного возраста, но и имеют разные стартовые способности. В данных условиях программа «Палитра детских голосов» – это механизм, который определяет содержание обучения вокалу учащихся, методы работы педагога по формированию и развитию вокальных умений и навыков, приемы воспитания вокалистов. Новизна программы в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков обучающихся последовательности, сопровождающая систему практических занятий.
Она ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей учащихся разных возрастных групп в вокальной студии за 3 года обучения соразмерно личной индивидуальности. Содержание программы может быть основой для организации учебно-воспитательного процесса по индивидуальной траектории, развития вокальных умений и навыков как групп обучающихся, так и отдельно взятых учеников. Программа дополнительного образования имеет четкую содержательную структуру на основе постепенной (от простого к сложному) реализации задач тематического блока, а не общепринятое описание системы работы.
Основным назначением учебного курса является: овладение специфической техникой вокального мастерства, соответствующего современным требованиям эстрадного исполнительского искусства. Распределение учебного материала в программе довольно условно, так как последовательность освоения вокальной техники преподаватель определяет в зависимости от уровня подготовки учащегося и времени, необходимого для решения профессиональных задач. Постановка голоса – процесс, рассчитанный на длительный период (3 года – минимум), так как человеческий организм имеет определенные величины чувствительности, и выработка четких навыков пения происходит в течение определенного времени.
Эстрадное пение как вид музыкальной деятельности имеет ряд особенностей, благоприятствующих массовому охвату учащихся. Основное направление – первоначальное обучение эстрадному искусству, искусству вокального пения, умению держаться на сцене, находить контакт со зрителем и доставлять ему эмоциональное удовольствие.
Программа рассчитана на 3 года обучения. Весь объём программы составляет 432 часа в год. Занятия могут проводиться, как со всей группой, так и по звеньям, по подгруппам и индивидуально. Основными формами проведения занятий являются: беседы, праздники, концерты, конкурсы, фестивали.
1 год обучения −144 часа
2 год обучения – 144 часа
3 год обучения – 144 часа
Занятия в группах проводятся по 2 часа 2 раза в неделю, т.е. 4 часа в неделю в каждой группе. Продолжительность занятий 45 минут, перерыв 10 минут.
преподаватели
Солодовникова Елена Валерьевна
Содержание программы
Содержание программы может быть основой для организации учебно-воспитательного процесса по индивидуальной траектории, развития вокальных умений и навыков как групп обучающихся, так и отдельно взятых учеников. Программа дополнительного образования имеет четкую содержательную структуру на основе постепенной (от простого к сложному) реализации задач тематического блока, а не общепринятое описание системы работы.
Цели программы
Сформировать у обучающихся устойчивый интерес к пению и исполнительским вокальным навыкам, приобщить их к вокально-песенному искусству через активную музыкально-творческую деятельность.
Основной целью курса обучения является также и практическое овладение профессиональными навыками вокальной техники.
Результат программы
По итогам реализации программы первого года обучения учащиеся должны
знать:
- основы музыкальной грамоты;
- начальные основы вокального искусства;
- наиболее употребляемые музыкальные термины;
- строение артикуляционного аппарата;
- гигиену певческого голоса;
- различные манеры пения;
- место дикции в исполнительской деятельности;
- использование голосового аппарата;
- особенности и возможности певческого голоса;
уметь:
- правильно дышать;
- петь без сопровождения фразы из песен;
- петь легким звуком, без напряжения;
- уметь делать распевку;
- артистично и прилично держаться на сцене.
По итогам реализации программы второго года обучения учащиеся должны
знать:
- основы музыкальной грамоты;
- основы вокального искусства;
- музыкальные термины;
- понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);
- жанры вокальной музыки;
уметь:
– развивать и укреплять певческое дыхание;
– владеть приёмами улучшения произношения;
– работать над чистотой интонации и выразительностью звука;
– использовать элементы ритмики и движения под музыку;
– использовать выразительные средства для создания художественного образа;
– работать с микрофоном на публичных выступлениях (для эстрадного вокала);
– принимать активное участие в творческой жизни вокального коллектива.
По итогам реализации программы третьего года обучения учащиеся должны
знать:
– типы дыхания;
– основные типы голосов;
– поведение певца до выхода на сцену и во время концерта;
– реабилитация при простудных заболеваниях;
– особенности многоголосого пения;
– обоснованность сценического образа.
уметь:
– в исполнении раскрыть содержание, выразительность и эмоциональность;
– петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно;
– петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;
– самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;
– использовать выразительные средства для создания художественного образа;
– работать с микрофоном на публичных выступлениях (для эстрадного вокала);
- принимать активное участие во всех концертах, фестивалях, конкурсах.