«Палитра детских голосов»

Музыкальное развитие детей имеет незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, развиваются воображение, воля, фантазия, обостряется восприятие, активизируются творческие силы и энергия мышления. Современной наукой доказано, что дети, занимающиеся певческой деятельностью, более отзывчивы, эмоциональны, восприимчивы и общительны. В процессе певческой деятельности успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей.

Отличительные особенности программы заключаются в том, что позволяют в условиях образовательного учреждения через дополнительное образование расширить возможности образовательной области «музыкальное искусство». Искусство является одним из наиболее благодатных способов самовыражения, особенно необходимое в юношеском возрасте. Поэтому, если учесть все приемы и методы работы в комплексе, то учащийся сможет в итоге почувствовать собственную значимость в жизни, уверенность в себе и своих возможностях. А это есть путь к творческому росту, где обучающийся стремится научиться красиво и грамотно петь. При этом в объединении занимаются дети не только разного возраста, но и имеют разные стартовые способности. В данных условиях программа «Палитра детских голосов» – это механизм, который определяет содержание обучения вокалу учащихся, методы работы педагога по формированию и развитию вокальных умений и навыков, приемы воспитания вокалистов. Новизна программы в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков обучающихся последовательности, сопровождающая систему практических занятий.

Она ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей учащихся разных возрастных групп в вокальной студии за 3 года обучения соразмерно личной индивидуальности. Содержание программы может быть основой для организации учебно-воспитательного процесса по индивидуальной траектории, развития вокальных умений и навыков как групп обучающихся, так и отдельно взятых учеников. Программа дополнительного образования имеет четкую содержательную структуру на основе постепенной (от простого к сложному) реализации задач тематического блока, а не общепринятое описание системы работы.

Основным назначением учебного курса является: овладение специфической техникой вокального мастерства, соответствующего современным требованиям эстрадного исполнительского искусства. Распределение учебного материала в программе довольно условно, так как последовательность освоения вокальной техники преподаватель определяет в зависимости от уровня подготовки учащегося и времени, необходимого для решения профессиональных задач. Постановка голоса – процесс, рассчитанный на длительный период (3 года – минимум), так как человеческий организм имеет определенные величины чувствительности, и выработка четких навыков пения происходит в течение определенного времени.

Эстрадное пение как вид музыкальной деятельности имеет ряд особенностей, благоприятствующих массовому охвату учащихся. Основное направление – первоначальное обучение эстрадному искусству, искусству вокального пения, умению держаться на сцене, находить контакт со зрителем и доставлять ему эмоциональное удовольствие.

Программа рассчитана на 3 года обучения. Весь объём программы составляет 432 часа в год. Занятия могут проводиться, как со всей группой, так и по звеньям, по подгруппам и индивидуально. Основными формами проведения занятий являются: беседы, праздники, концерты, конкурсы, фестивали.

1 год обучения −144 часа

2 год обучения – 144 часа

3 год обучения – 144 часа

Занятия в группах проводятся по 2 часа 2 раза в неделю, т.е. 4 часа в неделю в каждой группе. Продолжительность занятий 45 минут, перерыв 10 минут.

преподаватели

Солодовникова Елена Валерьевна

Содержание программы

Содержание программы может быть основой для организации учебно-воспитательного процесса по индивидуальной траектории, развития вокальных умений и навыков как групп обучающихся, так и отдельно взятых учеников. Программа дополнительного образования имеет четкую содержательную структуру на основе постепенной (от простого к сложному) реализации задач тематического блока, а не общепринятое описание системы работы.

Цели программы

Сформировать у обучающихся устойчивый интерес к пению и исполнительским вокальным навыкам, приобщить их к вокально-песенному искусству через активную музыкально-творческую деятельность.

Основной целью курса обучения является также и практическое овладение профессиональными навыками вокальной техники.

Результат программы

По итогам реализации программы первого года обучения учащиеся должны

знать:

- основы музыкальной грамоты;

- начальные основы вокального искусства;

- наиболее употребляемые музыкальные термины;

- строение артикуляционного аппарата;

- гигиену певческого голоса;

- различные манеры пения;

- место дикции в исполнительской деятельности;

- использование голосового аппарата;

- особенности и возможности певческого голоса;

уметь:

- правильно дышать;

- петь без сопровождения фразы из песен;

- петь легким звуком, без напряжения;

- уметь делать распевку;

- артистично и прилично держаться на сцене.

 

По итогам реализации программы второго года обучения учащиеся должны

знать:

- основы музыкальной грамоты;

- основы вокального искусства;

- музыкальные термины;

- понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);

- жанры вокальной музыки;

 

уметь:

– развивать и укреплять певческое дыхание;

– владеть приёмами улучшения произношения;

– работать над чистотой интонации и выразительностью звука;

– использовать элементы ритмики и движения под музыку;

– использовать выразительные средства для создания художественного образа;

– работать с микрофоном на публичных выступлениях (для эстрадного вокала);

– принимать активное участие в творческой жизни вокального коллектива.

 

По итогам реализации программы третьего года обучения учащиеся должны

знать:

– типы дыхания;

– основные типы голосов;

– поведение певца до выхода на сцену и во время концерта;

– реабилитация при простудных заболеваниях;

– особенности многоголосого пения;

– обоснованность сценического образа.

уметь:

– в исполнении раскрыть содержание, выразительность и эмоциональность;

– петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно;

– петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;

– самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;

– использовать выразительные средства для создания художественного образа;

– работать с микрофоном на публичных выступлениях (для эстрадного вокала);

- принимать активное участие во всех концертах, фестивалях, конкурсах.