«Дельфинёнок»

Программа направлена на обучение плаванию детей дошкольного возраста (5-6 лет), формирование здорового образа жизни и привлечение детей к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

преподаватели

Герасимова Евгения Васильевна

Михалёва Татьяна Сергеевна

Дремлюга Елена Владимировна

Дедова Алина Васильевна

Егорова Марина Николаевна

Устименко Елена Юрьевна

Фролова Алла Николаевна

Гниленко Анатолий Иванович

Мишанина Наталья Эдуардовна

Расписание

Программа рассчитана на занятия плаванием два раза в неделю. Продолжительность занятия 1 академический час (40 минут) из которого 30 минут – занятия в воде.
Сроки реализации.
Программа рассчитана на 1 год обучения −72 часа в год

Содержание программы

Теоретическая подготовка
Целью теоретической подготовки является овладение минимумом знаний, необходимых для понимания сущности спорта и его социальной роли. В соответствующей возрасту форме нужно познакомить детей с основными закономерностями спортивной тренировки, влиянием физических упражнений на организм. Одним из важнейших направлений теоретических занятий является воспитание чувства патриотизма, любви к своей Родине и гордости за нее, формирование спортивного образа жизни.
Теоретическая подготовка в спортивно-оздоровительных группах проводится в виде коротких сообщений, объяснений, рассказов и бесед в начале занятия или в форме объяснений во время отдыха. Эффективность усвоения теоретико-методических знаний существенно повышается за счет использования учебных кино- и видеофильмов, мультимедийных пособий, рисунков, плакатов и других наглядных пособий.

Темы для теоретической подготовки
Правила поведения в бассейне.
Гигиена физических упражнений.
Влияние физических упражнений на организм человека.
Техника и терминология плавания.
Врачебный контроль и самоконтроль.
Правила организации и проведения занятий по плаванию.
Спортивный инвентарь и оборудование.

Содержание практической подготовки
К основным средствам обучения плаванию относятся следующие группы физических упражнений:
-комплекс специальных физических упражнений и общеразвивающих упражнений, направленных на отработку техники плавания различными способами;
- подготовительные упражнения для освоения с водой;
- упражнения для изучения техники спортивных способов плавания;
- учебные прыжки в воду;
- игры;
- контрольные испытания;
- общеразвивающие, специальные и имитационные упражнения на суше.

Содержание разделов

Вводное занятие.
Теория:
- знакомство учащихся с дополнительной общеразвивающей программой, правилами работы в группе;
- получение информации о каждом ученике группы,
Практика:
- понятие об общеразвивающих упражнениях (для мышц туловища, рук, ног, шеи);
- вводная диагностика;
- специализированные игры.

Теоретическая подготовка (2 часа).
История развития плавания. Гигиена юного пловца, уход за телом. Гигиеническое значение естественных сил природы. Закаливание организма. Техника спортивного плавания. Значение занятий спортом. Соблюдение правил поведения при занятиях в спортивном зале, бассейне, душевых во время.

Программа «Безопасность дорожного движения» (см. Приложние)

Физическая подготовка на суше (СФУ, ОРУ)
1. Строевые упражнения, ходьба, бег.
2. Общеразвивающие упражнения:

- маховые движения руками вперед, назад;
- попеременно движения руками вперед, назад;
- наклоны вперед, в сторону;
- движения ногами попеременно сидя на полу с опорой рук сзади;
- упражнение на расслабление;
- упражнение на координацию.

Плавательная подготовка (38 часов).
Упражнения по освоению воды:
- погружение под воду с открытыми глазами и задержкой дыхания;
- лежание на груди и на спине с размытым положением рук;
- скольжение на груди, на спине, на боку;
- упражнения «поплавок», «медуза», "звезда«;
- соскок в воду с низкого борта;
- подвижные игры в воде: «невод», «караси и утки», «лягушата», «буксир» и т. д.
Упражнения для изучения техники спортивных способов плавания:
Кроль на груди:
- у бортика (опоры);
- без опоры с различным положением рук;
- с доской.
Упражнения руками с дыханием:
- стоя на дне движения руками;
- с доской на задержке дыхания.
Упражнения для согласования рук и ног с дыханием кролем на груди:
- у опоры (бортика);
- без опоры попеременно;
- с доской сцепления.
Кроль на спине:
- упражнения движения ногами на спине:
а). у опоры (бортика);

Игры и развлечения( 10ч)
Игры и игровые упражнения: «Поплавок», «Пятнашки с поплавком», "Чья стрела лучше«.
Игры и игровые упражнения: «Веселые дельфины», «Переправа», «Кто быстрее», «Рыбы и сеть», «Караси и карпы», "Байдарки«.

Игры и игровые упражнения: «У кого вода закипит сильнее», «Поезд идет в тоннель», "Насос«.
Игры и игровые: «Веселые брызги», "Сядь на дно","Хоровод","Поезд идет в тоннель«, «Охотники и утки», «Смотри в глаза друг другу», «Искатели жемчуга», "Сосчитай пальцы на руке«.
Контрольное занятие (1 ч.)

Воспитательная работа
Спорт обладает широкими воспитательными возможностями. Главная задача в занятиях со спортсменами – развитие у детей и молодежи гражданственности, патриотизма, воспитание высокоморальных качеств, чувства коллективизма, дисциплинированности и трудолюбия.
Воспитательная работа с юными пловцами направлена на воспитание гармонично развитого человека, активной, целеустремленной сознательной личности, обладающей духовным богатством и физическим совершенством.
Дошкольники в эмоциональном отношении доверчивы и оптимистичны. Они относительно спокойно воспринимают педагогическое воздействие. Мышление их образно и конкретно. Они легко входят в новый спортивный коллектив, подражают товарищам, которых ставят им в пример.
От тренера, педагога требуется умение правильно моделировать мотивационную структуру личности юного спортсмена, формировать у него устремленность, постоянную «заряженность» на достижение конкретной цели.
С воспитательной точки зрения важно, чтобы динамика мотивов деятельности юных спортсменов имела выраженную тенденцию: от случайных и мимолетных мотивов – к устойчивым, от неосознанных мотивов – к осознанным, от личных мотивов – к общественным и т.д.
В ДЮСШ и учреждения дополнительного образования приходят разные по характеру, привычкам, интересам, культуре поведения и воспитанию дети. Тренеру необходимо терпеливо учить их науке коллективной жизни, соблюдению правил и традиции, уважению к каждому члену группы. Воспитывать такие качества, как честность, справедливость, верность данному слову, готовность защищать слабых, помогать товарищам, способность защищать коллективные интересы: группы, школы, города, Республики, России.
Ведущая идея программы – через массовое обучение детей плаванию привлечь их к систематическим занятиям физической культурой и спортом, здоровому образу жизни, а также помочь каждому ребенку найти свой индивидуальный путь к самосовершенствованию.

Цели программы

Цель программы – обучение плаванию детей дошкольного возраста, укрепление здоровья, освоение с водной средой и овладение простейшими двигательными навыками в воде и на суше.

Результат программы

-снижение заболеваемости детей и укрепление организма;
-сформированное эмоциональное отношение
- ребенка к занятиям по плаванию;
- сформированный навык подготовительных и специальных упражнений по плаванию;
- сформированный навык плавания кролем на груди и на спине.

Особые условия проведения

Возрастные особенности.
Мышечная система ребенка дошкольного возраста развита еще довольно слабо. Кроме того, мышцы детей отличаются от мышц, взрослого человека по своему строению, составу и функциям. Мышечные пучки сформированы плохо.
Мышцы ребенка сокращаются медленнее, чем мышцы взрослого, а сами сокращения происходят через меньшие промежутки времени. Поскольку мышцы ребенка более эластичны, при сокращении они более укорачиваются, а при растяжении больше удлиняются.
Этими особенностями мышечной системы объясняется, почему дети быстро утомляются, но их физическое утомление быстро проходит. Поэтому для ребенка нежелательны длительные мышечные напряжения и однообразные статические нагрузки.
Плавание для детского организма является адекватной физической нагрузкой, поскольку в цикле плавательных движений напряжение и расслабление мышечных групп последовательно чередуются.
Занятия плаванием благотворно влияют на важнейшие системы жизнеобеспечения ребёнка.
У детей пятого года жизни закрепляются умения и навыки плавания, приобретённые в младшем возрасте. Для их совершенствования важно, чтобы упражнения усложнялись, повышались требования к самостоятельности детей.
На занятиях дети обучаются держаться на поверхности воды (всплывать, лежать, скользить) хотя бы в течение непродолжительного времени, тем самым получая представление о выталкивающей поддерживающей силе воды, кроме того, дети должны научиться, самостоятельно выполнять вдох –выдох в воду несколько раз.
С учетом основных задач обучения плаванию на данном этапе включаются игры с игрушками, включая все виды ходьбы, бега и прыжков (упражнения усложняются по мере их усвоения детьми). Занятие начинается с построения группы и переклички детей. Занятие начинается с ОРУ на суше или в воде (упражнения должны быть энергичными). Количество повторений упражнений и игр, их интенсивность увеличивается по мере овладения навыками. Дозировка упражнений для мальчиков и девочек пятого года жизни одинакова. На этом этапе идёт обучение лежанию на воде, всплытию, скольжению. В обучении плаванию используются разнообразные игры, подготовительные и подводящие упражнения. С большинством упражнений дети знакомятся вначале на суше, а потом разучивают их в воде. Также идёт обучение таким упражнениям как «Стрела», «Медуза», «Поплавок», Звезда".
При обучении детей среднего дошкольного возраста плаванию уделяется большое внимание формированию правильных навыков. Это связано с тем, что первоначально созданные и закрепленные, они не разрушаются полностью и впоследствии могут проявиться. При неправильно сформированных навыках в плавании (скольжении) движения выполняются неэкономно, и это затрудняет весь дальнейший процесс обучения. По мнению Т. И. Осокиной, к концу учебного года дети этого возраста в воде должны уметь: доставать со дна игрушку, погружаясь в воду с открытыми глазами; делать выдох в воду (5-6 раз); скользить на груди; выполнять упражнение " поплавок" (3-4раза); с помощью взрослого лежать на спине.
Во втором полугодии начинается новый этап в обучении: осваиваются умения и навыки определённых способов плавания, разучивается их техника. Желательно чтобы дети овладели техникой плавания кролем на груди и на спине, а также ознакомились с плаванием способами брасс и дельфин. В играх и упражнениях воспитывается самостоятельность, сдержанность, организованность и умение использовать приобретённые навыки. У детей идёт совершенствование умений и навыков, приобретенных ранее. Упражнения в воде и игры выполняются без поддержки взрослого. Преподаватель находится с детьми в бассейне только при разучивании сложно-координационных движений.
Продолжается совершенствование скольжения с задержкой дыхания, совершенствование упражнений «Стрела», «Медуза», «Поплавок», «Звезда», знакомство со спортивными видами плавания. Особое внимание обращается на работу рук при плавании разными способами, согласование работы рук с дыханием. На каждом занятии прорабатываются все плавательные движения, которые разучивались ранее. Последовательность выполнения упражнений для обучения плаванию сохраняется в работе с детьми всех возрастных групп. Процесс обучения старших дошкольников уплотняется, интенсивнее становится формирование навыков подготовительных к плаванию движений. Переход к упражнениям, помогающим овладеть техникой плавания кролем на груди и на спине можно начинать раньше.
В бассейне имеется инвентарь и оборудование для обеспечения безопасности и страховки детей во время занятий:
спасательные круги;
плавательные доски;
нарукавники.
В бассейне имеются пособия и игрушки, которые предназначены, для наиболее эффективной организации занятий:
надувные игрушки
резиновые и пластмассовые игрушки;
тонущие игрушки;
мячи разного размера.
Игрушки позволяют разнообразить и повысить эмоциональность не только отдельных плавательных упражнений и игр, но и всё занятие по плаванию. Игрушки должны быть яркими, разноцветными, привлекать детей к занятиям и играм в воде. Количество игрушек должно соответствовать числу детей, одновременно занимающихся в бассейне.

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение:
Плавательная доска, колобашка, лопатки, ласты, мячи резиновые, игрушки, обручи.

Стоимость

3500 руб. в месяц (8 занятий, 2 раза в неделю)