«Святоч» (г.Красноармейск)

"Помоги себе, помогая другим".
Волонтеры (от англ.Volunteer – доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Волонтерские или добровольческие организации – это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности подростка навязанной извне.

Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга учащихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране, требовало появления новых подходов и методов активизации подростков. Именно поэтому волонтёрское движение может стать одной из форм вовлечения подростков в социальную активность, средством формирования политической и социальной компетенции подрастающего поколения. Данная программа позволяет придать духовно-нравственному воспитанию учащихся системный и целенаправленный характер.:

преподаватели

Морозюк Ирина Владимировна

Содержание программы

Содержание программы
Раздел 1. Волонтёрское движение: зарубежный и отечественный опыт.
Тема 1. Вводное занятие по ТБ.
Теория: вводный инструктаж по технике безопасности.
Тема 2. Теория волонтёрского движения: ключевые понятия, подходы.
Теория: информирование учащихся о деятельности волонтёра. Диагностика уровня осведомленности учащихся о волонтёрстве и добровольчестве. Разъяснение понятий. Экскурс в историю волонтёрского движения.
Практика: диагностика освоения темы при помощи тестирования.
Тема 3. Зарубежный и отечественный опыт волонтёрского движения.
Теория: информирование о различных направлениях волонтёрской деятельности в зарубежном и отечественном опыте волонтёрского движения.
Практика: диагностика освоения темы при помощи тестирования.
Раздел 2. Волонтёрская деятельность: основные направления.
Тема 1. Разнообразие и многообразие направлений волонтёрской деятельности.
Теория: информирование о различных направлениях волонтёрской деятельности.
Практика: формирование волонтёрского отряда, работа над сплочением коллектива и групповой динамикой.
Тема 2. Организации, занимающиеся волонтёрской деятельностью.
Теория: обсуждение возможности практического применения навыков, полученных в ходе обучения. Планирование деятельности отряда, работа над сплочением коллектива и развитием социального сознания.
Практика: Работа над сплочением отряда и разития социального сознания посредством коллективной работы.
Тема 3. Социальное и культурное волонтёрство.
Теория: презентация и обсуждение возможных мероприятий в рамках социального и культурного направления.
Практика: разработка и проведение внутришкольного мероприятия.
Тема 4. Гражданско-правовое и спортивно-оздоровительное волонтёрство
Теория: презентация и обсуждение возможных мероприятий в рамках гражданскоправового и спортовно-оздоровительного направления.
Практика: разработка и проведение внутришкольного мероприятия.
Тема 5. Экологическое волонтёрство.
Теория: презентация и обсуждение возможных мероприятий в рамках экологического направления.
Практика: разработка и проведение внутришкольного мероприятия.
Раздел 3. Организация волонтёрской команды.
Тема 1. Личностные качества волонтёра.
Теория: диагностика личностных особенностей, обсуждение тех, качеств, которые необходимы для выполнения волонтёрской деятельности.
Практика: упражнение на самопознание.
Тема 2. Командообразование.
Теория: Работа над групповой сплоченностью, познание других людей, Формирование коммуникативных и организаторских навыков, а также навыков принятия групповых решений.
Практика: проективное упражнение "образ Я".
Тема 3. Самопрезентация команды.
Теория: информирование об особенностях самопрезентации, а также практическое воспроизведение и усвоение полученных знаний.
Практика: творческое задание " Мы команда". Упражнение "Презентация".
Раздел 4. Социальное проектирование в волонтёрской деятельности.
Тема 1. Теория проектной деятельности.
Теория: информирование об особенностях социального проектирования в волонтёрской деятельности.
Практика: разбратока презентации "Социальное проектирование«.
Тема 2. Основы социального проектирования.
Теория: обучение навыкам проектной деятельности, групповая разработка проекта и стратегии ее реализации.
Практика: создание паспорта соц. проекта.
Тема 3. Защита проектов.
Теория: предоставить участникам возможность защитить и реализовать свой собственный проект.
Практика: защита соц. проектов.
Раздел 5. Организация массовых акций и мероприятий.
Тема 1. Организация тематических акций: от замысла до реализации.
Теория: подготовка акций. Подготовка к совместным акциям с другими волонтёркими объединениями города. Подготовка к участию в районных и городских акциях.
Пратика: проведение акции «Я – волонтёр» в родном городе.
Тема 2. Организация тематических мероприятий: от замысла до реализации.
Теория: подготовка мероприятий. Подготовка к совместным мероприятиям с другими волонтёркими объединениями города. Подготовка к участию в районных и городских мероприятиях.
Пратика: проведение мероприятия «Мы едины» в родном городе.
Раздел 6. Слёт волонтёрских отрядов.
Теория: отчетные презентации о деятельности волонтёрских отрядов. Подведение итогов конкурса "Лучший волонтёр"
Практика: участие в конкурсе "Лучшиё волонтёр".

Цели программы

Инициировать и развить подростковое добровольческое движение. Возродить лучшие отечественные традиции благотворительности, воспитание доброты, чуткости и сострадания.

Результат программы

Личностные:
- сформированный спектр духовно-нравственных качеств у учащегося, наличие
знаний о принятых в обществе нормах отношения к памятникам культуры, к
людям, к окружающему миру;
- сформированное осознанное, уважительное и доброжелательное отношения
к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре;
- готовность и способность учащегося вести диалог с другими людьми и
достигать в нем взаимопонимания;
- развитое моральное сознание и компетентность в решении духовно-
нравственных проблем на основе личностного выбора, сформированный спектр
нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- сформированная коммуникативная компетентность в общении и
сотрудничестве со сверстниками и взрослыми, в процессе деятельности.
Метапредметные:
- расширенный круг приёмов составления разных типов плана у учащегося;
- расширенный круг структурирования материала;
- умение работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами,
планировать и организовывать волонтёрскую деятельность;
- наличие обогащенных ключевых компетенций (коммуникативных,
деятельностных и др.);
- способность у чащегося оценивать результаты волонтёрской деятельности, как
своей, так и других.
Предметные:
- умение учащегося проявлять заботу и внимание к людям, попавшим в
трудные жизненные ситуации;
- уважительное отношение к семье, к духовным ценностям;
- владение знаниями о ЗОЖ, наличие сформированных здоровых установок и
навыков ответственного поведения, снижающие вероятность приобщения к
ПАВ, курению, алкоголизму;
- стремление учащегося быть более ответственными, адаптированными к
формированию к здоровой, нравственной личности;
- умение формировать у подшефных сверстников чувства нужности в этом
непростом мире, нравственных качеств и чувства патриотизма;
- умение аргументировано отстаивать свою позицию;
- умение общаться с учащимися и взрослыми, владеть нормами и правилами
уважительного отношения;
- наличие у учащегося интереса к участию в акциях по здоровому образу
жизни.

Материально-техническая база

В процессе работы используется компьютер, принтер, проектор, интерактивная доска (занятия проводятся в кабинете ОБЖ, на базе МБОУ СОШ № 4 г.о.Красноармейск, МО)