Доп. предпрофессиональная программа по виду спорта «Шахматы»

Шахматы – одна из самых древних и загадочных игр на Земле. Один из важных процессов при игре в шахматы – это тренировка действия в уме. Ни один предмет в общеобразовательной школе не развивает его. Шахматы также благоприятно способствуют развитию таких необходимых качеств, как память, логическое мышление, внимание, воображение, усидчивость и других волевых качеств личности.

Особо стоит выделить то обстоятельство, что, несмотря на присутствие выражений «побил», «жертва», «двойной удар», «вскрытое нападение» и т.п., в шахматах нет места для жестокости. Уже многие годы девизом Международной шахматной федерации стал лозунг: "Мы все – одна семья".

С одной стороны, шахматы простая настольная игра с чётко определёнными правилами, которые способен освоить любой человек. Но с другой стороны, шахматная игра очень сложна и красива, глубины шахмат можно постигать бесконечно.

преподаватели

Тренер-преподаватель Балашов Дмитрий Владимирович

Содержание программы

Этап начальной подготовки (НП).

На этап начальной подготовки зачисляются учащиеся общеобразовательных школ, желающие заниматься шахматами и имеющие письменное разрешение врача-педиатра. Минимальный возраст учащихся определяется с учетом особенностей вида спорта и регламентируется «Нормативно-правовыми основами, регулирующими деятельность спортивных школ». Продолжительность этапа –
3 года.

Основные задачи подготовки:

повышение интеллектуального уровня обучаемых;

улучшение состояния здоровья и закаливание;

устранение недостатков физического развития;

привлечение максимально возможного числа детей и подростков к занятиям шахматами, формированием у них устойчивого интереса, мотивации к систематическим занятиям спортом и к здоровому образу жизни;

воспитание морально-этических и волевых качеств, становление спортивного характера;

поиск талантливых в спортивном отношении детей.

Тренировочный этап (этап спортивной специализации), (ТЭ) формируется на конкурсной основе из здоровых и практически здоровых обучающихся, прошедших необходимую подготовку на этапе начальной подготовки и выполнивших контрольно-переводные нормативы по общей физической и специальной физической подготовке. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии выполнения обучающимися контрольно-переводных нормативов по общей физической и специальной физической подготовке, техническому мастерству. Продолжительность этапа – 5 лет.

Основные задачи подготовки:

1 год обучения – развитие интереса к занятия шахматами, изучение сложных комбинаций на сочетание идей, овладение элементарными техническими приемами легко фигурного эндшпиля, ознакомление с теорией А. Филидора, усвоение понятия о тренировке и гигиене шахматиста.

2 год обучения – формирование устойчивого интереса к занятиям шахматами, развитие тактического мышления, приобретение навыков самостоятельной работы над шахматами, ознакомление с приемами атаки в шахматной партии, проблемами центра, углубленное изучение легко фигурных окончаний и основных технических приемов ладейного эндшпиля, изучение понятия инициативы в дебюте, расширение знаний по истории шахмат, изучение элементарных основ судейства и организации шахматных соревнований.

3 год обучения – расширение полученных знаний, изучение теории В. Стейница, углубленное изучение темы «Атака на короля», ознакомление с характеристикой современных дебютов, совершенствование в изучение приемов эндшпиля и миттельшпиля, приобретение углубленных знаний о режиме шахматиста и методике тренировки.

4 и 5 годы обучения – совершенствование теоретических знаний, изучение типовых позиций миттельшпиля, овладение принципами составление дебютного репертуара, углубленное изучение сложных окончаний, овладение глубокими знаниями по истории шахмат, получение сведений о психологической и волевой подготовке, практическая деятельность по организации и судейству шахматных соревнований, получение звания судьи по спорту и инструктора по виду спорта.

Большое значение для реализации целей спортивной подготовки шахматистов имеет использование в образовательном процессе передовых методов обучения, тренировки и организации учебно-тренировочного процесса с помощью единой методической системы, доведенной до уровня поурочных программ.

Допуски к соревнованиям осуществляются на основе проведения медицинского контроля не реже двух раз в год.

 

Цели программы

Основные цели спортивной школы:

формирование здорового образа жизни, привлечение обучающихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом;

профессиональное самоопределение;

укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие (развитие физических, интеллектуальных и нравственных способностей);

достижение спортивных успехов в соответствии с индивидуальными способностями детей и подростков.

Задачи деятельности спортивной школы различаются в зависимости от этапа подготовки.

Результат программы

Результатом освоения Программы является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:

В предметной области «теоретические основы физической культуры и спорта» для базового уровня:

знание истории развития спорта;

знание места и роли физической культуры и спорта в современном обществе; знание основ законодательства в области физической культуры и спорта; знания, умения и навыки гигиены;

знание режима дня, основ закаливания организма, здорового образа жизни; знание основ здорового питания;

формирование осознанного отношения к физкультурно-спортивной деятельности, мотивации к регулярным занятиям физической культурой и спортом.

В предметной области «общая физическая подготовка» для базового уровня:

укрепление здоровья, разностороннее физическое развитие, способствующее улучшению приспособленности организма к изменяющимся условиям внешней среды;

повышение уровня физической работоспособности и функциональных возможностей организма, содействие гармоничному физическому развитию как основы дальнейшей специальной физической подготовки;

развитие физических способностей (силовых, скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости) и их гармоничное сочетание применительно к специфике занятий избранным видом спорта;

формирование двигательных умений и навыков; освоение комплексов общеподготовительных,

общеразвивающих физических упражнений;

формирование социально-значимых качеств личности; получение коммуникативных навыков, опыта работы в команде (группе);

приобретение навыков проектной и творческой деятельности.

В предметной области «вид спорта» для базового уровня:

развитие физических способностей (силовых, скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости) в соответствии со спецификой избранного вида спорта;

овладение основами техники и тактики избранного вида спорта;

освоение комплексов подготовительных и подводящих физических упражнений; освоение соответствующих возрасту, полу и уровню подготовленности обучающихся тренировочных нагрузок;

знание требований к оборудованию, инвентарю и спортивной экипировке в избранном виде спорта;

знание требований техники безопасности при занятиях избранным спортом; приобретение опыта участия в физкультурных и спортивных мероприятиях;

знание основ судейства по избранному виду спорта.

В предметной области «развитие творческого мышления» для базового и углубленного уровней:

развитие изобретательности и логического мышления;

развитие умения сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения поставленной задачи;

развитие умения концентрировать внимание, находиться в готовности совершать двигательные действия.

В предметной области «специальные навыки» для базового и углубленного уровней:

умение точно и своевременно выполнять задания, связанные с обязательными для избранного вида спорта специальными навыками; умение развивать профессионально необходимые физические качества по избранному виду спорта; умение определять степень опасности и использовать необходимые меры страховки и самостраховки, а также владение средствами и методами предупреждения травматизма и возникновения несчастных случаев; умение соблюдать требования техники безопасности при самостоятельном выполнении физических упражнений.

В предметной области «спортивное и специальное оборудование» для базового и углубленного уровней:

знание устройства спортивного и специального оборудования по избранному виду спорта;

умение использовать для достижения спортивных целей спортивное и специальное оборудование;

приобретение навыков содержания и ремонта спортивного и специального оборудования.

Особые условия проведения

Основными формами учебно-тренировочного процесса являются: групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия; работа по индивидуальным планам; участие в соревнованиях, матчевых встречах; тренировочные сборы; инструкторская и судейская практика; медико-восстановительные мероприятия; промежуточная и итоговая аттестация обучающихся.

Материально-техническая база

Шахматный класс МОУ СОШ имени А.С. Попова городского округа Власиха;

Шахматный класс МБУ ДО ДЮСШ городского округа Власиха;

Спортивный зал № 1 МОУ СОШ имени А.С. Попова городского округа Власиха;

Оборудование и инвентарь по избранному виду спорта (МБУ ДО ДЮСШ городского округа Власиха).