Фольклорный ансамбль

Детский музыкальный фольклор чрезвычайно богат и разнообразен по тематике и содержанию, музыкальному строю, композиции, характеру исполнения – это оригинальный и многообразный пласт музыкального народного творчества, богатейшей песенной культуры. Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлена на воспитание чувства уважения к старшему поколению и почитание песенной народной традиции.

Особенность программы «Фольклорный ансамбль» в том, что обучение детей народному искусству организуется на основе органического соединения видов искусств: пение, танец, игра на народных инструментах, народный театр.

преподаватели

Педагог дополнительного образования первой категории Сёмина Николь Анастасия Алексеевна, имеет высшее образование (Искусство народного пения) бакалавр, магистр – Московский Государственный Институт Культуры.

Содержание программы

Вокально-хоровой работа и основы русского фольклорного танца.

На занятиях ведётся вокально-хоровая работа, подбирается песенный материал, изучается народное творчество, а также осуществляется постановочная сценическая работа, в которой используются знания, умения и навыки по традиционной русской пляске, постановке голоса и игре на народных инструментах, которые дети приобретают в процессе обучения. Это позволяет добиться синкретичного характера передачи народно-песенного искусства.

Традиционная русская пляска способствует правильному физическому развитию детей, имеет оздоровительное значение, способствует более глубокому эмоциональному осознанному восприятию музыки, большей тонкости слушания и различия отдельных музыкально-выразительных средств, пониманию музыкальных стилей и жанров. Танец исполняется чаще всего коллективно и требует четкого взаимодействия всех участников, повышает дисциплину, чувство ответственности и коллективизма.

Исполнительство на народных инструментах является неотъемлемой частью фольклорного музыкального искусства. Фольклорные песни с сопровождением на народных инструментах придают исполнению особый яркий колорит. Дети обучаются игре на старинных народных духовых инструментах (ложки, окарины, трещотки, бубен, свирели, балалайка, гусли и т.п.).

Цели программы

Цель программы – раскрытие творческого потенциала каждого ребенка через приобщение его к ценностям народной культуры, ансамблевому пению и народному песенному искусству.

Результат программы

Планируемые результаты

Личностные:

у детей

1. разовьется интерес и уважение к песенному и хореографическому народному творчеству;

2. появится стремление к самовыражению через творчество;

3. сформируются и разовьются коммуникативные навыки;

4. сформируется внимание к мелодичности народной звучащей речи.

Метапредметные:

дети будут

1. уметь видеть прекрасное в народном творчестве;

2. уметь сценически воплощать народную песню, обряды и исполнять театрализованные фольклорные композиции;

3. профессионально относиться к костюму, сценическому реквизиту;

4. знать традиционные народные праздники и обычаи, связь с ними.

Предметные:

дети будут

1. знать песенные жанры музыкального фольклора;

2. знать характерные особенности народного пения, вокально-хоровых жанров;

3. владеть вокально-певческими навыками в ансамбле, так и соло;

4. знать хореографические жанры музыкального фольклора

5. знать региональные отличительные особенности в народной хореографии (от шагов до форм)

6. владеть танцевальной лексикой русской традиционной пляски.

К концу первого года обучения

 ребёнок будет знать:

1. устройство и принципы работы голосового аппарата;

2. приёмы звуковедения, отличительные особенности регионов, местную песенную исполнительскую манеру регионов;

3. музыкальные жанры фольклора, жанры народной песни;

4. правильную постановку и основы русской традиционной пляски;

5. виды и формы хороводов различных регионов России;

6. традиционные народные праздники и обычаи, связь с ними.

ребёнок будет уметь:

1. правильно использовать певческое дыхание;

2. слышать унисон и уметь его удержать;

3. воспроизводить простейшие ритмические рисунки;

4. владеть вокально-певческими навыками в ансамбле, так и соло;

5. исполнять ритмическую дорожку, простые дроби и виды танцевального шага;

6. сценически воплощать народные песни, обряды, театрализованные фольклорные композиции.

у ребёнка будет воспитано и сформировано:

1. умение работать в группе, желание оказание помощи другу;

2. знание норм и правил общения с детьми и взрослыми;

3. желание выступать на концертах, принимать участие в конкурсах.

К концу второго года обучения

ребёнок будет знать:

1. приёмы звуковедения, отличительные особенности регионов, местную песенную исполнительскую манеру регионов;

2. стилевые основы русской музыки;

3. календарные и семейно-бытовые обряды и приуроченные к ним песни;

4. правильную постановку и основы русской традиционной пляски, хоровод, танец и пляска;

5. танцевальную лексику (виды ключей, шагов, «выхилястиков» и пр.);

6. региональные отличительные особенности в народной хореографии (от шагов до форм).

 

ребёнок будет уметь:

1. держать унисон и делать «отстройки» интервалами вверх и вниз;

2. закреплять и развивать навыки ансамблевого двух-трехголосного пения;

3. владеть вокально-певческими навыками как в ансамбле, так и соло;

4. самостоятельно разучивать вокальные партии и хореографическую лексику;

5. исполнять дробную ритмическую дорожку, виды «выхилястиков», виды ключей, танцевальные шаги, «хлопушки» и др. как ансамблем, так и сольно;

6. сценически воплощать народные песни, обряды, театрализованные фольклорные композиции.

у ребёнка будет воспитано и сформировано:

1. организовать общение, эмоционально сопереживать, оказывать помощь другу;

2. знание норм и правил общения с детьми и взрослыми.;

3. желание принимать участие в социально-значимых мероприятиях, конкурсах.

Материально-техническая база

Для успешной реализации данной рабочей программы «Фольклорный ансамбль» необходимы следующие материально-технические условия:

- площадь помещения для занятий, системы водоснабжения и отопления, воздухообмен, качество питьевой воды, уровень естественного и искусственного освещения, светопроёмы помещения, направленность светового потока, состояние источников искусственного освещения, температура воздуха в помещении должны соответствовать нормативам (СанПиН 2.4.4.3172-14);

- мебель (стол преподавателя, парты и стулья) стандартные, комплектованные, имеют маркировку и соответствуют росто-возрастным особенностям детей (СанПиН 2.4.4.3172-14);

- наличие в классах фортепиано или синтезатора;

- наличие концертного зала;

- аудиоаппаратура;

- колонки, ноутбук;

- наличие русских народных инструментов (балалайка, гусли, трещотки, бубен, окарины, дудки, ложки, колокольчики и др.).