Юный химик

Актуальность данной программы определяется интересом обучающихся: • к углублению практических знаний по химии о материале, применяемом в повседневной жизни, который изучается в школьном курсе химии; • к практическому пониманию основных положений химии; • к практическому объяснению существования большого многообразия химических веществ и явлений;

преподаватели

Хижняк Елена Михайловна

Расписание

Вторник 15:15-16:00

Вторник 16:15-17:00

Содержание программы

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «ХИМИЯ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ» СТАРТОВЫЙ УРОВЕНЬ.

Химия на каждый день.

I Модуль (36 часов)

Введение. Значение химии в повседневной жизни.

Как проводить занимательные опыты, не нарушая правила техники безопасности.

Тема 1. Большая стирка – древнейший химический хозяйственный процесс.

Мыла и стиральные порошки на службе у человека.

Отбеливатели, загрязнений одежды.

Безопасность стирки при применении химических веществ.

Тема 2. Химия на службе красоты.

Химия волос и кожи. Химические и физические свойства кожи и волос.

Фибриллярные белки – кератины.

Пигмент меланин. Его значение в цвете волос.

Свойства белков с точки зрения красоты.

Тема 3. Химия нашей причёски.

Химические вещества, помогающие создать причёску и уложить волосы.

Химические препараты для химической завивки.

Нагревание как условие увеличения скорости завивки волос.

Безопасность препаратов "лёгкой химии«.

Тема 4. Окраска волос. Классификация красителей.

Обесцвечивающие (отбеливающие) вещества.

Химические и физические красители.

Красители естественного происхождения.

Металлсодержащие красители.

Тема 5. Химия и косметика. Декоративная косметика.

Состав губной помады с точки зрения химика.

Растворители для лаков.

Химические вещества для пудры, помады, туши для ресниц, тональных кремов.

Тема 6. Уроки Мойдодыра.

Загрязнения кожи и волос с точки зрения химика

Щелочность – основная характеристика моющих средств.

pH – что он обозначает на этикетке моющих средств.

Ферменты на службе у Мойдодыра и у человека.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «ХИМИЯ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ» СТАРТОВЫЙ УРОВЕНЬ.

Химия на каждый день.

II Модуль (36 часов)

Тема 7. Капитальный ремонт

Ремонтные работы с точки зрения химии.

Что такое штукатурка и её использование в ремонте.

Масляные краски и олифы. Их получение и использование.

Безопасность ремонта с точки зрения химика.

Тема 8. Война в огороде. Велика ли опасность пестицидов?

Фунгициды – препараты для борьбы с грибковыми болезнями растений.

Как правильно рассчитать концентрацию раствора.

Средства борьбы с вредителями, наименее опасные для человека.

Тема 9. Рога и копыта. Применение химии в животноводстве.

Химические соединения, позволяющие повысить продуктивность скота.

Химические элементы в кормах животных.

Биологические удобрения.

Тема 10. Химик изучает рекламу.

Достоверность рекламы с позиции химика.

Химик анализирует состав жевательной резинки.

Химическая экспертиза зубных паст и косметической продукции.

Химическая экспертиза продовольственных продуктов.

Тема 11. Всякая всячина. Как продлить срок хранения продуктов.

Как работать в химической лаборатории, не нарушая правил техники безопасности.

Тема 12. Химическая лаборатория на кухонном столе. Волшебство 1. Опыты с поваренной солью.

Волшебство 2. Вода, масло и бензин.

Волшебство 3. Иодная настойка. Перекись водорода.

Волшебство 4. Крахмал из картофеля.

Волшебство 5. Превращаем сахар в конфету.

Волшебство 6. Получаем углекислый газ.

Волшебство 7. Вещества-хамелеоны.

Тема 13. Домашняя аптечка.

Содержимое и назначение аптечки. Приготовление растворов заданной концентрации

Тема 14. Химия и природа.

Наши шаги по сохранению природы каждый день, на основе знаний по химии.

Цели программы

Развитие познавательной активности, творческих способностей, интереса к изучению предмета химия, используя примеры веществ в повседневной жизни каждый день

Результат программы

Обучающиеся:

· дополнят свои знания по химии в связи с повседневной жизнью,

· начнут проявлять творчество в познании, логически мыслить, обобщать,

· приобщатся к информационной культуре раскрытия различных проявлений связи химии с жизнью,

· повысят свой уровень теоретической и экспериментальной подготовки,

· разовьют умения выполнять несложные химические опыты, пользоваться химической посудой, реактивами, нагревательными приборами,

· приобретут умения соблюдать правила техники безопасности при проведении химического эксперимента,

· научатся планировать и осуществлять химический эксперимент, связанный с повседневной жизнью:

ставить проблему и аргументировать её актуальность;

формулировать гипотезу исследования и раскрытие замысла;

планировать исследовательскую работу и осуществлять выбор необходимого оборудования и реактивов;

проводить опыт, эксперимент,

оформлять результат химического опыта, эксперимента,

обсуждать результаты, участвовать в дискуссиях, делать выводы, обсуждать с группой,

анализировать и обобщать изученный материал, с целью применения в повседневной жизни.

· начнут проявлять больший интерес к изучению химической науке,

· получат стимул к дальнейшему изучению химии с целью применения знаний в повседневной жизни, с целью сохранения здоровой экологии Земли, в том числе и сохранения своего здоровья,

· начнут активно участвовать в природоохранных акциях, конференциях, конкурсах по грамотному применению химии в повседневной жизни.

Особые условия проведения

Отличительные особенности:

1. Химия на каждый день. (72 часа: 2 модуля по 36 часов).

Первый год обучения позволяет: расширить знания о мире химических веществ, используемых в разных сферах быта, в повседневной жизни, досуга, в условиях жизни человека, о сохранении окружающей среды; о рациональном использовании различных веществ, о проблемах экологии; получить практические навыки в применении веществ; научить самостоятельно вести наблюдения и проводить элементарные химические эксперименты.

Каждый модуль программы содержит учебно-исследовательский и проектный компонент.

Материально-техническая база

Каждое занятие требует проблемного решения конкретной практической задачи, посвящено какой-то одной сфере нашей повседневной жизни, нашего быта: стирке, ремонту, уходу за кожей и волосами, выращиванию растений и животных, сохранению здоровья, биохимического исследования и т.д.

Реактивы;

Емкости;

Пробирки;

Интерактивная доска;

Компьютер