Патриот

Программа "Патриот" туристско-краеведческой направленности разработана для обучающихся старших классов. Стержнем деятельности объединения является формирование у обучающихся важных для общества морально-психологических качеств, определенных понятием "Патриот". На занятиях объединения у подростков воспитываются социально-значимые качества: дисциплинированность, инициативность, любовь к Родине, доброта, вежливость, сострадание, самостоятельность, уважение к старшему поколению, гордость за героическое прошлое своего народа..

преподаватели

Хоменко Людмила Леонидовна

Расписание

Понедельник 16:15 - 17:00

Вторник 16:15 - 17:00

Содержание программы

Программа курса «Патриот» предполагает использование самых разнообразных форм, видов, средств и методов обучения, целью которых является формирование у обучающихся ключевых компетенций, развитие гражданского, национального самосознания, стимулирование у них личностного отношения к историческим и современным событиям и деятелям, стремление к выработке патриотических свойств и качеств. Программы будет реализована на базе школьного музея.. Ребята будут приобщаться к исследовательской, оформительской, экскурсионно-лекторской видам деятельности. Таким образом, в процессе поисково-исследовательской деятельности у обучающихся сформируются необходимые умения и навыки.

 

Раздел I. Введение

Тема I. 1. Введение

Теория: Планирование работы на 2019/2020 учебный год. 2020 год – Год памяти и славы. (Указ Президента РФ № 327 от 08.07.2019)

 

Раздел II. О подвиге, о доблести, о славе (визитная карточка школьного музея Боевой Славы )

Тема II.1. Работа с компьютерными программами для обработки фотографий и для создания видео.

Практика: Изучение на практике возможности компьютерных программ для создания презентаций и видеороликов.

 

Тема II.2. Создание визитной карточки школьного музея Боевой Славы.

Теория: Составление плана работы над проектом. Распределение обязанностей в создании коллективного проекта.

 

Тема II.3. Наш край в Отечественной войне 1812 года.

Теория: Систематизация архивных материалов музея и экспозиции посвященной Отечественной войны 1812 года. Обсуждение и презентация музейной экспозиции.

По дорогам Наро-Фоминского района отступала из сожжённой Москвы армия Наполеона. Молниеносные удары французам наносили летучие отряды Д. Давыдова, Фигнера, Сеславина, Дорохова, Кудашева. Сеславин первым обнаружил обоз противника недалеко от села Фоминское.

12 сентября 1812 года недалеко от села Бурцево отряд Дорохова в схватке с французским отрядом Сен-Сюльписа одержал блестящую победу. К 200-летию этого события на стене бурцевского храма Вознесения Христова была закреплена мемориальная доска. На торжественном мероприятии присутствовали члены кружка "Патриот"Алабинской средней школы.

28 сентября (10 октября) 1812 года отряд генерала И. С. Дорохова, скрытно подойдя к городу Верее, в котором сильно укрепился батальон Вестфальского полка, решительным штурмом овладел им. Застигнутый врасплох противник не смог оказать организованного сопротивления и капитулировал. После освобождения Верея стала опорным пунктом партизанских действий на коммуникациях противника.

Не давали покоя и партизаны. На территории Петровского храма Покрова сохранилось надгробье няни княжны Екатерины Мещерской Барановой Татьяны Осиповны. Татьяна Осиповна в Смоленском сражении потеряла мужа и старшего сына. Средний сын был расстрелян французами в Москве как поджигатель. Женщина вместе с младшим сыном Алексеем вступила в партизанский отряд и сражалась против врагов до освобождения родной земли.

Практика: Создание видеоролика "Наш край в войне 1812 года.

 

Тема II 4. У истоков родного края – тайны Петровской земли.

Теория: История Петровской земли в XVIII – XIX веках. Обсуждение и презентация итоговой работы.

Занятия проводятся на основе краеведческого материала истории села Петровское, входящего в один административный округ с Бурцево, Юшково, Тарасково, поселением Калининец.

Обучающиеся на первом занятии обсуждают в группах результаты изучения архивных документов и экспозиции о Петровской земле XVIII – XIX веков. Выдвигают идеи по созданию видеоролика"..Всяческих загадок, тайн и судеб ярких, людей русских хранит Петровская земля... "

В 1706 г. Княжищево с деревнями и пустошами по именному указу Петра I было пожаловано Шафиову Петру Павловичу. В 1738 году построена новая церковь в честь святителя Петра, митрополита Московского и всея Руси. С этих пор сельцо Княжищево называется по церкви Петровское.

В 1744 году усадьба переходит во владение Никиты Акинфиевича Демидова, внука знаменитого тульского оружейника Никиты Демидовича Антуфьева. Никита Акинфиевич Демидов(1724 – 1787) – горнозаводчик, покровитель наук и художеств, коллекционер, меценат.

Никита Демидов для обстройки новой усадьбы пригласил знаменитого зодчего – Матвея Казакова. Усадебный комплекс состоял из главного дома, четырех флигелей, парка и церкви с колокольней. Следующим владельцем усадьбы был князь Александр Васильевич Мещерский.

В 1905 году была открыта больница и библиотека. Инициатором основания больницы была А.Г. Архангельская – земский врач.

Практика: Создание видеоролика "..Всяческих загадок, тайн и судеб ярких, людей русских хранит Петровская земля... «

 

Тема II 5. Героические страницы родного Подмосковья

Теория: Наш край в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.

На первом занятии члены кружка систематизируют и презентуют краеведческий материал о событиях Великой Отечественной войны на территории Наро-Фоминского района и Петровского административного округа. Линия Петровское – Бурцево – Юшково стали огненным неопределимым рубежом для прорыва фашистов к Москве в декабре 1941 года. Советскую оборону на этом участке фронта возглавили. К.Г. Жуков. М.Г. Ефремов, Л.А.Говоров.

В ночь на 3 декабря 1941 года отряд пограничников под командованием Дженчураева, проявив военную смекалку, малыми силами измотал главные силы противника. 3 декабря 1941 года Юшково, Петровское и Бурцево окончательно были освобождены.

В архиве музея сохранились копии страниц журнала «Пограничник», на котором изображены сестры Шинковы, спасшие красноармейца и популярная фотография «Освобождение». На фотографии отображён момент встречи односельчан в деревне Юшково.

Красноармеец Михаил Коломийцев узнал от жены своего лучшего друга, что Василий Федотов – заместитель председателя колхоза, был зверски убит фашистами. 5 декабря 1941 на всей линии фронта началось наступление Красной армии.

Обучающиеся в группах изучают материал о героях, защитниках наро-фоминской земли. Экспозиция включает страницы подвигов Зои Космодемьянской, Веры Волошиной, юных патриотов города Верея, Николая Новикова, огненный рейс по вражеским тылам экипажа танка под командованием Хетагурова.

26 декабря 1941 года Наро-Фоминск был освобождён от фашистов. Войска западного фронта перешли в наступление и смяли ударные группировки противника. Началось изгнание захватчиков из Подмосковья.

В 1976 году за мужество и героизм, проявленные защитниками города в годы войны, город Наро-Фоминск награждён орденом Отечественной войны I степени.

8 мая 2009 года в Кремле Д.А. Медведев вручил грамоту Президента Российской Федерации о присвоении городу Наро-Фоминску почетного звания Российской Федерации «Город воинской славы».

Практика: Создание видеоролика " Героические страницы родного Подмосковья«

 

Тема II 6. Имя твое бессмертно.

Теория: Систематизация музейных материалов о В.И. Крылове.

На первом заседании кружка обучающиеся готовят презентацию по экспозиции, посвященной односельчанину Крылову Владимиру Ивановичу, погибшему 23 октября 1943 года в Кировоградской области в битве за Днепр.

Основу экспозиции составляют семейные и фронтовые фотографии, грамоты и аттестат об окончании школы, предоставленные родной сестрой Владимира Зайцевой Натальей Ивановной. Наталья Ивановна долгие годы бережно хранила письма брата с фронта. Члены кружка «Патриот» расшифровали часть писем, которые уже не читались. Эти тексты вместе с копиями заняли достойное место в экспозиции.

Практика: Создание видеоролика " Имя твое бессмертно"

 

Тема II.7. Боевой путь Таманской дивизии

Практика: На занятии обучающиеся обсуждают и обрабатывают информацию музейной экспозиции и ресурсов Интернета о боевом пути дивизии. Экспозиция, посвященная Таманской дивизии, которая дислоцируется на территории п. Калининец, немногочисленна. В основном она состоит из фотографий периода Великой Отечественной войны и литературы.. Школа активно сотрудничает с командованием дивизии. Совместно в образовательном учреждении создан отряд ЮНАРМИИ.

Создание видеоролика "Таманская дивизия"

 

Тема II. 8. "О подвиге, о доблести, о славе«.

Теория: Воспитываем патриотов

Теория: Жизнь и подвиг С.А. Ашихмина.

На первом занятии обучающиеся работают с материалами музейной экспозиции, отображающие работу школы по патриотическому воспитанию. Информация представлена, в основном, фотографиями, иллюстрирующими участие в патриотических акциях, торжественных митингах, проведение уроков Мужества, тематических классных часов, достижения в конкурсах, научно-практических конференциях.

На втором занятии знакомятся с экспозицией, посвященной жизни и подвигу выпускника школы 1993 года офицера ФСБ Героя РФ Сергея Анатольевича Ашихмина.

Семья, сослуживцы Сергея передали музею фотографии, личные вещи, копии наград Героя. Условно материалы экспозиции можно разделить на страницы, отображающие этапы жизни Сергея Ашихмина.

Первая и вторая витрины освещают тему «Детские годы, учеба в Санкт – Петербургском кадетском ракетно-артиллерийском корпусе и в Московском военном институте Федеральной пограничной службы безопасности Российской Федерации».

Вторая часть экспозиции раскрывает период жизни Сергея Ашихмина"Служба в Управлении специальных операций Центра специального назначения ФСБ России«

Окончив Московский военный институт Федеральной пограничной службы России, служил в Северо-Западном региональном управлении ФПС России на командных должностях пограничных застав.

В июле 2002 года С. А. Ашихмин направлен на службу в Управление специальных операций Центра специального назначения ФСБ России.

24 октября 2012 года в г. Казань Республики Татарстан проводилась специальная операция по задержанию членов бандгруппы, причастных к покушению на муфтия Татарстана и убийству его заместителя.

Майор Ашихмин С.А., пренебрегая опасностью для своей жизни, во имя спасения других людей, повалил террориста, пытавшегося привести в действие взрывное устройство на землю, и накрыл его своим телом. В результате взрыва Ашихмин С.А. получил множественные осколочные ранения, несовместимые с жизнью до конца исполнив свой воинский долг.

Практика: Создание видеороликов «Растим патриотов» и «Святое дело – Родине служить»

 

Тема II. 9. "Наследники Победы«

Практика: На занятии обучающиеся отбирают видеоматериал, просмотрев ролик «Наследники Победы» и фото и видео с соревнований «Штурм». Материал отображает работу школы, в т.ч. и кружка по военно-патриотическому воспитанию. Традиционно ежегодно при поддержке фонда «Смерч» между обучающимися Алабинской школы и школы № 6 города Лобня в сентябре проводятся соревнования по военно-прикладным видам спорта «Рубеж», а в апреле спортивные соревнования по программе ГТО «Штурм», посвященные памяти С.А. Ашихмина. Мероприятия начинаются с торжественного митинга. На основе данных материалов ребята создают видеоролик "Наследники Победы".

 

Тема II.10. "Присвоение школе имени Героя"

Практика: Занятие по созданию части коллективного проекта "О подвиге, о доблести, о славе".

24 октября 2017 Постановлением Губернатора Московской области под № 468 ПГ Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению Алабинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов присвоено имя Героя Российской Федерации С.А. Ашихмина.

16 ноября 2017 года состоялся торжественный митинг, приуроченный этому знаменательному событию.

На торжественном мероприятии присутствовали высокопоставленные гости, родители, близкие Сергея. Событие освещалось несколькими телевизионными каналами. Из репортажей была сделана выборка и смонтирован видеоролик "О подвиге, о доблести, о славе"

Цели программы

Данная дополнительная общеразвивающая программа призвана способствовать становлению ценностных ориентиров учащихся, формированию патриотизма и гражданственности, вовлечению учащихся в общественно-значимую и научно-исследовательскую деятельность.

Результат программы

К концу обучения обучающиеся:

· знают важные памятные даты военной истории России, знаменательные события в истории государства, героические страницы родного края и Отечества с 1812 года и до наших дней;

· могут дать оценку историческому событию, определить его значение;

· владеют основами работы с компьютерными программами;

· знакомы с особенностями военных профессий;

· имеют представление о критериях защиты исследовательского проекта;

· знакомы с основными правилами работы с различными источниками информации;

· знакомы с правилами поведения в коллективе;

· знакомы с возможностями получения информации на сайтах в Интернете, и других ресурсов;

· способны самостоятельно планировать и проводить исследовательскую творческую работу.

Особые условия проведения

Отличительная особенность данной программы заключается в том, что она составлена на основе краеведческого материала, страниц военной истории родного края и Отечества. В ходе реализации программы учащиеся знакомятся с работой и осваивают материалы школьного музея Боевой Славы.

2020 год объявлен Президентом РФ Годом памяти и славы, поэтому основная часть программы посвящена событиям Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов. Тематический план включает разделы, посвященные традициям Алабинской средней школы, памятным датам военной истории России, образовательным событиям истории России.

В связи с этим темы занятий этих разделов в календарном плане расположены не последовательно по порядку, а в соответствии с конкретными датами календаря.

Общеразвивающая программа «Патриот» составлена в соответствии с современными нормативными правовыми актами и государственными программными документами по дополнительному образованию, требованиями новых методических рекомендаций по проектированию дополнительных программ и с учетом задач, сформулированных Федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения.

Педагогическая целесообразность общеразвивающей программы «Патриот» заключается в том, что она должна оказать воздействие на взгляды и мнения обучающихся, на развитие их творческой деятельности, на формирование их гражданско-патриотических качеств. Обучение по данной программе предоставляет каждому ребенку равные права и возможности для развития своих творческих способностей и реализации себя в тех видах деятельности, которые ему наиболее интересны Содержание, выбор форм и методов работы объединения соответствуют целям и задачам программы и учитывают возрастные особенности подростков. Индивидуальный подход предполагает учет особенностей характера, типа нервной деятельности, темперамента, задатков и дает возможность обучающимся раскрыть свои способности.

В процессе реализации данной программы учащиеся выбирают наиболее интересный и доступный для себя вид деятельности. Каждый может найти для себя то, что наиболее близко и интересно именно ему. Педагог при этом решает важную для себя задачу: подготовку заинтересованных в этой деятельности учащихся.

Адресат программы. Комплектование группы проводится на базе образовательного учреждения из учащихся 15-18 лет, желающих работать в школьном музее, интересующихся историей, нацеленных на творческую и исследовательскую работу и желающих проявить свои способности в гуманитарной области.

В этот период становления личности ярко проявляются нравственные, интеллектуальные и патриотические чувства. Следует учитывать, что именно в этом возрасте возникают глубокие действенные, устойчивые интересы, развивается самостоятельность, исполнительность и дисциплинированность. Также на этом этапе происходят существенные сдвиги в мыслительной деятельности: увеличивается объем внимания, памяти, происходит развитие наблюдательности. Для обучающихся данного возраста характерна полярность психики: целеустремленность, настойчивость и импульсивность.

Юношеский возраст – этап формирования самосознания и собственного мировоззрения, этап принятия ответственных решений, этап человеческой близости, когда ценности дружбы, любви могут быть первостепенными. Старшеклассники стремятся критически осмыслить все окружающее, самоутвердить свою самостоятельность и оригинальность, создать собственные теории смысла жизни.

Объем и сроки реализации дополнительной образовательной программы.

Программа " Патриот" рассчитана на 72 учебных часа, запланированных на год, реализуется в 2019 – 2020 учебном году.

Форма обучения – очная.

Особенность организации образовательного процесса : занятия проводятся с одновозрастными обучающимися, объединенными в кружок «Патриот». Состав группы постоянный, включает 20 человек.

Материально-техническая база

Для реализации данной дополнительной образовательной программы имеются следующие условия:

1. Наличие архивной базы экспозиции и фондов школьного музея.

2. Наличие в музее компьютера, проектора, интерактивной доски.

3. Наличие и доступность сети Интернет

5. Возможность принимать участие в подготовке мероприятий школьного и поселкового уровня.

6. Разработки игр, бесед, экскурсий, конкурсов, викторин;

7. Дидактический и лекционный материал, работы, выполненные учащимися прошлых лет, разработки методики исследовательской работы.