Хоровое пение

Музыка играет важную роль в жизни людей, а для детей первой возможностью выразить себя в мире становятся песни. Песня – не только форма художественного отображения жизни, но и форма общения людей. Пение занимает важное место в жизни человека и принадлежит к основным видам исполнительства. Занятия пением приносят ребенку не только наслаждение красотой музыкальных звуков, которое благотворно влияет на детскую психику и способствует нравственно – эстетическому развитию личности, но и дают специфические знания и умения в этой области искусства. Важной формой самовыражения детей является коллективное пение, т.е. личные качества формируются именно там. В процессе занятия хоровым пением обучающиеся повышают интерес к разножанровой вокальной музыке, развивают вокальный слух. Они учатся исполнять сами вокальные произведения, и тем самым, расширяют свой кругозор, формируют знания во многих областях музыкального искусства.

преподаватели

Будович Любовь Алексеевна

Расписание

Понедельник 16:00 - 16:45

Четверг 16:00 - 16:45

Содержание программы

Модуль I.

Раздел 1. Введение в программу,

(теория 1 ч.).

Тема 1.1. Вводное занятие.

Теория (1 ч.): Знакомство с детским коллективам и педагогом. Прослушивание детских голосов. Беседа об устройстве и гигиене голосового аппарата. Знакомство с планом работы на учебный год. Инструктаж по технике безопасности поведения на занятиях.

 

Раздел 2. Вокально-хоровая работа,

(теория 7 ч., практика 36ч.).

Тема 2.1 Певческая установка. Дыхание

Теория (1 ч.): Основные понятия при пении стоя и сидя. Основные понятия организации певческого дыхания. Момент начала дыхания, его задержка и экономный расход выдоха. Типы дыхания.

Практика (2ч.): Работа над опорой корпуса на прямые ноги; ощущение мышечных поясов; ассоциация с другими видами физической деятельности. Работа над репертуаром. Отработка упражнений по организации, развитию, укреплению певческого дыхания. Вокальные упражнения с постепенным удлинением музыкальных фраз. Дыхательная гимнастика. Исправление ошибок при взятии дыхания. Работа над репертуаром.

Тема 2.2. Распевание

Теория (1 ч.): теоретическое ознакомление с методикой распевания, анализ приёмов распевания в вокально-хоровой работе по системе В.В.Емельянова

Практика (2ч.) Распевание в хоре – это настройка коллектива певцов на певческую установку, правильное дыхание и звукообразование, на звучание вокального аппарата.

Тема 2.3. Дирижерские жесты

Теория (1 ч.): основные понятия. Ауфтакт. Вступление. Снятие.

Тема 2.4. Унисон

Теория (1 ч.): основное понятие унисон; значение и роль унисона в системе вокально-хоровых навыков.

Практика (5ч.): Работа над выстраиванием унисона в хоровом коллективе. Работа над репертуаром.

Тема 2.5. Вокальная позиция

Теория (1 ч.): понятие высокая и низкая позиция звука как физиологическое приспособление голосового аппарата для получения максимальной силы звучания голоса при минимальных затратах энергии.

Практика (1ч.): формирование певческого звука, певческие приемы

Тема 2.6. Звуковедение

Теория (1 ч.): знакомство с приемами звуковедения – приемами исполнительства

Практика (3ч.): работа над звуковедением, контроль над дыханием, активностью артикуляционного аппарата.

Тема 2.7. Дикция

Теория (1 ч.): основные понятия. Значение гласных и согласных звуков в пении.

Практика (2ч.): скороговорки речевые и музыкальные. Вокально – дикционные упражнения. Освоение методики В. Емельянова. Работа по преодолению вялости артикуляционного аппарата. Работа над репертуаром.

Тема 2.8. Двухголосие

Практика (4ч.): элементы двухголосия в распевании и упражнениях, работа над ритмическим, динамическим, тембровым ансамблями.

Раздел 3. Концертно-исполнительская деятельность

(теория 1ч., практика 2ч.).

Тема 3.1. Открытый урок для родителей

Практика (1ч.): Заключительные показательные занятия, завершающие полугодия. Занятие-концерт.

Тема 3.2. Праздники, выступления.

Практика (1ч.): воспитание необходимых для исполнения качеств в процессе концертной деятельности, заинтересовать, увлечь детей коллективным творчеством.

Тема 3.3. Экскурсии, концерты, театры

Теория (1ч.): Выездные занятия – посещение выставок, музеев, концертов, праздников, фестивалей, с последующим анализом просмотренного.

Модуль I I.

Раздел 1. Вокально-хоровая работа,

(практика 11ч.).

Тема 1.1. Работа с солистами

Практика (3ч.): учебно-тренировочный материал на развитие различных вокальных навыков уверенного пения в различных музыкальных штрихах (легато, стаккато, нон легато). Работа над запевами, над подвижностью голоса. Работа над сольными произведениями: разучивание текста, напева. Работа над смысловой интонацией, импровизация. Воспитание культуры пения.

Тема 1.2. Сводные репетиции

Практика (8ч.): работа над исполнением хорового произведения

 

Раздел 2. Музыкально-теоретическая подготовка

(теория 1 ч., практика 11ч.).

Тема 2.1.Основы музыкальной грамоты

Теория (1 ч.): знакомство с нотной грамотой, с ключами, метро – ритмическими особенностями строения музыкальных произведений.

Практика (2ч.): пение звукорядов, трезвучий, развитие ритмического, ладового и тембрового слуха.

Тема 2.2. Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти

Практика (6ч.): упражнения по выработке точного воспроизведения мелодии, восприятия созвучий. Практические упражнения по видам движения мелодии. Сравнительные упражнения на высоту звука с использованием игровых приемов.

Тема 2.3. Развитие чувства ритма

Практика (3ч.): речевые упражнения и игры, упражнения с предметами, которые способствуют ритмическому ощущению речи и музыки, ритмические импровизации.

Раздел 3. Теоретико-аналитическая работа

(теория 4 ч., практика 2ч.).

Тема 3.1. Беседа о гигиене певческого голоса

Теория (1 ч.): знакомство с голосовым аппаратом, элементарными правилами пользования голосом и особенностями голосов.

Тема 3.2. Слушание музыкальных произведений

Теория (2 ч.): прослушивание небольших музыкальных произведений с целью воспитания эмоционально-эстетической отзывчивости. Формирование осознанного восприятия музыкального произведения. Знакомство с понятиями: вступление, запев, припев, вариации.

Тема 3.3. Показ-исполнение песни

Теория (1 ч.): народное творчество как основополагающее звено любой культуры – особая тема беседы и часть репертуарной программы.

Практика (2ч.): разбор произведения. Разучивание, усвоение мелодии, закрепление музыкального материала с сопровождением и без него, раздельно по партиям и всем вместе. Произведения, различные по характеру и степени трудности, подбираются с учетом возрастных особенностей поющих.

Раздел 4. Концертно-исполнительская деятельность

(теория 1 ч., практика 6ч.).

Тема 4.1. Открытый урок для родителей

Практика (1ч.): Заключительные показательные занятия, завершающие полугодия. Занятие-концерт.

Тема 4.2. Праздники, выступления.

Практика (5ч.): воспитание необходимых для исполнения качеств в процессе концертной деятельности, заинтересовать, увлечь детей коллективным творчеством.

Тема 4.3. Экскурсии, концерты, театры

Теория (1ч.): Выездные занятия – посещение выставок, музеев, концертов, праздников, фестивалей, с последующим анализом просмотренного.

Цели программы

Выявление уровня сформированности метроритмической способности.

Результат программы

· формирование эстетических потребностей, ценностей;

· развитие эстетических чувств и художественного вкуса;

· развитие потребностей опыта творческой деятельности в хоровом виде искусства;

· бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и искусству родного края, нации, этнической общности;

· двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;

Особые условия проведения

Заниматься по программе может любой ребенок, без предварительной подготовки, без конкурсного отбора, желающий заниматься хоровым искусством проявляющий интерес к пению.

В соответствии с индивидуальным учебным планом состав группы постоянен. Обучающиеся сформированы в группу разных возрастных категорий, при этом осуществляется дифференцированный подход с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Группа формируется на начало учебного года.

Материально-техническая база

"Хоровое пение" должны быть созданы следующие материально-технические условия, которые включают в себя: концертный зал, пульт и звукотехническое оборудование, учебная аудитория для занятий хоровым пением со специальным оборудованием, пианино, подставками для хора. Учебные аудитории должны иметь звукоизоляцию.