ШАНС

Обучающиеся получат возможность научиться: • работать с источниками информации, представлять информацию в различных видах, преобразовывать из одного вида в другой, работать в группе • пользоваться словарями, энциклопедиями и другими учебными пособиями; • планировать и организовывать исследовательск

преподаватели

Леталина Татьяна Александровна

Расписание

Режим занятий: 1 год обучения – 72 часа в год;

Количество занятий: занятие проводится 1 раз в неделю по 2 часа

Продолжительность: 1 занятие – 45 минут (академический час)

Содержание программы

1. Что такое проект. План проекта (10 часов)
Понятие о проблеме. Упражнение в выявлении проблемы и изменении собственной точки
зрения. Игра "Посмотри на мир чужими глазами«.
Понятия: тема, проблема, объект исследования., цель, задачи.
Наблюдение и эксперимент – способы познания окружающего мира. Опыты. Игры на внимание. Понятия: наблюдение, эксперимент, опыт. Удивительный вопрос.
Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Правила совместной работы в парах.
Понятие о гипотезе. Еѐ значение в исследовательской работе. Вопрос и ответ. Упражнения
на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия. Понятия: гипотеза, вопрос, ответ. Классификация тем. Общие направления исследований. Правила
выбора темы исследования. Цели и задачи исследования.
Отличие цели от задач. Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение
задач для достижения поставленной цели.
Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные
свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.
2. Виды ресурсов. Источники информации (12 часов)
Информация. Источники информации. Ресурсы. Библиотека. Работа с энциклопедиями и
словарями.. Каталоги. Беседа. Правила общения.
Понятия: источник информации. Работа со справочной информацией.
Практика: работа с источником информации. Работа с книгой. Работа с электронным
пособием.
Практика: правила оформления списка использованной литературы. Оформление списка
использованных электронных источников.
Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме
исследования.
Каталог. Отбор литературы по теме исследования. Выбор необходимой литературы по теме
проекта.
3. Методы исследования. Мыслительные операции. (16 часов)
Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные операции, необходимые для
учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы.
Знакомство с наблюдением как методом исследования.
Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на
основе наблюдений.
Практические задания: «Назови все особенности предмета», "Нарисуй в точности предмет«.
4.Работа над проектом. (16 часов)
Выдвижение гипотезы. Опросы и социологические исследования. Интервью. Наблюдение.
Эксперимент. Понятия: эксперимент, экспериментирование, анкетирование, анализ, синтез.
Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное
письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.).
Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования.
Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы.
Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности:
анализ, синтез, сравнение, обобщение, суждения, умозаключения, выводы.
Практическое занятие, направленное на развитие умений анализировать свои действия и
делать выводы.
Обработка полученных данных. Составление диаграмм и схем. Роль команды при работе над проектом. Командные роли. Групповое взаимодействие. Конфликтные ситуации и способы их разрешения. Работа над индивидуальным проектом.
5.Обобщение полученных данных. Анализ проектной деятельности. Оформление
проекта (9 часов)
Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного.
Последовательность изложения. Практические задания: «Учимся анализировать», «Учимся выделять главное», "Расположи материал в определенной последовательности".
Понятия: Анализ, синтез, обобщение, главное, второстепенное.
Составление плана работы над проектами. Определение предмета и методов исследования в работе над проектом. Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах.
Работа в компьютерном классе. Обобщение полученных данных. Оформление
презентации. Работа на компьютере – структурирование материала, создание
презентации. Выпуск брошюры.
6. Подготовка к защите. Защита проекта.( 9 часов)
Психологический аспект готовности к выступлению. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Культура выступления: соблюдение правил этикета, ответы на вопросы, заключительное слово. Знакомство с памяткой "Как подготовиться к публичному выступлению«.
Эталон. Оценка. Отметка. Самооценка. Коллективное обсуждение проблем: «Что такое защита», «Как правильно делать доклад» «Как отвечать на вопросы». Защита проектов.
Анализ результатов и качества выполнения проекта. Оценка продвижения учащегося в рамках проекта и оценка продукта. Способы преодоления трудностей. Ведение дискуссии.
Конференция. Выступления учащихся с презентацией своих проектов. Анализ проектно исследовательской деятельности. Экспертиза проекта. Подведение итогов.

Цели программы

Трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процесс саморазвития

Результат программы

У обучающихся будут сформированы:

· учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения
новой задачи;
· способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
· основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина
России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю,
осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей
этнической принадлежности;
· чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и
отечественной художественной культурой.

Обучающиеся получат возможность для формирования:

· внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе,
понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
· выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
· устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения
задач;
· осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как
значимую сферу человеческой жизни

Особые условия проведения

В соответствии с индивидуальным учебным планом.

Разновозрастная группа – группа детей разных возрастных категорий.

Состав группы – постоянный.

Материально-техническая база

кабинет

интерактивная доска