Исследователь

Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности

преподаватели

Медведева Наталья Ивановна

Расписание

Режим занятий: 1 год обучения – 72 часа в год;

Количество занятий: занятие проводится 1 раз в неделю по 2 часа

Продолжительность: 1 занятие – 45 минут (академический час)

Содержание программы

I. Модуль

Тема 1. Что можно исследовать? Формулирование темы – 1 ч.

Задания для развития исследовательских способностей. Игра на развитие формулирования темы.

Тема 2-3. Как задавать вопросы? Банк идей – 2ч.

Игра «Задай вопрос». Составление "Банка идей«.

Тема 4-5. Тема, предмет, объект исследования – 2ч

Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Какими могут быть исследования.

Знать: как выбрать тему, предмет, объект исследования,

Уметь: выбирать тему, предмет, объект исследования, обосновывать актуальность темы.

Тема 6-7. Цели и задачи исследования – 2ч.

Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.

Знать: ответ на вопрос – зачем ты проводишь исследование?

Уметь: ставить цели и задачи исследования.

Тема 8-9. Учимся выдвигать гипотезы – 2 ч

Понятия: гипотеза, провокационная идея.

Вопросы для рассмотрения: Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Как строить гипотезы. Гипотезы могут начинаться со слов: может быть..., предположим..., допустим..., возможно..., что, если...

Практические задания: «Давайте вместе подумаем», «Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?», «Придумай как можно больше гипотез и провокационных идей» и др. Знать: как создаются гипотезы. Уметь: создавать и строить гипотезы, различать провокационную идею от гипотезы.

Тема 10-13. Организация исследования (практическое занятие) – 4ч.

Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными детям методами исследования: подумать самостоятельно; посмотреть книги о том, что исследуешь; спросить у других людей; познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего исследования; обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет; понаблюдать; провести эксперимент. Практические задания: тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, люди и т.д.).

Знать:- методы исследования,

Уметь: использовать методы исследования при решении задач исследования, задавать вопросы, составлять план работы, находить информацию.

Тема 14-17. Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как способ выявления проблем – 4ч.

Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (микроскоп, лупа и др.).

Практические задания: «Назови все особенности предмет», «Нарисуй в точности предмет», «Парные картинки, содержащие различие», "Найди ошибки художника«.

Знать: – метод исследования – наблюдение

Уметь:- проводить наблюдения над объектом и т.д.

Тема 18-19. Коллекционирование – 2ч.

Понятия: коллекционирование, коллекционер, коллекция. Что такое коллекционирование. Кто такой коллекционер. Что можно коллекционировать. Как быстро собрать коллекцию.

Практические задания: выбор темы для коллекции, сбор материала.

Знать:- понятия – коллекционирование, коллекционер, коллекция

Уметь:- выбирать тему для коллекционирования, собирать материал.

Тема 20. Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди» −1ч.

Поисковая деятельность по теме "Какие коллекции собирают люди".

Тема 21-22. Сообщение о своих коллекциях – 2ч.

Выступления учащихся о своих коллекциях.

Тема 23. Что такое эксперимент – 1ч.

Понятия: эксперимент, экспериментирование.

Самый главный способ получения информации. Что знаем об экспериментировании. Как узнать новое с помощью экспериментов. Планирование и проведение эксперимента.

Практическая работа.

Знать:- понятия – эксперимент и экспериментирование

Уметь: планировать эксперимент, находить новое с помощью эксперимента.

Тема 24. Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях – 1ч.

Проведение эксперимента на моделях. Эксперимент "Вообразилия«.

Тема 25-27.Сбор материала для исследования – 3 ч.

Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования.

Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.).

Знать: правила и способы сбора материала

Уметь: находить и собирать материал по теме исследования, пользоваться способами фиксации материала.

Тема 28-29. Обобщение полученных данных – 2 ч.

Анализ, обобщение, главное, второстепенное.

Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения.

Практические задания: «Учимся анализировать», «Учимся выделять главное», "Расположи материал в определенной последовательности«.

Знать: способы обобщения материала

Уметь: обобщать материал, пользоваться приёмами обобщения, находить главное.

Тема 30. Как подготовить сообщение о результатах исследования и подготовиться к защите – 1 ч.

Составление плана подготовки к защите проекта.

Тема 31. Как подготовить сообщение – 1 ч.

Сообщение, доклад.

Что такое доклад. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное.

Знать: правила подготовки сообщения.

Уметь: планировать свою работу «Что сначала, что потом», «Составление рассказов по заданному алгоритму» и др.

Тема32. Подготовка к защите – 1 ч.

Защита. Вопросы для рассмотрения: Коллективное обсуждение проблем: «Что такое защита», «Как правильно делать доклад», "Как отвечать на вопросы".

Тема33-34. Индивидуальные консультации – 2 ч.

Консультации проводятся педагогом для учащихся и родителей, работающих в микрогруппах или индивидуально. Подготовка детских работ к публичной защите.

Тема35-36. Подведение итогов работы – 2 ч.

Анализ своей проектной деятельности

 

II. Модуль

 

Тема 1. Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь −1ч.

Беседа о роли научных исследований в нашей жизни. Задание "Посмотри на мир чужими глазами«.

Тема 2-3. Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования – 2ч.

Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение выбранной темы для исследования. Памятка "Как выбрать тему".

Тема 4. Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам) – 1ч.

Задания на выявление общих интересов. Групповая работа.

Тема 5-6. Какими могут быть проекты? – 2ч.

Знакомство с видами проектов. Работа в группах.

Тема 7-8. Формулирование цели, задач исследования, гипотез – 2ч.

Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели. Выдвижение гипотез.

Тема 9-10. Планирование работы – 2ч.

Составление плана работы над проектом. Игра "По местам«.

Тема 11-13. Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии – 2ч.

Познакомить с методами и предметами исследования. Определить предмет исследования в своём проекте. Эксперимент как форма познания мира.

Тема 14-15. Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию – 2ч.

Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах.

Тема 16-18. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования – 2ч.

Экскурсия в библиотеку. Выбор необходимой литературы по теме проекта.

Тема 19-21. Анализ прочитанной литературы – 2ч.

Чтение и выбор необходимых частей текста для проекта. Учить правильно записывать литературу, используемую в проекте.

Тема 22-23. Исследование объектов – 2ч.

Практическое занятие направленное на исследование объектов в проектах учащихся.

Тема 24-25. Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное – 2ч.

Мыслительный эксперимент «Что можно сделать из куска бумаги?» Составить рассказ по готовой концовке.

Тема 26-27. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы – 2ч.

Игра «Найди ошибки художника». Практическое задание направленное на развитие анализировать свои действия и делать выводы.

Тема 28. Как сделать сообщение о результатах исследования – 1ч.

Составление плана работы. Требования к сообщению.

Тема 29-30. Оформление работы – 1ч.

Выполнение рисунков, поделок и т.п.

Тема 31-32. Работа в компьютерном классе. Оформление презентации – 2ч.

Работа на компьютере – создание презентации.

Тема 33-34. Мини конференция по итогам собственных исследований – 2ч.

Выступления учащихся с презентацией своих проектов.

Тема 35-36. Анализ исследовательской деятельности – 2ч.

Анализ своей проектной деятельности

 

Цели программы

Учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию

Результат программы

Личностные результаты:

· формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

· развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

умение осознавать свои возможности, умения, качества, переживания;

● умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами и моральными нормами;

● умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях;

● формирование познавательной и социальной мотивации;

● формирование адекватной самооценки;

● формирование умения прийти на помощь другу, герою сказки и т.п.;

● формирование способности учитывать чужую точку зрения;

● воспитывать нравственные ориентиры (любовь к близким, малой родине, уважение к старшим, бережное отношение ко всему живому и т.п.).

 

Метапредметные результаты,

Регулятивные универсальные учебные действия:

● умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

● умение сохранять заданную цель;

● умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;

● умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей;

● умение контролировать свою деятельность по результату;

● умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;

● умение работать по инструкции взрослого;

● умение удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания;

● готовность выбирать для себя род занятий из предложенных на выбор;

● умение удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый, или рассматривая иллюстрацию;

● умение правильно держать орудия письма и инструменты (карандаш, ручка, рамка, лупа и т.п.) – сформированность мелкой моторики рук.

Познавательные универсальные учебные действия:

● навыки сформированности сенсорных эталонов;

● ориентировка в пространстве и времени;

● умение применять правила и пользоваться инструкциями;

● умение (при помощи взрослого) создавать алгоритмы действий при решении поставленных задач;

● умение узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности;

● умение осуществлять классификацию и сериацию на конкретном предметном материале;

● умение выделять существенные признаки объектов;

● умение устанавливать аналогии на предметном материале;

● умение моделировать (выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.);

● умение производить анализ и синтез объектов;

● умение устанавливать причинно-следственные связи;

● ориентировка в пространстве и времени;

● умение применять правила и пользоваться инструкциями;

● умение работать по иллюстрации (рассмотрение иллюстрации с разными задачами: оценка смысла всей иллюстрации или её части, поиск нужных частей иллюстрации, нужных героев, предметов и т.п.);

● умение пользоваться простейшими инструментами.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

● потребность ребенка в общении с взрослыми и сверстниками;

● владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;

● строить монологичное высказывание и диалоговую речь;

● желательно эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;

● ориентация на партнера по общению;

● умение слушать собеседника;

● умение ставить вопросы; обращаться за помощью;

● предлагать помощь и сотрудничество;

● договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

● формулировать собственное мнение и позицию;

● строить понятные для партнёра высказывания.

Особые условия проведения

В соответствии с индивидуальным учебным планом.

Разновозрастная группа – группа детей разных возрастных категорий.

Состав группы – постоянный.

Материально-техническая база

Для успешной реализации данной программы необходимо наличие следующего оборудования, пособий и оснастки:

· - кабинет с возможностью проветривания; – инструкция по правилам поведения в учреждении;

· -аптечка в полной комплектации;

· -информационный стенд по правилам безопасной работы при проведении физических, химических и других опытов и экспериментов;

· - магнитная доска;

· - лабораторное оборудование (укрывной материал, стеклянная и пластиковая посуда разного объема, стаканчики, емкости с пищевыми красителями, спиртовая горелка или стеариновая свеча в устойчивом подсвечнике);

· - ручные инструменты (щипцы, линейки, бутылки с водой, плоскогубцы, канцелярский нож, доски в качестве подставок);

· - шкаф педагога (с возможностью закрывания на ключ);

· - шкафы и стеллажи для материалов, книг, моделей;

· - раковина. Расходные материалы, необходимые для реализации данной программы: -картон, бумага, скотч, клеи, пластилин, краски, карандаши, природный материал(шишки, орехи, семена, ракушки и др.);