Волейбол

Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что волейбол, как командная игра способствует развитию у обучающихся многих весьма ценных качеств и навыков, необходимых им в дальнейшей жизни. Игра учит думать и принимать решение за доли секунды – ведь летящий тебе мяч можно сыграть по-разному. К принятию правильного решения ребенок придет путем многих проб и ошибок, а этот опыт пригодится в жизни. Все движения в мини-волейболе и пионерболе носят естественный характер, базирующийся на беге, прыжках, метаниях, что способствует развитию силы, ловкости, выносливости, гибкости. Игра вызывает качественные изменения в двигательном аппарате. Прыжковые игровые действия укрепляют костную систему, суставы становятся более подвижными, повышается сила и эластичность мышц.

преподаватели

Урвачева Анна Сергеевна

Расписание

Понедельник 16:00 – 16:45

Среда 16:00 – 16:45

Пятница 16:00 – 16:45

Содержание программы

Теоретическая подготовка

Целью теоретической подготовки на 1-м году обучения является овладение минимумом знаний, необходимых для понимания сущности спортивной дисциплины и, в частности, правил техники безопасности на занятиях физкультурой и спортом в спортивном зале. В соответствующей возрасту форме занимающиеся должны ознакомиться с основными закономерностями спортивной разминки перед занятием, влиянием физических упражнений на организм. Одним из важнейших направлений теоретических занятий является привлечение к здоровому образу жизни.

Теоретическая подготовка проводится в виде коротких сообщений, объяснений, рассказов и бесед в начале учебно-тренировочного занятия или в форме объяснений во время отдыха. При проведении теоретической подготовки следует учитывать возраст учащихся и излагать материал в доступной им форме. Весьма полезен коллективный просмотр фильмов о спортсменах и их совместное обсуждение.

Дети должны получить теоретические сведения по темам:

- основные меры безопасности и правила поведения на занятиях;

- история развития волейбола;

- правила разминки перед занятием физкультурой и спортом, а также перед игрой в пионербол и мини-волейбол;

- понятие о спортивном напитке и спортивной дисциплине;

- правила игры: разметка площадки, расстановка игроков, правила подачи, переход игроков, понятие о 3-х касаниях.

Общая физическая подготовка

1) Общеразвивающие упражнения: обычный бег по прямой, бег с высоким подниманием бедра, семенящий бег, бег с прыжками вверх с замахом рук, бег приставными шагами, спиной вперед, остановки, разбег для нападающего удара в 2 шага, прыжок с 2-х ног при блокировании, основная стойка волейболиста, стойка волейболиста для нижнего приема, ходьба выпадами, приседание, передвижение на руках, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, прыжковые упражнения, поднимание туловища (качание пресса).

Общеразвивающие упражнения с предметами: с теннисными мячами, со скакалками.

2) Упражнения на развитие ловкости: дриблинг одной и двумя руками с продвижением различными способами (лицом, спиной, боком приставными шагами), броски мяча из-за спины, удержание наклона сидя с мячом в вытянутых руках (специальная ловкость), сочетание бросков и ловли мяча с перемещением по площадке двух игроков.

3) Упражнения на развитие гибкости: перекаты бедра – живот – грудь с прогнутой спиной в положении лёжа на животе (мяч в руках), прыжки из упора присев в упор лёжа с прогибанием спины.

4) Упражнения на развитие выносливости. Челночный бег. Бег – эффективное средство развития выносливости. Во время бега тратится значительное количество энергии, усиливается работа органов кровообращения и дыхания. Однако при длительном беге учащиеся испытывают неприятные ощущения усталости. Однообразие длительного бега усиливает это чувство. Поэтому в группах 1-го года спортивно-оздоровительной подготовки выносливость лучше развивать во время подвижных игр и эстафет, которые они выполняют с большим интересом. (Приложение)

Техническая подготовка

При обучении начинающих техническим элементам игры необходимо начинать с простейших упражнений для овладения основными приемами игры. Для игры в мини-волейбол на начальном этапе достаточно изучения основных стоек и перемещений и нижней подачи, в соответствии с физическими возможностями некоторым игрокам можно разрешить подачу с 3-х метровой или 6-ти метровой отметки, чтобы избежать болезненных психологических ощущений во время игры.

Задача: обучение техническим приемам игры на месте и особенно в движении:

- игра с мячом одного игрока;

- игра с мячом двух игроков;

- нижняя передача мяча на месте и в движении;

- нижняя подача и прием подачи;

- основные стойки, разбег в 2 шага для нападающего удара, остановки;

- ловля, броски и упражнения с мячом для верхней передачи;

- верхняя передача около сетки;

- тренировка связующего.

Следует использовать различные подводящие и волейбольные игры (дети хотят играть) на уменьшенных площадках и с меньшим числом игроков (2×2, 3×3, 4×4). Способности детей отличаются от показателей взрослых, поэтому необходимо вводить специальные правила для детей даже в подводящих играх.

Тактическая подготовка

Тактика игры – это целесообразное применение индивидуальных, групповых и командных действий в борьбе с противником для достижения победы.

Тактика игры в пионербол и мини-волейбол:

– забросить мяч в пустую зону;

– сделать две сильных подачи, а затем слабую;

- выбор места для приема мяча

- прием мяча с доводкой связующему в № 3.

Игровые занятия

Эстафеты, подвижные игры, ловля, броски и передача – игра с нижней подачей, игра в пионербол, игра в мини-волейбол, (используя нижнюю подачу, прием подачи, передачу).

Психологическая подготовка

Общая психологическая подготовка заключается в формировании умения контролировать свои чувства во время игры – тренируем во время проведения эстафет, подвижных и развивающих игр, а также во время проведения соревнований:

- дыхание как средство расслабления;

- похлопывание по ладоням игроков одной команды, как жест взаимопомощи и подбадривания;

- умение настраиваться на игру перед соревнованиями – мысленно представить себя на соревнованиях, что будешь делать в той или иной ситуации, лечь на скамейку или на пол для расслабления мышц.

Соревнования

Эстафеты. Товарищеские игры в пионербол и мини-волейбол между командами, равными по силе и возрасту. Следует использовать различные подводящие и волейбольные игры (дети хотят играть) на уменьшенных площадках и с меньшим числом игроков (2×2, 3×3, 4×4) в соревновательных условиях. Соревнования по пионерболу и мини-волейболу.

Цели программы

Повышение физической подготовленности подрастающего поколения и привлечение к здоровому образу жизни с помощью игр в пионербол и мини-волейбол, как одной из форм активного отдыха.

Результат программы

· обучение правилам игры в пионербол и мини-волейбол;

· обучение техническим и тактическим приемам игр;

· обучение упражнениям разминки перед занятием физкультурой и перед игрой в мини-волейбол;

· обучение навыкам регулирования психического состояния;

· расширение знаний подвижных и развивающих игр.

· воспитание потребности регулярно заниматься физкультурой;

· формирование устойчивого интереса к здоровому образу жизни;

· воспитание таких ценных качеств характера, как сдержанность, моральная устойчивость, целеустремленность, дисциплинированность;

· воспитание умений соревноваться индивидуально (физическая и техническая подготовка) и коллективно (подвижные игры, пионербол, мини-волейбол);

· воспитание волевых качеств, чувства товарищества и взаимопомощи.

Особые условия проведения

В объединение принимаются желающие заниматься спортом и не имеющие медицинских противопоказаний (имеющие письменное разрешение врача-кардиолога). Зачисление в объединение производится по заявлениям родителей, без отбора. Допускаются совместные занятия детей разного возраста в одной группе, при этом осуществляется дифференцированный подход с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

Первый год обучения предполагает возможность сменного (не более 50%) состава. Наполняемость группы 1-го года обучения – 15 человек.

Материально-техническая база

Для реализации программы необходим следующий спортивный инвентарь:

- волейбольная сетка;

- волейбольные столбы и мягкая защита на столбы, если таковые не являются пристенными с целью предупреждения травматизма;

- волейбольные мячи (количество мячей должно быть равно количеству занимающихся, для работы каждого индивидуально с мячом);

- набивные мячи (количество мячей должно быть вдвое меньше количества занимающихся);

- скакалки;

- теннисные мячи (количество мячей равно половине занимающихся);

- маты (один или два);

- баскетбольные щиты;

- баскетбольные мячи (один или два);

- тумбы для запрыгиваний различной высоты (от 50см до 80см)

- фотоаппарат с видеокамерой;

- ноутбук и по возможности проектор.