Шахматы

Дополнительная общеразвивающая программа «Шахматы» является программой физкультурно-спортивной направленности. Содержание разделов программы направлено на приобщение детей к игре в шахматы, на формирование у них знаний о правилах и приёмах игры. Программой также предусматривается изучение истории шахмат, биографии великих шахматистов.

преподаватели

Олег Валерьевич Волосюк

Содержание программы

Программа «Шахматы» базируется на современных требованиях модернизации системы образования, способствует соблюдению условий социального, культурного, личностного и профессионального самоопределения, а так же творческой самореализации детей. Она направлена на организацию содержательного досуга обучающихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей. Предлагаемая программа обеспечивает условия по организации образовательного пространства, а также поиску, сопровождению и развитию талантливых детей.

Данная программа составлена с учётом накопленного теоретического, практического и турнирного опыта педагога, что даёт возможность обучающимся не только получить начальный уровень знаний шахматной игры в ходе групповых занятий, а также способствует индивидуальному развитию каждого ребёнка.

Цели программы

Развитие личности ребёнка, способной к логическому и аналитическому мышлению через овладение общеразвивающими и спортивными навыками шахматной игры.

Результат программы

Личностные:

· формирование общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы;

· формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

· развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

· развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты:

· формирование навыка речевых действий: использования адекватных языковых средств, для отображения в речевых высказываниях с целью планирования, контроля и самооценки;

· развитие навыков в области логических действий, сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно- следственных связей, построение рассуждений;

Предметные:

· формирование представлений об истории шахмат и выдающихся шахматистах;

· формирование представлений об элементарных правилах игры; игра малым числом фигур; правильное применение правила игры;

· формирование устойчивого интереса к игре в шахматы.

По окончании обучения, обучающиеся будут знать:

· правила игры, ценность фигур;

· легенду возникновения и историю развития шахматной игры;

· шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, взятие на проходе, шах, мат, пат, ничья;

· названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;

· правила хода и взятия каждой фигурой – ходы, в том числе шах и рокировку; нападения и взятия, в том числе и взятие на проходе;

· названия и порядок следования 8 первых букв латинского алфавита;

· цель игры: мат, пат, ничья;

· шахматную нотацию;

· абсолютную и относительную ценность фигур;

· приёмы и способы матования одинокого короля;

· историю возникновения шахматной игры;

· общие принципы игры в начале партии;

· правила поведения во время игры;

· общие принципы игры – в эндшпиле;

· права и обязанности игрока;

· правила поведения в помещении и на улице;

· правила техники безопасности;

· правила дорожного движения.

По окончании обучения, обучающиеся будут уметь:

· ориентироваться на шахматной доске;

· овладеют способом "взятие на проходе";

· овладеют рокировкой;

· пользоваться шахматными часами;

· играть целую шахматную партию с соперником от начала до конца;

· ставить мат тяжёлыми фигурами;

· применять указанные знания на практике;

· концентрировать внимание;

· правильно вести себя во время игры;

· правильно вести себя в помещении и на улице и дороге.