Белая ладья

Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

Окунуть детей в мир превращений обыкновенной доски и фигур в волшебные, заинтересовать красотой и изяществом отдельных ходов, шахматных комбинаций. Научить находить в обыкновенном – необыкновенное, получать эстетическое наслаждение, восхищаться удивительной игрой. Воспитывать лидерство, стремление стать первым, завоевывать высшие награды и титулы. Развивать организованность, гармоничное физическое и интеллектуальное развитие через длительные тренировки для поддержания формы, самообладания и эмоциональной устойчивости.

преподаватели

Ширяева Виктория Сергеевна

Расписание

Вторник 1 группа - 15.00-15.45

Четверг 2 группа: 15.00-15.45

Содержание программы

Вводное занятие.
Теория. (2 ч.)

Знакомство обучающихся друг с другом и с педагогом. Организационные вопросы. План и порядок работы объединения. По данной теме учащиеся должны усвоить историю возникновения игры, познакомиться со знаменитыми шахматистами мире.

Методы и приемы: беседа, демонстрация, тестирование, инструктаж по технике безопасности.

Дидактический материал: плакаты, схемы, шахматная доска.

Форма подведения итогов: опрос, практическое задание.

 

Знакомство с правилами игры в шахматы.
Теория. (2 ч.)

· Из истории шахмат. Возникновение и родина шахмат. Начальные сведения.

· Шахматная доска – поле шахматных сражений. Знакомство с основными понятиями.

Практика. (2 ч.)

Дидактические игры и задания:

 

· «Горизонталь». Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).

· «Вертикаль». То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.

· «Диагональ». То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.

· «Назови вертикаль». Педагог показывает одну из вертикалей, ученики должны назвать ее. Так школьники называют все вертикали. Затем педагог спрашивает: «На какой вертикали в начальной позиции стоят короли? Ферзи? Королевские слоны? Ферзевые ладьи?» И т. п.

· «Кто быстрее». К доске вызываются два ученика, и педагог предлагает им найти на демонстрационной доске определенное поле. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее.

· «Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.

· «Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме «секретной», которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: "Секрет«.

· «Игра на уничтожение», "Один в поле воин".

· "Один в поле воин"

Методы и приемы: беседа, демонстрация, тестирование.

Форма подведения итогов: тестирование, практическое задание.

 

3. Отработка техники игры в шахматы.

Теория (3 ч.)

Знакомство с закрытыми, открытыми, полуоткрытыми дебютами и гамбитами, с основными правилами разыгрывания дебютов (захват центра, развитие фигур, рокировка, развитие ладей на открытые линии.)
Показ на шахматной доске как нужно использовать полученные знания при решении шахматных задач.
Практика (22 ч.)

Тренировка записи шахматной партии.

Соревнования
Практика (4 ч.)

Проведение соревнований в осенние, зимние и весенние каникулы. Заключительные соревнования "Турнир Шахматных пар".
Методы и приемы: беседа, демонстрация.

Форма подведения итогов: внутриклубное соревнование.

 

5. Заключительное занятие.

Практика (1 ч.)

· Вручение дипломов победителем соревнований.

 

 

 

 

Цели программы

Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

Результат программы

Формирование чувства гордости за свою Родину, формирование ценностей многонационального российского общества;

– формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

– развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

– формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

– развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

– формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни

Метапредметные результаты:

– овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

– формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

– определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

– готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

– овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты:

– формирование первоначальных представлений о древней игре, о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;

– овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);

– взаимодействие со сверстниками по правилам проведения шахматной партии и соревнований в соответствии с шахматным кодексом;

– выполнение простейших элементарных шахматных комбинаций;

-развитие восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, начальных форм волевого управления поведением

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной

программы:

· Соревнования

Особые условия проведения

Нет

Материально-техническая база

Учебный кабинет, удовлетворяющий санитарно-гигиеническим нормам, рассчитан для занятия спортивной деятельностью в количестве 15 человек и оснащенный соответствующим количеством стульев и столов, шахматные доски.

Стоимость

Оплата сертификатом ПФДО