«Лицейский медиа-центр «Вектор-ТВ»

Разработка программы обусловлена потребностью создать условия для самовыражения обучающихся, их желанием заявить о своей жизненной позиции. Программа представляет собой реализацию идеи создания студии лицейского телевидения «Вектор-ТВ». Она предусматривает участие обучающихся в разработке авторских сюжетов, телепередач и тематических видеороликов, работа над которыми включает в себя технические процессы работы на телевидении, и имеет техническую направленность. Таким образом, обучающиеся осваивают на практике особенности телевизионных профессий. Во все времена средства массовой информации оказывали влияние на формирование мышления подростка, его жизненных приоритетов, системы взглядов. Информация, получаемая при помощи СМИ, стала уже привычной, наравне информации из книг, учебников, от учителей, родителей. Самым популярным видом СМИ является телевидение, которое по своему эмоциональному и психологическому воздействию на человека преобладает над другими формами отражения реальной жизни. Такой способ познания действительности становится для подростков интереснее, доступнее, что отчасти связано и с развитием новых технологий, которые молодое поколение осваивает довольно оперативно. Владение новыми информационными технологиями - одно из условий конкурентоспособности человека в современном мире. Следовательно, уже сегодня можно начинать обучать детей основам телевидения – это предоставит им значительные конкурентные преимущества в их будущей сфере деятельности. Пройдя курс обучения, подростки приобретут начальные навыки профессии тележурналиста, оператора, режиссера, узнают историю, виды и формы СМИ, виды жанров телевизионной журналистики, научатся собирать и обрабатывать информацию, сформируют свою жизненную позицию.

преподаватели

Асланов Георгий Максимович

 

Расписание

Занятия проводятся два раза в неделю по 1 часу.

Содержание программы

Раздел 1. Тележурналистика – 16 часов
Тема 1. Введение в тележурналистику.
ТЕОРИЯ Телевидение как средство коммуникации. Социальные функции телевидения. Телевизионные специальности.
ПРАКТИКА Этапы создания телепередач. Телевизионные жанры. Специфика регионального телевидения. Особенности детской тележурналистики.

Тема 2. Телевизионный сюжет.
ТЕОРИЯ Телевизионный язык: умение рассказывать «картинками». Композиция телевизионного сюжета. Типы и элементы телевизионных сюжетов.
ПРАКТИКА Взаимодействие журналиста и оператора при работе над сюжетом. Понятия «закадровый текст», «синхрон», «лайф», «экшн», "стенд-ап«.

Тема 3. Новости.
ТЕОРИЯ Критерии отбора новостей. Вѐрстка новостного выпуска. «Классический», «домашний», «публицистический» стиль новостей. «Инфотейнмент».
ПРАКТИКА Сбор информации. Источники информации. Достоверность информации. Информационный повод. Особенности работы над информационным сюжетом. «Подводка» к информационному сюжету.

Тема 4. Интервью.
ТЕОРИЯ Цели и особенности интервью. Активное слушание. Коммуникативные техники. Подготовка вопросов для интервью. Требования к вопросу.
ПРАКТИКА Взаимодействие журналиста и оператора при съѐмке интервью.

Тема 5. Документальный видеофильм.
ТЕОРИЯ Художественная документалистика. Этапы работы над сценарием документального фильма. Съѐмки документального фильма: особенности работы с героями и натурой.
ПРАКТИКА Использование архивных материалов.

Тема 6. Ток-шоу.
ТЕОРИЯ Современные форматы ток-шоу. Драматургия ток-шоу. Герои ток-шоу. Работа с аудиторией ток-шоу. Ведущий ток-шоу: требования и особенности работы.

Тема 7. Реалити-шоу.
ТЕОРИЯ Современные форматы реалити-шоу. Режиссура и редактирование реалити-шоу. Интерактивные формы взаимодействия со зрителями.

Тема 8. Ведущий телепрограммы.
ТЕОРИЯ Ведение эфира. Имидж ведущего. Речь на телевидении.
ПРАКТИКА Интонация, логические паузы, акценты в речи. Принципы работы ведущего с оператором в студии.

Раздел 2. Операторское мастерство – 24 часа

Тема 9. Видеокамера.
ТЕОРИЯ Устройство цифровой видеокамеры. Обращение с видеокамерой. Функциональное назначение элементов управления видеокамерой и их грамотное применение. Техника безопасности при работе с видеокамерой.

Тема 10. Видеоряд.
ТЕОРИЯ Требования к видеоряду. Основные правила видеосъѐмки.
ПРАКТИКА Баланс белого, освещенность кадра, выравнивание кадра по вертикали. Устойчивость камеры при съѐмках без штатива.

Тема 11. Композиция кадра.
ПРАКТИКА План: крупный, средний, общий. Ракурс. Перспектива. Глубина кадра. Свет и цвет.

Тема 12. Человек в кадре.
ТЕОРИЯ Выбор плана при съѐмке человека. Монтаж по крупности.
ПРАКТИКА Обрезка, «воздух». Съѐмка взаимодействующих объектов. Съѐмки диалога. «Правило восьмѐрки». Съѐмка интервью. «Говорящий фон». Съѐмка "стенд-апа«.

Тема 13. Внутрикадровый монтаж.
ПРАКТИКА Панорама. Переход фокуса. Движение камеры. Монтажная фраза.

Тема 14. Съѐмка телесюжета.
ТЕОРИЯ Взаимодействие оператора и журналиста по решению творческой задачи. «Картинка» – основа телесюжета. Алгоритм работы оператора при съѐмке телесюжета. ПРАКТИКА Съѐмки в особых условиях освещенности.

Раздел 3. Видеомонтаж – 32 часа

Тема 15. Основы нелинейного видеомонтажа.
ТЕОРИЯ Оборудование для нелинейного видеомонтажа. Основные правила и меры безопасности при обращении с компьютером. Работа с видеофайлами на компьютере. Программы для обработки и просмотра видеофайлов. Требования к компьютеру для видеомонтажа.
ПРАКТИКА Технология нелинейного видеомонтажа.

Тема 16. Монтажный план сюжета.
ПРАКТИКА Обработка исходного материала. Создание монтажного листа, монтажного плана сюжета. Принципы монтажа видеоряда. Монтаж по крупности, монтаж по ориентации в пространстве, монтаж по фазе движения и пр. Использование «перебивок», деталей.

Тема 17. Импортирование видеофайлов на компьютер.
ТЕОРИЯ Работа с программой видеомонтажа.
ПРАКТИКА Создание видеофайлов для монтажа видеосюжета. Запись закадрового текста.

Тема 18. Программа видеомонтажа.
ТЕОРИЯ Основные инструменты программы видеомонтажа. Интерфейс программы. Форматы видеофайлов.
ПРАКТИКА Настройки программы для начала работы.

Тема 19. Звуковой ряд телесюжета.
ТЕОРИЯ Размещение на дорожке видеоредактора закадрового теста и синхронов. ПРАКТИКА Создание файла проекта. Работа с программой видеомонтажа. Использование аудиофильтров.

Тема 20. Построение видеоряда.
ТЕОРИЯ Размещение видео на дорожке видеоредактора.
ПРАКТИКА Сочетание звукового ряда с видеорядом сюжета.

Тема 21. Создание видеофайла телесюжета.
ТЕОРИЯ Создание видеофайла телесюжета.
ПРАКТИКА Экспортирование файла на видеокамеру и другие носители.

Тема 22. Специальные инструменты видеомонтажа. Создание титров и заставок. ТЕОРИЯ Эффекты перехода, использование функций. Видеофильтры.
ПРАКТИКА Использование изображений и аудиофайлов при создании видеофайла.

 

Цели программы

Цель программы: развитие личностного творческого потенциала обучающихся через воспитание интереса к техническому творчеству посредством основ телевидения.

Результат программы

Дополнительная общеразвивающая программа даст возможность накопить опыт для дальнейшей жизни, научит свободно ориентироваться в информационном пространстве и высказывать свою точку зрения на различные значимые события общественной жизни. Занятия по данной программе помогут обучающимся овладеть секретами мастерства журналиста, научиться логически думать, грамотно излагать свои мысли, ориентироваться в информационном пространстве, представлять себя редактором собственного издания.

Обучающиеся научатся:
 определить тему или идею текста;
 составлять простой и подробный план текста; создавать связные высказывания (с заданным языковым материалом);
 оценивать чужую и свою речь;
 спорить, но не ссорится, аргументировать свои высказывания;
 сокращать один и тот же текст до половины, до трети его первоначального объѐма, до одного абзаца и одного предложения;
 рассказать о себе так, чтобы тебя слушали;
 брать интервью у знакомых и незнакомых людей;
 вести репортаж с места событий;
 составлять различные типы текстов газетной информации;
 научатся работать с программами по монтажу видео;
 вести видео и фотосъемку.

Обучающиеся получат возможность научиться:
понимать основные проблемы общественной жизни, роль и функции средств массовой информации в жизни современного человека;
уметь определять жанр газетного текста, выявлять его отличительные особенности, анализировать его структуру, владеть разнообразными приемами анализа текста.
Уметь создавать собственный текст в условиях ограниченного времени, грамотно и аргументировано выражать собственные мысли, точку зрения, позицию, мнение современным литературным языком, избегая при этом ложно-публицистических штампов и общих мест, выстраивать собственное высказывание по модели, продумывать план и композицию, отбирать фактический материал в соответствии с темой и замыслом высказывания; уметь редактировать предложенные тексты, находить и исправлять ошибки; попробуют себя в роли актеров, редакторов, операторов, гримеров и т.д.

 

Особые условия проведения

Информационное обеспечение.
 Справочники.
 Электронные учебники и электронные учебные пособия.
 Методическая литература.
 Программа для видеомонтажа "Movie Studio Platinum 12.0"
 Учебно-наглядные пособия.
 Инструкции по технике безопасности.
 Таблицы, схемы, фотоматериалы.
 Электронные учебно-наглядные пособия, в т.ч. компьютерные презентации, видеоролики.

 

Материально-техническая база

 Кабинет площадью 45,5 кв.м 1
 Компьютер 12
 Стул 24
 Стол 12
 Ноутбук 2
 Мультимедийный проектор 1
 Интерактивная доска 1
 Видеокамера 2
 Видеомагнитофон 2
 Штатив для видеокамеры 1
 Колонки 1
 Осветительные приборы 2

Видео

--