Шахматист

Шахматы на протяжении многих веков является составной частью общечеловеческой культуры и по своей природе являются, прежде всего, игрой. И ребенок, особенно в начале обучения, воспринимает их именно как игру. Сейчас шахматы стали профессиональным видом спорта, к тому же все детские соревнования носят спортивную направленность.В центре современной концепции дополнительного образования лежит идея развития личности ребёнка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. Всему этому и многому другому способствует процесс обучения игре в шахматы. Жизнь заставляет нас на каждом шагу отстаивать правильность своих воззрений, поступать решительно, проявлять в зависимости от обстоятельств выдержку и твердость, осторожность и смелость, умение фантазировать и умение смирять фантазию.Кроме этого, шахматы являются большой школой творчества для детей, это уникальный инструмент развития их творческого мышления.

преподаватели

Кронштадтов Антон Валерьевич

Содержание программы

Вводное занятие. Организационные вопросы. Знакомство с программой, цели и задачи занятий. Инструктаж по технике безопасности.

История и общие понятия шахматной игры. Шахматы, входящие в состав науки, культуры, искусства, спорта – неотъемлемая часть общего образования. Происхождение и возникновение шахматной игры. Цель шахматной игры в общем образовании.

Теория. Основные элементы знаний.
Знакомство с шахматной доской: Правила расположения. Центр. Край.

Угол.

Названия полей. Диагонали. Вертикали. Горизонтали. Королевский и

ферзевый фланги.

Название фигур и правила ходов: Название фигур. Пешки. Короли.

Ладьи. Слоны. Ферзи. Кони. Белые и черные фигуры. Начальное положение. Правило: «Ферзь любит свой цвет». Ходы фигур и взятие. Белопольные и чернопольные слоны.

Ценность фигур и пешек: Ценность пешки, ценность короля, ценность ладьи, ценность слона, ценность ферзя, ценность коня – в зависимости от позиции на доске.

Цель, правила и порядок шахматной игры: Шах. Мат. Пат. Выигрыш.

Ничья.

Поражение. Поведение партнеров.

Шахматная нотация: Обозначение горизонталей, вертикалей, полей, фигур. Горизонтали нумеруются цифрами, вертикали – латинскими буквами. Запись начального положения. Краткая и полная нотация. Запись шахматной партии. «Морской бой» – для эффективного освоения шахматной нотации.

Значение шахматных терминов и понятий.

Теория дебюта и применение изученных схем на практике: Основные принципы разыгрывания дебютов. Развитие фигур. Понятие темпа. Захват центра. Безопасное положение короля. Минимальные знания открытых, закрытых, полуоткрытых дебютов и практическое воспроизведение изученных схем.

 

Основы шахматной стратегии: Защита и нападение. Достижение материального перевеса. Использование большого материального перевеса. Способы защиты и нападения. Преимущество в развитии, Преимущество в пространстве. Центр. Проблема центра. Виды центра (открытый, закрытый, динамический, фигурный центр, напряженный центр).

Теория середины игры (миттельшпиль): Общие принципы, действующие в середине игры. Гармоничное расположение и координация действий фигур.

Тактические приемы и виды комбинаций: Общие понятия о тактике и комбинации. Жертва фигуры или пешки. Тактические приемы. Отвлечение.

Завлечение. Двойное нападение. Виды комбинаций. Комбинации на отвлечение и завлечение.

Теория и практика шахматных окончаний (эндшпиль): Простейшие пешечные окончания. Проходная пешка. Пешка против короля. Правило квадрата. Пешка на шестой и седьмой горизонтали против короля. Оппозиция. Пешка на пятой горизонтали против короля. Роль короля сильнейшей стороны. Пешка на второй, третьей, четвертой горизонталях. Ключевые поля.

Простейшие ладейные окончания. Ладья против пешки. Ладья и пешка против ладьи. Матование одинокого короля: Мат ферзем.

Правила игры в турнирах и соревнованиях: Обязательное рукопожатие до начала и после окончания партии. Дотронулся до фигуры – ходи. Руку отнял от фигуры – ход сделан. Невозможный ход. Троекратное повторение ходов.

Троекратное повторение позиции. Правила игры с шахматными часами.

Практика.
Теория дебюта и применение изученных схем на практике: Практическое воспроизведение изученных дебютных схем по памяти.

Тактические приёмы и виды комбинаций: Решение задач и простейших комбинаций.

Теория и практик шахматных окончаний (эндшпиль):

Матование одинокого короля: Мат ферзем. Мат двумя ладьями. Мат

ладьёй.

Тренировочные турниры: Участие в соревнованиях различного уровня.

Итоговое занятие: Подведение итогов. Награждение обучающихся за успехи в освоении программы 1-го года обучения.

Цели программы

Создание условий для личностного и интеллектуального развития обучающихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения

Результат программы

Обучающиеся должны знать:

- Правила безопасного поведения на улицах и дорогах города. Должны уметь:

· шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король), правила хода и взятия каждой фигуры;

· шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые и чёрные, ход, нападение, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, вечный шах, пат, ничья;

· сравнительную силу шахматных фигур.

Обучающиеся должны уметь:

· Уметь применять правила дорожного движения в жизни.

· ориентироваться на шахматной доске: различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

· правильно располагать шахматную доску между партнёрами и расставлять фигуры перед игрой;

· играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса, видеть элементарные угрозы партнера;

· рокировать короля, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи на мат в один ход;

· владеть способом взятия пешки на проходе и техникой матования одинокого короля двумя ладьями, ферзём и ладьёй, ферзём и королём;

· играть целую шахматную партию с партнёром от начала до конца.

Материально-техническая база

· шахматные доски с набором шахматных фигур;

· демонстрационная шахматная доска с набором магнитных фигур;

· шахматные часы;

· компьютер с доступом к интернет-ресурсам;

· медиапроектор, экран, интерактивная доска;

компьютерная программа Swiss Perfect 98 для проведения шахматных турниров по круговой и швейцарской

Видео