«Занимательная наука биология: юный натуралист»

Дополнительная общеразвивающая программа «Занимательная наука» (далее Программа) естественнонаучной направленности составлена в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, ФЗ «Об образовании в РФ» и Приказами Минздрава, с учётом инструктивных писем Министерства образования и науки РФ и Министерства образования Московской области.

преподаватели

Чугунова Наталья Владимировна

Расписание

Занятия проводятся по 2 часа 1 раз в неделю.

Содержание программы

Раздел 1. Вводное занятие. 1 час
ТЕОРИЯ: Знакомство с особенностями кружка. Методы исследования. Техника безопасности на занятиях.
Раздел 2. Природа зимой. 31 час
ТЕОРИЯ: Признаки зимы. Наблюдение за погодными изменениями в природе в предзимье. Знакомство с зимующими, кочующими и оседлыми птицами. Фенологические наблюдения зимой. Состояние животных в зимний период.
ПРАКТИКА. Приспособления растений к перенесению низких температур и неблагоприятных условий в зимнее время. Состояние покоя. Деревья и кустарники зимой. Жизнь растений под снегом. Экскурсии в природу. Проведение фенологических наблюдений. Измерение температуры воздуха, высоты снежного покрова. Охрана и привлечение зимующих птиц. Изготовление простейших кормушек. Подкормка культурных растений (комнатных) и уход за ними зимой. Работа в уголке живой природы зимой.
Раздел 3. Природа весной. 20 часов.
ТЕОРИЯ. Признаки весны. Первоцветы под охраной. По страницам красной книги
Весна в жизни животных. Весенние пейзажи. Секреты перелетных птиц. Международный День птиц.
ПРАКТИКА. Весна в жизни растений. Вырастить растение своими руками. Основы растениеводства. Выращивание рассады овощных и комнатных растений. Способы вегетативного размножения растений. Весенние работы в уголке живой природы. Наблюдение за погодными изменениями в природе весной. Наблюдение за прилетом и поведением птиц, заселением ими гнездовий. Подкормка культурных растений, проведение опытов. Весенние работы на пришкольном участке.
Раздел 4. Лето в природе. 7 часов.
ТЕОРИЯ. Лето в природе. Летние изменения в живой природе. Полезные и вредные животные огорода.
ПРАКТИКА. Уход за овощами и цветочными растениями. Работа на пришкольном участке летом. Охрана жизни и здоровья на каникулах. Экскурсии. Борьба с сорными растениями.
Раздел 5. Осень в природе. 13 часов.
ТЕОРИЯ. Сезонность в природе. Фотопериодизм. Осень в жизни растений и животных. Что мы знаем о грибах. «Тихая охота». О чем нам осень рассказала.
ПРАКТИКА. Подготовка выставки и презентации мини-проектов. Сбор семян и листьев деревьев, кустарников, травянистых растений. Осенние работы на участке. Составление коллекции семян. Осенние работы в уголке живой природы. Наблюдения за птицами. Фенологические наблюдения осенью.

 

Цели программы

Цель программы – дать обучающимся возможность реализовать потребность в самовыражении и творчестве в области экологической деятельности, тем самым создать благоприятную почву для проявления у учащихся мотивации к углублению своих знаний в области экологии.

Результат программы

Занятия в кружке позволят школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой – продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии перед учащимися школы, так как предполагается организация внеклассных мероприятий с участием кружковцев.

Личностные результаты:
у учащихся будут сформированы:
• ответственное отношение к учению;
• дисциплинированность;
• организованность;
• ответственность;
• внимательность;
• реализация творческого потенциала;
• умение учиться;
• умение воспринимать новую информацию;
• умение доводить дело до конца;
• аккуратность;
• бережно относиться к природе;
• стремление сохранять природу в повседневной жизнедеятельности и труде.
Метапредметные результаты:
Познавательные универсальные учебные действия
• умение приводить примеры;
• умение строить сообщения в устной форме;
• умение выделять и называть существенные признаки объектов и явлений окружающего мира;
• умение сравнивать объекты по существенным признакам.
Регулятивные универсальные учебные действия:
• умение придерживаться плана;
• умение организовывать свое рабочее (учебное) место.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
• учащиеся научатся работать в коллективе сверстников;
• работать в парах и малых группах;
• слушать и слышать педагога;
• выступать перед аудиторией;
• отвечать на поставленный вопрос.
Предметные результаты:
• проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством руководителя кружка;
• пользоваться современными источниками информации и давать аргументированную оценку информации по биологическим вопросам; работать с научной и учебной литературой;
• грамотно находить и собирать материал по исследовательской работе;
• оказывать первую доврачебную помощь;
• проводить работу по ведению здорового образа жизни.

 

Особые условия проведения

Для успешного решения поставленных задач требуются:
Кадровое обеспечение: педагог по предметному обучению; педагог-организатор.
Информационно-методическое сопровождение программы: демонстрационный материал; аудио-, видео-, интернет источники, методическая литература.

Материально-техническая база

Шкаф для хранения оборудования и инструментов;
• Парты, стулья;
• Школьная доска;
• Стенды для выставок
• 10 микроскопов;
• Секундомер, тонометр, приборы для исследований
• Компьютер;
• Мультимедийный проектор.

 

Видео