«Физика на службе человека»

Дополнительная общеразвивающая программа «Физика на службе человеку» естественно-научной направленности основана на интеграции физики, биологии и географии, разработана на основе авторской программы Донских Е.С «Физика в природе», 2016 г. и является модифицированной. Программа «Физика на службе человеку» основана на интеграции физики, биологии, и географии. Ведущая идея программы - показать единство природных процессов, общность законов, применимых к явлениям живой и не живой природы.

преподаватели

Хабарова Татьяна Валерьевна

Числов Виталий Олегович

Расписание

Занятия проводятся по 2 часа 1 раз в неделю. 

Содержание программы

Раздел 1 Измерение физических величин: 3 часа
ТЕОРИЯ: Измерения тел (правильной и неправильной формы, различного состава, объема и т.д.). Единицы измерения различных физических величин.
Взаимосвязь физических явлений в природе.
ПРАКТИКА: Знакомство с приборами, их назначение, устройство, способы измерения различных величин. Инструктаж по ТБ.
Раздел 2. Первоначальные сведения о строении вещества. 4 часа
ТЕОРИЯ. Строение веществ. Диффузия (применение в жизни).
Броуновское движение.
Различие строения веществ в разных агрегатных состояниях.
Периодическая таблица Д. М. Менделеева.
Основные положения МКТ. Решение задач на строение вещества.
ПРАКТИКА: Знакомство с лабораторным оборудованием.
Лабораторная работа: "Диффузия".
Раздел 3. Взаимодействие тел 22 часа.
ТЕОРИЯ: Скорость. Время. Путь и перемещение.
Кинематические уравнения. Расчет скорости, пути, времени движения.
Нахождение координаты встречи тел. РПД. РУПД.
Свободное падение тел.
Первая космическая скорость.
Вторая космическая скорость.
Реактивное движение.
Решение и разбор задач олимпиадного уровня.
ПРАКТИКА: Выполнение различных лабораторных работ по исследованию движения лет.
Нахождение ускорения свободного падения. Работа с измерительными приборами.
Раздел 4. Давление твердых тел, жидкостей и газов. 14 часов
ТЕОРИЯ: Давление твердых тел. Давление в жидкостях и газах. Единицы давления.
Атмосферное давление.
Решение задач по теме: "Давление«.
ПРАКТИКА: Исследование зависимости площади соприкосновения тел и веса на изменение давления, измерение давления у людей, измерение атмосферного давления, зависимость высоты давления и высоты над уровнем земли.
Раздел 5. Работа и энергия. 20 часов
ТЕОРИЯ: Природные рычаги. Момент силы. Ед. измерения.
Кинетическая и потенциальная энергия. Внутренняя энергия тел.
Военная техника и физика.
Архимедова сила. Плаванье тел.
Водоизмещение. Ед.измерения.
Решение задач по данной теме. Разбор задач олимпиадного уровня.
ПРАКТИКА: Выяснение условия равновесия рычага. Практическое исследование «Золотого правила механики». Расчет архимедовой силы на примере металлического цилиндра. Воздухоплаванье. Создание проблемных практических заданий.
Раздел 6. Физика на службе у фотографа. 2 часа
ТЕОРИЯ: Свет и цвет. Строение глаза человека. История фотографии.
Красная граница фотоэффекта. Устройство фотоаппарата.
ПРАКТИКА: Внешний фотоэффект
Раздел 7. Физика, строительство и архитектура. 2 часа
ТЕОРИЯ: Резонанс. Устойчивость, прочность, жесткость, звукоизоляция, теплопроводность.
Люминесценция.
ПРАКТИКА: Определение центра тяжести фигуры не правильной формы.
Раздел 8. Физика и сельское хозяйство. 4 часа
ТЕОРИЯ: история развития сельскохозяйственной техники.
Использование ременных и червячных передач в технике.
Гидравлические подъемники.
Тепловые явления в сельском хозяйстве и биология.
ПРАКТИКА: Создание червячной передачи на примере компьютерной программы.

Цели программы

Цель программы: развитие интеллектуальной и творческой активности учащихся посредством обучения приёмам и методам решения различного уровня задач, в том числе, нестандартных задач по физике.

Результат программы

К концу занятий кружка учащиеся должны уметь объяснять природные явления, рассматриваемые в курсах биологии и географии, соответствующими физическими законами и явлениями, пользоваться дополнительными источниками информации, приобретать навыки работы с приборами общего назначения: весами, барометром, термометром, ареометром, анемометром и другими. Принимать участие в викторине, подготовить доклады и проект.
Итоги подводятся путем проведения олимпиады и защиты проектов.

Особые условия проведения

Для успешного решения поставленных задач требуются:
Кадровое обеспечение: педагог по предметному обучению.
Информационно-методическое сопровождение программы: интернет-ресурсы, электронные
информационные источники (см. список литературы).

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение:
· Операционная система Windows –XP и выше.
· Интерактивная доска.
· Проектор.
· IBM –совместимые компьютеры с выходом в Interten.
· Принтер
- Физическая лаборатория
Материально-техническая база:
- кабинет физики, интерактивная доска, мультимедиа, набор видеокассет и мультимедийные средства, виртуальная лаборатория, физическая лаборатория.
Внутришкольные связи:
- кабинеты информатики.

Видео