Юный эколог

Экологическое образование охватывает сферу знаний, умений и навыков, необходимых для охраны окружающей природной среды. Оно является неотъемлемой частью общей системы экологического просвещения и подготовки специалистов в самых разных отраслях деятельности. Обязанность преподавания экологических знаний в учебных заведениях относится к числу важнейших принципов государственной экологической политики России. Изучение экологии школьниками придаст новый импульс в выдвижении новых ценностей для них: отношение к Земле как к уникальной экосистеме, осмотрительного и бережного отношения ко всему живому. Познавая окружающий мир и вооружившись знаниями об этом мире, ребята учатся анализировать природную среду как сложную, дифференцированную систему, различные компоненты которой находятся в динамическом равновесии, учатся рассматривать биосферу Земли как экологическую нишу человечества. Ценность подобного опыта для ребёнка бесценна. Научить его сохранять и охранять окружающую среду, научить его чувствовать, сопереживать, воспитывать ответственность за свои поступки – эти вечные задачи человечества не потеряли своей актуальности в наше неспокойное время.

преподаватели

По реализации программы работает педагог дополнительного образования, имеющий высшее педагогическое образование (учитель биологии и химии) и высшую квалификационную категорию Зюзина Татьяна Сергеевна.

Расписание

2 раза в неделю по 1 академическому часу, продолжительность одного занятия 45 минут. Каждое занятие предполагает двигательную активность и соответствует рекомендациям "Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.3172- 14".

Содержание программы

Модуль 1 (40 часов)

1. Вводное занятие (4 часа)

Вводное занятие (4 часа)

Теория: Знакомство с планом работы объединения. Организационные вопросы по методике работы в классе и на природе. Инструктаж по технике безопасности.

Практика: "Знакомство с традиционной выставкой работ, кабинетом и пособиями, экскурсия на пришкольный участок, теплицу и пр.«

1. Охрана природы. Предмет и задачи экологии (10 часов)

Охрана природы в Российской Федерации (2 часа):

Теория: Нормативно-правовые документы в области охраны окружающей среды.

Участие России в международных организациях по охране окружающей среды (2 часа): Теория: Научно-техническая революция и окружающая среда. Нарушение равновесия в природе.

Понятие «экология» (2 часа):

Теория: Экология – синтез биологических наук. Экологический подход к охране редких видов и мест их обитания. Изучение законов условий биологического равновесия в природе решает важнейшие научные и социальные задачи.

Практическая работа по теме «Охрана природы» (4 часа):

Практика: Составление картосхемы предприятий, влияющих на окружающую среду.

Практика: Сбор материалов по охране природы родного края. Составление календаря природы, знакомство с ведением полевого дневника.

2. Основные формы организации жизни (8 часов)

Биологический круговорот кислорода и углерода – результат деятельности организмов (2 часа):

Теория: Границы биосферы. Отличия живого от неживого. Биологические системы. Биосфера, биоценоз, популяции, организм – ступени организации жизни (2 часа):

Теория: Характеристика и свойства биосферы, биоценоза, популяции и организма. Понятия об открытых и закрытых системах. Биосфера – открытая система. Обмен веществ и энергии. Оболочка как среда жизни человека.

Практическая работа по теме «Основные формы организации жизни» (4 часа):

Практика: Составление схем уровня организации жизни. Определение типов растительных сообществ на площадках 10×10 м, отмечая производителей, потребителей и разрушителей органического вещества, на основе научных данных, составление схемы биоценоза как биологической системы.

Практика: экскурсия "Знакомство с растительными сообществами«.

3. Среды жизни на Земле и экологические факторы (6 часов)

Вода, суша, почва и организм как среды жизни (2 часа):

Теория: Воздействие среды на организм. Экологические факторы. Понятие о прямом и косвенном воздействии экологических факторов. Диапазон действия фактора: эврибионты. Средообразующая деятельность живых организмов. Совокупность действия экологических факторов. Схема действия экологического фактора.

Практическая работа по теме «Среды жизни на Земле и экологические факторы» (4 часа):

Практика: Овладение методикой геоботанических описаний. Составление геоботанических описаний участков леса, луга, берега водоема или болота. Определение на каждом участке растений-эдификаторов и типов растительности. На основе полученных данных показать с применением схем и рисунков совокупность действия экологических факторов и воздействия организмов на экологические факторы. Используя данные экскурсии, доказать влияние экологических факторов на физиологические процессы: рост, развитие и плодовитость.

Практика: экскурсия в природу по теме "Растительные сообщества«

4. Свет как абиотический фактор (6 часов)

Свет – основной источник в живой природе (2 часа):

Теория: Влияние солнечного спектра, продолжительности, периодичности, интенсивности, освещенности на рост и развитие организмов. Роль хлорофиллоносных растений. Приспособление к поглощению световой энергии у растений и животных. Светолюбивые, теневые, теневыносливые виды. Активность животных, ведущих дневной, ночной, сумеречный образ жизни. Миграция, отлеты, перелеты. Сезонные явления. Понятия о биоритмах.

Практическая работа по теме «Свет как абиотический фактор» (4 часа):

Практика: Определение высоты деревьев на пробных площадках. Определение световых параметров в полевых условиях. Проведение наблюдений по суточной активности зимующих птиц. Составление графиков активности. Выявление влияния освещенности, ее интенсивности и периодичности на распределение животных и их образ жизни (по следам жизнедеятельности), суточную, сезонную активность в различных биоценозах.

Практика: лабораторная работа "Влияние освещенности на рост побегов древесных и кустарниковых растений«.

5. Вода как абиотический фактор (6 часов)

Вода в составе живых организмов (2 часа):

Теория: Физическое состояние воды, распределение влаги в течение сезонов, характер осадков и влияние их продолжительности на организмы. Приспособление организмов к условиям водного режима (влажности): морфологическое, физическое и поведенческое. Организмы-эфемеры. Разделение организмов на гигрофильные, мезофильные, ксерофильные.

Практическая работа по теме «Вода как абиотический фактор» (4 часа):

Практика: Работа с гербарием и определителем по определению экологических групп растений. Разбор коллекции насекомых и выяснение приспособления к условиям водного режима. Сделать рисунки. Составление таблицы по материалу экскурсии. Определение следов жизнедеятельности животных на снегу. Выяснение влияния снежного покрова на активность распределения и поведения животных в различных биоценозах.

Практика: экскурсия для измерения снежного покрова в различных биоценозах, выяснения жизнеспособности организмов под снеговым покровом до 15 см.

 

 

Модуль 2 (32 часа)

6. Температура как абиотический фактор (6 часов)

Температура (тепловой режим) и физиологические процессы в организме (2 часа):

Теория: Теплолюбивые (термофилы) и холодолюбивые (криофилы) организмы. Влияние оптимальных температур, сезонных и суточных колебаний на рост и развитие организмов, их распространение и поведение. Классификация организмов по температурному фактору. Морфологическая, физиологическая, поведенческая приспособленность организмов к температурному фактору и его колебаниям. Правила Бергмана и Аллена у животных. Миграция и перелеты. Классификация растений по морфологическому и физиологическому приспособлениям к низким температурам: эпифиты, деревья, кустарники, кустарнички, полукустарнички, травянистые, полукарлики. Жизненные формы растений. Взаимосвязь между температурой и влажностью.

Практическая работа по теме «Температура как абиотический фактор» (4 часа):

Практика: Составление графиков, таблиц и температурных карт района на основе использования записи в календаре природы и литературы. Проведение фенонаблюдений над деревьями и кустарниками и определение их в зимнем состоянии. Составление графиков температуры над и под снеговым покровом, определение промерзаемости почвы в различных биоценозах. Выяснение роли суточных колебаний на распределение, активность и поведение животных в различных биоценозах.

Практика: экскурсия в природу "Снег как экологический фактор«.

7. Эдафогенные факторы (8 часов)

Почва и ее воздействие на организмы (4 часа):

Теория: Структура почвы и ее состав. Типы почв. Почвы России. Экологические группы растений (эфтрофы, мезотрофы, олиготрофы, нитрофилы, кальцефилы, галофиты). Приспособленность растений к различным типам почв. Воздух. Его состав и его влияние. Роль ветра в рельефе.

Практическая работа по теме «Эдафогенные факторы» (4 часа):

Практика: Взятие проб на различных участках биоценоза; определение их механического состава и структуры. Изготовление почвенных разрезов на пробных площадках и установление типов почв. Выяснение влияния уплотнения почвы на состав обитателей почв. Составление карт и схем почвы и рельефа района. Работа с приборами по определению экспозиции и рельефа. Выяснение роли микрорельефа на размещение травянистых растений. Определение направления ветра и влажности в полевых условиях. Знакомство с растениями и животными-индикаторами и барометрами окружающей среды.

Практика: лабораторная работа "Определение структуры и механического состава почв".

Практика: экскурсия в природу "растения и типы почв".

8. Биотические факторы (4 часа)

Преобразующая роль животных организмов (3 часа):

Теория: Влияние живой природы на организм природно-территориального комплекса и на абиотические условия окружающей среды. Прямое и косвенное влияние биотических факторов. Влияние растительных организмов. Понятие эдификаторов. Фотосинтетическая деятельность зеленых растений. Физическое, механическое и химическое воздействия растений друг на друга, на животных, почву, деятельность почвенной фауны и флоры, климат (растение, сообщество, биоценоз). Влияние животных на состав почвы и плодородие, на распространение и плодовитость растений, на рост, развитие и распространение других животных. Влияние микрофауны и микрофлоры на жизнедеятельность организмов. Приспособление живых организмов к совместному общежитию. Изменение среды под воздействием живых организмов, взаимное влияние биологических систем друг на друга.

Практическая работа "Описание видового состава различных лесных сообществ«

(1 час):

Практика: Выявление роли подлеска. Составление таблицы ярусности различных участков леса и луга. Выяснение влияния взрослых древесных пород на самосев (подсчитать всходы). Определение проективного покрытия наземных частей растений на пробных площадках при помощи деревянного квадрата с сеткой (ячейки по 10 см).

9. Антропогенные факторы (6 часов)

Влияние сельскохозяйственной, промышленной, градостроительной, транспортной и других видов деятельности человека на абиотические и биотические факторы среды

(4 часа):

Теория: Природоохранная деятельность как антропогенный фактор. Охрана редких растений, животных и мест их обитания. Сознательные и случайные воздействия человека. Реакция, приспособление организмов в связи с деятельностью человека; влияние человека – мощный экологический фактор.

Практическая работа по теме «Антропогенные факторы» (2 часа):

Практика: Провести наблюдения и сбор материалов по влиянию объектов промышленности или сельского хозяйства на изменение окружающей среды. Выяснение влияния фактора вытаптывания и фактора беспокойства на распределение, рост и размножение растений и животных. Составление цепи последствий антропогенного фактора. Наблюдение и учет заселенности искусственных и естественных гнездований. Сравнение заселенности гнездований по типам леса. Составление памятки о поведении в природе.

Практика: экскурсия в природу «Положительные и отрицательные действия антропогенных факторов.

10. Организм и среда (7 часов)

Совместное действие экологического фактора. Схема действия экологического фактора. (4 часа):

Теория: Постоянное взаимодействие организма и среды. Приспособленный характер этих систем. Жизнедеятельные формы организмов: растения, животные, насекомые. Место обитания. Распространение видов в биосфере как приспособленность к действию экологического фактора. Природные зоны. Формирование ареалов. Эндемы и реликты. Понятие об экологической нише.

Практическая работа по теме «Организм и среда» (3 часа):

Практика: Составление общей схемы действия экологического фактора на примере биоценоза. Наблюдение над зарастанием неглубоких водоемов или заболоченными участками леса. Исследование этих участков для выявления роли растений в изменении окружающей среды. Зарисовка смены растительности. Раскопка и зарисовка корней и корневищ растений на лугу и в лесу. Зарисовка подземных частей растений и составления взаимодействия двух систем – среды и организмов. На пробных площадках леса и луга выявление видов растений из одного семейства. Сравнение и описание морфологических признаков и местообитания этих видов. Наблюдения над деятельностью и образом жизни дождевых червей; те же наблюдения над муравейником. Выяснение зависимости распространения лесных муравьев от типа и возраста леса. Определение количества муравейников на 1 га. Выяснение средообразующей роли этих животных.

Практика: экскурсия в природу "Взаимосвязи организмов и неживой природы".

11. Итоговое занятие (1 час)

Практика: Игра на учебной экологической тропе. Каждый участник получает карточку со схемой маршрута и номерами объектов, которые надо отыскать по заданному направлению.

 

Цели программы

Формирование творчески развитой личности ребенка путем совершенствования знаний и умений, формирования общей экологической культуры.

Результат программы

Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:

- знать правила поведения в природе;

- знать основные экологические термины и понятия;

- знать среды обитания живых организмов и основные экологические факторы живой природы;

- описывать формы организации жизни;

- выявлять влияние экологических факторов на живые организмы;

- описывать признаки живых организмов;

- сравнивать между собой предметы, явления – обобщать, делать выводы;

- классифицировать явления, предметы – определять последовательность событий – судить о противоположных явлениях;

- давать определения тем или иным понятиям;

- ориентироваться в информационных потоках окружающего мира и применять точную и понятную инструкцию при решении учебных задач и в повседневной жизни;

- выявлять функциональные отношения между понятиями – выявлять закономерности и проводить аналогии ожидаемые результаты и способы их проверки.

Особые условия проведения

Кабинет, оснащенный необходимым оборудованием.

Материально-техническая база

Школьная мебель, доска, 

· тетради, ручки, бумага;

· 7 микроскопов;

· Секундомер, тонометр, приборы для исследований

· Компьютер;

- мультимедийный проектор

- дидактические пособия

Стоимость

номинал сертификата

Видео