Живая планета

Изучение природы - это важная сторона деятельности человека. Экология, биология, химия позволяют проводить исследования природы силами школьников. Экология изучает взаимосвязь человека с окружающей средой. Организм человека не может функционировать без взаимосвязи человека с окружающей средой.

преподаватели

По реализации программы работает педагог дополнительного образования, имеющий высшее педагогическое образование (учитель биологии и экологии) и первую квалификационную категорию Панкова Екатерина Анатольевна.

Расписание

С учетом возрастных и индивидуальных особенностей занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 академическому часу (продолжительность академического часа 45 мин.)

Содержание программы

Модуль 1 (40 часов)

Раздел 1. Введение (7 часов)

Предмет экологии, разделы экологии. Методы исследования. Что изучает экология растений и животных. 1ч

Теория

Экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов. Роль человека в природе. Методология.

Среда обитания, условия существования, экологические факторы. Что такое среда обитания. 1ч

Теория

Факторы среды, приспособленность живых организмов к той или иной среде обитания.

Выявление адаптивных признаков.

Особенности взаимодействия растений и животных с окружающей средой. 1ч.

Практика

Знакомство со справочной литературой. Просмотр журналов, видеофрагментов, презентаций. Выполнение зарисовок и схем.

Практические работы: "Изучение приспособлений растений к опылению и распространению"

"Изучение особенности наземно-воздушной среды обитания«. 4ч

Практика

Выявление особенностей строения цветка представителей растений различных семейств и возможных способов распространения семян данных растений.

Выявление признаков, характерных для существования в наземно-воздушной среде обитания.

 

Раздел 2. Свет (7 часов).

Свет в жизни растений. Фотосинтез. 1ч

Теория

Значение света в жизни растений. Процесс фотосинтеза. История открытия.

Влияние света на рост и развитие растений. 1ч.

Практика

Наблюдение за жизнью растений. Выявление факторов, влияющих на развитие растений.

Экологические группы растений по отношению к свету. Листовая мозаика. Свет в жизни животных. 1ч

Теория

Светолюбивые и тенелюбивые растения. Особенность строения теневого листа.

Влияние изменения условий освещения на растения и животных.

Фотопериодизм. 1ч

Теория

Световая периодизация в жизни растений и животных.

Практика

Знакомство с определителями, справочной литературой, гербариями растений. Просмотр видеофрагментов презентаций. Изучение реакции организма животных и растений на суточный ритм освещения. Рассматривание в световой микроскоп клеток зелёных растений. Проведение наблюдений и лабораторных работ. Демонстрации опытов «Значение света для образования крахмала в хлоропластах». Зарисовки листьев.

Практические работы:

Влияние света на рост и развитие проростков гороха. 1ч

Практика

Рассматривание под микроскопом листьев светолюбивых и тенелюбивых растений.1ч

Группы животных по отношению к свету.1ч

Знакомство с растениями и животными Московской области (по гербариям и фотографиям), с представителями разных экологических групп. 1ч

 

Раздел 3. Температура в жизни живых организмов (7 часов).

Температура в жизни растений и животных. Источники тепла и разнообразие температурных условий на Земле. 1ч

Теория

Значение температурного фактора для жизни растений и животных, как одного из абиотических факторов среды.

Влияние тепла на рост и развитие растений. Зависимость температуры тела растений от температуры окружающей среды. 1ч

Теория

Сравнение животных с постоянной и непостоянной температурой тела. Эволюционные особенности данных животных.

Группы растений по отношению к температуре окружающей среды. 1ч

Теория

Изучение различных групп растений по отношению к температуре окружающей среды и их классификация. Игра "Кому холодно зимой".

Группы животных по отношению к температуре окружающей среды. 2ч.

Практика

Изучение различных климатических условий природных зон и выявление приспособленности живых организмов к существованию в данных природных зонах. Работа с атласом, фото- и видео материалом.

Практическая работа "Влияние температуры на рост проростков гороха«.

Практика Измерение температуры и наблюдение роста исследуемых проростков семян гороха, сравнение результатов.

Практическая работа «Изучение температурного режима школьных помещений». 2ч.

Практика Определение температуры воздуха в кабинетах школы с помощью термометра. Сравнение результатов с нормативными показателями.

 

Раздел 4. Вода в жизни организмов (8 часов).

Вода в жизни живых организмов. 1ч.

Теория

Роль воды в жизни живых организмов. Свойства воды.

Способы добычи воды, ее расходования и экономии. 1ч.

Теория

Круговорот воды в природе.

Группы растений по отношению к воде: гидатофиты, гигрофиты, гидрофиты. 1ч.

Теория

Особенности внешнего и внутреннего строения растений различных экологических групп.

Группы растений по отношению к воде: мезофиты, ксерофиты (суккуленты, склерофиты). 1ч.

Теория

Особенности внешнего и внутреннего строения растений различных экологических групп.

Вода как среда обитания животных и растений. 1ч.

Теория

Животные и растения, обитающие в воде.

Особенности водной среды обитания. Приспособленность растений и животных к жизни в воде. 1ч.

Практика

Работа с атласом и определителем растений. Викторина «Кто? Где? Когда?» Изучение классификации растений. Выявление признаков приспособленности у живых организмов к водной среде обитания. Определение лимитирующих факторов.

Проектно-исследовательские работы:

1."Особенности строения растений с разным отношением к влаге".

2."Приспособленность растений с. Красный Путь к условиям влажности".

Особенности строения животных, обитающих в воде: планктон, нектон, бентос. 2ч.

Практика

Выявление у животных и растений признаков, позволяющих адаптироваться к жизни в водной среде обитания.

 

Раздел 5. Воздух в жизни организмов (8 часов)

Воздух в жизни растений и животных. 1ч

Теория

Значение воздуха в жизни растений и животных. Викторина.

Газовый состав воздуха. 1ч

Практика

Изучение состава воздуха.

Особенности наземно-воздушной среды обитания. 1ч.

Теория

Ветер в жизни растений. 3ч.

Теория

Понятие ветра, его роль в жизни растений.

Практика

Наблюдение на местности.

Органы дыхания животных. 2ч.

Теория

Изучение строения органов дыхания. Работа со схемами.

Практика

Изучение приспособлений растений к опылению и распространению ветром.

Изучение особенности наземно-воздушной среды обитания.

 

Раздел 6. Почва в жизни организмов (3 часа)

Почва в жизни растений и животных.1ч

Теория

Почвенная среда обитания. Лимитирующие факторы данной среды обитания для живых организмов.

Практика

Работа с атласом, коллекциями образцов почв.

Особенности почвенной среды обитания. 1ч

Практическая работа: "Особенности почвенной среды обитания".

Практика

Изучение свойств различных типов почв в разных природных зонах. Выявление наиболее благоприятных условий обитания живых организмов в почвенной среде обитания.

Животные почвы. Почва в жизни растений. Состав почв. 1ч

Практика

Практическая работа "Виды почв и состав почв Московской области"

 

Модуль 2 (32 часа)

Раздел 6. Почва в жизни организмов (5 часов)

Животные почвы. Почва в жизни растений. Состав почв. 2ч

Теория

Инструктаж по ТБ

Правила работы в кабинете, с лабораторным оборудованием.

Виды почв в Московской области. Влияние деятельности растений и животных на формирование плодородного слоя.

Экологические группы растений по отношению к разным свойствам почв. 2ч.

Теория

Порядок работы с проектом. Сбор материала, работа с источниками.

Практика

Работа по созданию проектно-исследовательских работ:

1."Ознакомление с почвенным составом местности. Исследование образцов почвы с. Красный Путь«.

Влияние механического состава почвы на прорастание семян, рост и развитие проростков. 1ч.

Практика

Изучение почвенного состава с. Красный Путь, используя атлас, географическую карту. Работа с образцами почвы, взятой в разных местах села Красный Путь.

Знакомство с гравиметрическим методом; определение механического состава образцов почв с помощью «мокрого» метода.

 

Раздел 7. Питание живых организмов (9 часов)

Типы питания живых организмов: автотрофы, гетеротрофы, эвтрофы.1ч

Теория

Способы питания живых организмов; различие строения клеток автотрофов и гетеротрофов.

Практика

Рассматривание клеток животных и растений в микроскоп.

Питание растений. Виды питания. Пища в жизни животных. 1ч

Практика

Практическая работа "Виды питания. Пища в жизни растений и животных«.

Способы добывания пищи. 1ч.

Теория

Сравнение различных групп животных, имеющих разный способ питания и разные способы добычи пищи.

Пищевые цепи: продуценты, консументы, редуценты.1ч

Теория

Знакомство с понятиями: продуценты, консументы, редуценты.

Составление пищевых цепей. 1ч.

Практика

Составление пищевых цепей различных экосистем.

Отношения организмов между собой: хищничество, паразитизм, конкуренция, симбиоз. 1ч.

Теория

Знакомство с терминами: хищничество, паразитизм, конкуренция, симбиоз.

Квартиранство, нахлебничество, комменсализм. 1ч.

Теория

Понятие квартиранства, нахлебничества, комменсализма.

Практика

Практическая работа «Типы взаимоотношения различных живых организмов -

квартиранство, нахлебничество, комменсализм». Просмотр фотографий и презентаций. Выполнение зарисовок.

Приспособленность организмов к хищничеству и паразитизму. 2ч.

Теория

Понятие хищничества и паразитизма. Порядок работы под проектом.

Практика

Работа с карточками; проведение игры "Кто кого ест".

Проектно-исследовательская работа "Приспособленность организмов к хищничеству и паразитизму".

 

Раздел 8. Сезонные изменения (7 часов)

Фенология 1ч

Теория

Понятие фенологии (изучение периодичности явлений в жизни растений и животных и соотношение этих явлений с климатическими факторами).

Сезонные изменения в жизни растений и животных: миграции, перелеты, спячка, оцепенение. 1ч.

Теория

Причины сезонных изменений, происходящих с растениями и животными в связи с наступлением осеннего времени года. Приспособления к сезонным изменениям.

Причины листопада. Выполнение рисунков и фотографий.

Листопад, покой. 1ч

Практика

Практическая работа "Листопад. Покой«.

Видовой состав и разнообразие птиц г.о. Домодедово. 1ч.

Практика

Викторина «Кто это?» (голоса птиц, фото). Составление таблиц.

Причины перелетов птиц. 1ч.

Практика

Изучение причин перелета птиц. Составление календаря перелета.

Действие природного и антропогенного факторов на гибель птиц при перелете". 2ч.

Теория

Планирование работы над проектом.

Практика

Проектно-исследовательская работа "Действие природного и антропогенного факторов на гибель птиц при перелете".

 

Раздел 9. Человек и природа (7 часов)

Красная книга Московской области. 1ч

Теория

Знакомство с содержанием Красной книги, ее значение.

Охрана растений и животных, охраняемые территории. 1ч

Теория

Редкие и исчезающие виды растений и животных. Красная книга Московской области. Причины исчезновения некоторых видов животных и растений.

Практика

Составление таблиц

Работа с гербариями, фотографиями, определителями растений и животных. 1ч.

Практика

Составление гербария

Охраняемые растения Московской области. 1ч.

Практика

Работа со справочным материалом; сравнение данных и статистика.

Практическая работа

Охраняемые животные Московской области. 1ч.

Практика

Разработка плана расположения объектов, моделирование с помощью компьютера и использования фотоматериала.

Выполнение схем и зарисовок.

Экологический проект района. 2ч.

Теория

Антропогенный фактор: влияние человеческой деятельности на природу. Рациональное природопользование.

Практика

Сбор информации (использование дополнительных интернет-ресурсов, посещение местной библиотеки). Выполнение схем и зарисовок.

Проект "Моделирование защиты рек от загрязнения«"

 

Раздел 10. Подведение итогов (4 часа)

Открытое занятие «Экологические факторы, влияющие на жизнь живых организмов». 1ч

Практика

Тематическое занятие с приглашением гостей.

Тест. 1ч

Практика

Проведение итогового тестирования.

Защита проектов. 1ч

Практика

Презентация проектов и их обсуждение.

Круглый стол «Наши успехи и неудачи». Рефлексия.1ч

Теория

Обсуждение работы объединения, какие знания и умения получили.

Цели программы

На основе удовлетворения естественного детского интереса к окружающему нас миру создать условия к формированию экологической культуры ребят, основной чертой которой является ответственное отношение к природе.

Результат программы

Учащиеся должны знать:

• что такое природа;

• правила поведения в природе;

• что такое охрана природы;

• основные сведения об экологическом состоянии окружающей среды;

• глобальные экологические проблемы;

• экологическую ситуацию округа и области;

• разнообразие комнатных растений, способы их выращивания;

• съедобные и ядовитые грибы, способы оказания первой помощи при отравлении грибами;

• особенности растительного и животного мира Московской области, городского округа Домодедово, редкие и охраняемые растения и животные родного края; малой родины.

• основы здорового образа жизни;

• влияние вредных факторов на здоровье человека;

• основы безопасности при возникновении опасных жизненных ситуаций;

Учащиеся должны уметь:

• оценивать экологическую ситуацию;

• выполнять правила поведения в природе;

• ухаживать за комнатными растениями;

• наблюдать за погодой, явлениями природы;

• составлять температурные графики;

• составлять карту местности;

Особые условия проведения

Часть занятий проводится на природе

Материально-техническая база

- канцелярские принадлежности

- плакаты, схемы, таблицы

- микроскопы (6 шт.)

- лупы (12 шт.)

- бинокли (1 шт.)

- компасы (12 шт.)

 - учебные презентации

- видеозаписи занятий

- аудиозаписи (голоса птиц и зверей, звуки природа)

- фотоматериалы к конкурсам и работам

- ноутбук (1 шт.)

- проектор (1 шт.)

- мультимедийная доска (1 шт.)

Видео