За страницами учебника математики ПФ

Педагогическое обоснование написания программы.

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «За страницами учебника математики» призвана помочь подросткам овладеть знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешной организаторской деятельности. Освоение содержания программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию обучающихся. При реализации содержания программы учитываются возрастные и индивидуальные возможности подростков, создаются условия для успешности каждого ребёнка.

 

Актуальность.

Курс «За страницами учебника математики» направлен развить интерес обучающихся к математике, познакомить их с новыми идеями и методами решения задач, формировать способности обучающихся рационально использовать умения и навыки, полученные на уроке; расширить и углубить знания по данной теме, необходимые для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин. Данный курс формирует ясность и точность мысли, критичность мышления, интуицию, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственные представления, способность к преодолению трудностей; формирует представление об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов; воспитывает отношение к математике как к части общечеловеческой культуры.

 

Новизна данного курса заключается в том, что материал курса математики 7 – 11 классов повторяется блоками. Осваивая курс математики, одни обучающиеся ограничиваются уровнем обязательной подготовки, другие продвигаются дальше и достигают более высоких рубежей. Данная программа «За страницами учебника математики» позволит организовать работу объединения с учётом дифференцированного подхода. При этом каждый обучающийся самостоятельно решает, каким уровнем подготовки ограничиться. В объединении продолжается развитие основных приемов и навыков курса алгебры:

- вычислительных и формально-оперативных умений для использования при решении задач различного направления;

- усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования прикладных задач.

На занятиях предусматривается знакомство обучающихся не только со стандартными методами решения задач, но и со стандартными ошибками, носящими массовый характер на экзаменах, поэтому данная программа позволяет научить избегать этих ошибок, излагать и оформлять решение логически правильно, четко, полно и последовательно, с необходимыми пояснениями.

преподаватели

Казина Марина Леонидовна,  Тарасова Ирина Олеговна

Расписание

1 год обучения – 72 часа в год;

Количество часов и занятий в неделю: 2 часа, занятия проводятся 2 раза в неделю.

Продолжительность: 1 занятие длительностью 45 минут

Продолжительность 1 часа занятий для школьников – 45 минут, в соответствии с нормами СанПиНа.

Содержание программы

Содержание программы
Модуль I.
Раздел 1 "Математика – царица наук"
1.1 Вводное занятие "Математика – царица наук."
Теория (2 ч.). Знакомство с разделами математики. Первоначальное знакомство с изучаемым материалом.
1.2. Знакомство с материалом из истории развития математики.
Теория (2 ч.). Как люди научились считать. Решение занимательных заданий, связанные со счётом.
1.3. Знакомство с интересными приёмами устного счёта.
Практика (2ч.). Интересные приемы устного счёта, применение рациональных способов решения математических выражений.
1.4. Решение занимательных задач в стихах по теме "Умножение".
Практика (2ч.). Решение занимательных задач в стихах.


Раздел 2. Многозначные числа
2.1. Решение примеров с многозначными числами.
Практика (6 ч.). Решение примеров в несколько действий. Упражнения с многозначными числами. Числа-великаны. Коллективный счёт.


Раздел 3. Математические ребусы.
3.1. Знакомство с математическими ребусами.
Теория (2ч.). Учимся отгадывать ребусы, решать логические конструкции.
3.2. Решение математических ребусов.
Практика (2ч.). Знакомство с умозаключениями на математическом уровне. Решение ребусов и логических задач.


Раздел 4. Математическая логика
4.1. Уяснение формальной сущности логических умозаключений при решении задач с неполными данными, лишними, нереальными данными.
Теория (2ч.). Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.
Практика (4ч.). Обратные задачи. Решение логических задач.
4.2. Решение математических загадок, требующих от учащихся логических рассуждений.
Практика (4ч.). Загадки – смекалки. Игра "Знай свой разряд«.
4.3. Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
Теория (2ч.). Задачи с изменением вопроса.
Практика (4ч.). Практикум «Подумай и реши». Решение логических задач, требующих применения интуиции.

Модуль II.
Раздел 1. Решение задач
1.1. Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
Практика (2ч.). Решение нестандартных задач.
1.2. Решение задач повышенной сложности.
Практика (4ч.). Решение олимпиадных задач.
1.3. Решение задач международной игры «Кенгуру», "Кенгуру - выпускникам".
Практика (2ч.). Решение задач международной игры «Кенгуру», "Кенгуру - выпускникам".
1.4. Анализ олимпиадных заданий.
Практика (4ч.). Игра «Работа над ошибками». Математические горки
1.5 Создание проектов.
Практика (2ч.). Проектная деятельность "Газета любознательных". Самостоятельный поиск информации для газеты.


Раздел 2. Алгебраические сведения
2.1. Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
Теория (2ч.). Наглядная алгебра
Практика (2ч.). Решение логических задач
2.2. Математические фокусы
Практика (4ч.). Игра "У кого какая цифра?"
2.3. Исторические сведения
Теория (4ч.). Знакомство с Архимедом, Пифагором. Их основные открытия.
2.4. Решение задач
Практика (6ч.). Задачи с многовариантными решениями. Задачи с  многовариантными решениями в парах.
2.5. Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов
Практика (4ч.). Учимся комбинировать элементы знаковых систем
2.6. Круглый стол "Подведем итоги".
Теория (1ч.). Систематизация знаний по изученным разделам.
Практика (1ч.). Математический КВН.

Цели программы

Цель: развивать личность подростка, формируя и поддерживая интерес к математике, удовлетворение познавательных запросов обучающихся, развитие у них исследовательского подхода к изучению окружающего мира и умения применять свои знания на практике.

Результат программы

Планируемые результаты.
Программа " За страницами учебника математики" позволяет добиваться следующих результатов освоения программы:
личностные:
• развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
• формирование у обучающихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
• воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
• формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
• развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;


метапредметные:
• формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
• развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
• формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;


предметные:
• овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
• создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.


В результате изучения программы обучающейся будет:
Знать/понимать
• существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
• как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
• как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
• как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
• смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
Уметь
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
• моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
• описания зависимостей между физическими величинами, соответствующими формулами при исследовании несложных
практических ситуаций.

Особые условия проведения

нет

Материально-техническая база

Помещение, отводимое для занятий, должно отвечать санитарно-гигиеническим требованиям: быть сухим, светлым, тёплым, с естественным доступом воздуха, хорошей вентиляцией, с площадью, достаточной для проведения занятий группы в 12 человек. Для проветривания помещений должны быть предусмотрены форточки. Проветривание помещений
происходит в перерыве между занятиями.  Стены кабинета должны быть окрашены в светлые тона. Столы необходимо расположить таким образом, чтобы свет падал с левой стороны или слева и спереди рисующего ученика.


Перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для
реализации программы:
• рабочие столы для обучающихся – 6 шт.;
• стулья для обучающихся −12 шт.;
• шкафы для хранения принадлежностей, необходимых для занятий – 1 шт.;
• шкаф для хранения литературы, пособий – 1шт;
• огнетушитель – 1 шт;
• Компьютер с программным обеспечением-1шт
• Демонстрационная доска-1шт.
Информационное обеспечение:
• Компьютер с программным обеспечением −1шт;
• Демонстрационная магнитная доска – 1шт.