Любительская радиосвязь ПФ

Радиолюбители – творческие люди самого разного происхождения, вероисповедования и места жительства. Их объединяет любовь к радиосвязи во всех ее проявлениях, в частности, к любительской радиосвязи, установлению мира и дружбы со всеми обитателями земного шара.

Программа применяется для обучения радиотелеграфистов и подтвердила свою эффективность в подготовке радиоспортсменов. Воспитанники, прошедшие курс обучения, приобретают знания, умения, навыки, необходимые для профессионального самоопределения и службы в армии в качестве радиооператоров.

преподаватели

Преловский Олег Викторович

Расписание

Срок освоения программы – 1 год – 72 часа.

Занятия проходят 2 раза в неделю по 1 академическому часу

 

Содержание программы

Раздел 1. Введение в образовательную программу. Инструктаж по ТБ при использовании электробытовых приборов, по противопожарной безопасности. Безопасность дорожного движения.

Теория(2ч.) Инструктаж по технике безопасности. Правила обращения с аппаратурой. Знакомство с объединением. Показ спортивных достижений ребят, занимающихся в объединении. Порядок и содержание работы объединения.

Правила безопасности дорожного движения

Практика (2 ч.) Освоение правил обращения с аппаратурой. Игра с ребятами в коды Морзе. Игра "Испорченный телефон«.

Игры: «Дорога, транспорт, пешеход, пассажир», «Огни светофора», "Необычный дорожный знак"

Раздел 2. Прием радиограмм (8 ч., теория – 1 ч., практика 7 –ч.)

Тема 1. Основы приема на слух

Теория. (1 ч.) Устройство головных телефонов, правила пользования ими. Правила записи принимаемых текстов. Правила исправления ошибок. Запись букв по группам.

Практика. (7 ч.) Прием текстов с различными интервалами между группами. Прием текстов с акцентом на трудные знаки. Наращивание скорости до 60-70 знаков.

Раздел 3. Передача радиограмм (20 ч., теория – 2 ч., практика – 16 ч.)

Тема 1. Основы передачи на электронном ключе

Теория. (2 ч.) Правила постановки руки. Правильная посадка на передаче. Короткие и длинные сигналы. Паузы и интервалы.

Практика. (14ч.) Постановка руки. Перемещение кисти во время работы на ключе. Передача коротких и длинных сигналов. Отработка пауз и интервалов. Передача полных текстов.

Тема 2. Особенности передачи текстов на электронном ключе.

Практика. (4 ч.) Наращивание скорости на передаче.

Раздел 4. Правила соревнований. Участие в соревнованиях. (20 ч., теория – 5ч., практика – 15 ч.)

Тема 1. Правила соревнований. Участие в соревнованиях.

Теория. (4 ч.) Значение спортивных соревнований. Требование к организаторам. Положение о соревнованиях. Сущность и назначение планирования тренировок.

Практика. (11 ч.) Помощь в подготовке к соревнованиям. Установка аппаратуры. Участие в соревнованиях (в объединении, городских, областных).

Тема 2. Ведение дневника

Теория. (1 ч.) Правила ведения дневника

Практика. (4 ч.) Ежедневное ведение дневника. Запись ошибок на тренировке. Составление графика результатов.

Раздел 5. Общефизическая подготовка (8 ч., теория – 1ч., практика – 7 ч.)

Тема. Общефизическая подготовка

Теория. (1 ч.) Основы здорового образа жизни. Общегигиенические требования к обучающимся с учетом их особенностей. Режим дня и питания. Закаливание.

Практика. (7 ч.) Настольный теннис. Плавание. Легкая атлетика.

Раздел 6 Психологическая подготовка (2 ч., теория – 1 ч., практика – 1 ч.)

Теория. (1ч.) Воспитание уверенности в своих силах, дисциплинированности, волевых качеств спортсмена.

Практика. (1ч.) Тестирование обучающихся на определение психологического типа.

Раздел 7. Внутриклубная работа (2 ч., практика – 2 ч.)

Практика (2 ч.). Работа по сплочению коллектива. Знакомство с традициями клуба.

Раздел 8. Итоговое занятие (9 ч.. теория – 2 ч., практика – 7 ч.)

Теория. (2 ч.) Встреча с ветеранами радиоспорта. Награждение лучших ребят по спортивным достижениям. Итоги работы за год. Рекомендации на время каникул. Прогноз результатов на следующий год.

Практика. (7 ч.) Сдача контрольных нормативов. Радиоэстафета.

Раздел 1. Введение в образовательную программу. Инструктаж по ТБ при использовании электробытовых приборов, по противопожарной безопасности. Безопасность дорожного движения.

Теория (1ч.) Инструктаж по технике безопасности. Правила обращения с аппаратурой. Знакомство с объединением. Показ спортивных достижений ребят, занимающихся в объединении. Порядок и содержание работы объединения.

Правила безопасности дорожного движения

Практика (2 ч.) Освоение правил обращения с аппаратурой. Игра с ребятами в коды Морзе. Игра "Испорченный телефон«.

Игры: «Дорога, транспорт, пешеход, пассажир», «Огни светофора», "Необычный дорожный знак"

Раздел 2. Прием радиограмм. (69 ч., теория – 8 ч., практика – 62ч.)

Тема 1. Изучение телеграфной азбуки

Теория (4 ч.) История возникновения радио. История развития радиоспорта в России и в мире. Изучение кодов Морзе. Напевы для букв и цифр. Обучение слуховому приему точек и тире. Техника записи текстов.

Практика (35 ч.). Запись кодов Морзе. Запись напевов. Запись текстов в радиограммы.

Тема 2. Основы радиолюбительской машинописи

Теория (1 ч.) Техника машинописи. Запись текстов по группам. Переход на новую строку.

Практика (11 ч.) Отработка машинописных знаков. Отработка записи текстов по группам. Переход на новую строку. Печать текстов под диктовку. Отработка машинописи на скорость.

Тема 3. Основы приема на слух

Теория (3 ч.) Устройство головных телефонов, правила пользования ими. Правила записи принимаемых текстов. Правила исправления ошибок. Запись букв по группам.

Практика. (15 ч.) Прием текстов с различными интервалами между группами. Прием текстов с акцентом на трудные знаки. Наращивание скорости до 60-70 знаков.

 

Цели программы

Формирование у обучающихся базовых знаний и практических навыков в области любительской и профессиональной радиосвязи.

Результат программы

Личностные результаты:

определять и высказывать общие для всех правила поведения (этические нормы);

в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить;

давать оценку своим поступкам и поступкам других людей;

понимать, что оценка поступков и мотивов определяется не столько собственным отношением к самому себе (Я «хороший»), но прежде всего тем, как поступки выглядят в глазах окружающих людей;

выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии;

учиться работать по предложенному педагогом плану;

учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебного пособия;

учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

учиться совместно с педагогом и другими обучающимися давать оценку своей деятельности на занятии и деятельности всей группы;

учиться оценивать результаты своей работы.

Познавательные:

учиться ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта;

учиться делать выводы в результате работы.

Коммуникативные:

учиться ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной, уважать иную точку зрения;

учиться оформлять свои мысли в устной форме;

строить понятные для других обучающихся высказывания;

уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые сведения по деятельности;

совместно с педагогом договариваться с другими ребятами о правилах поведения и общения и учиться следовать им;

сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях конфликтов интересов;

учиться выполнять различные роли при совместной работе.

Метапредметные результаты:

знать:

телеграфную азбуку;

раскладку компьютерной клавиатуры и постановку пальцев для слепой десятипальцевой печати для приема телеграфной азбуки.

уметь:

принимать буквенные, цифровые тексты и тексты смеси (из букв, цифр, знаков препинания);

принимать буквенные, цифровые тексты и тексты смеси (из букв, цифр, знаков препинания);

уметь правильно оформлять радиограммы;

устанавливать аппаратуру на соревнованиях;

пользоваться аппаратурой.

Особые условия проведения

нет

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение занятий имеет широкий перечень от минимально необходимого оборудования для изучения телеграфной звуковой азбуки Морзе до специализированных полей, оснащенных антеннами, антенно-фидерными устройствами, приемниками и передатчиками, специализированым информационно-техническим и Интернет оборудованием, метеостанцией и оборудованием прогнозирования прохождениия радиоволн, специальной аппаратурой дистанционного управления. Последнее возможно только в гостевом варианте при поседении специально оборудованных площадок частных состоятельных радиолюбителей.

Для изучения азбуки Морзе достаточно практически любого помещения для занятий по программе. В перечень оборудования входит индивидуальный комплект учащегося из ноутбука со специализироваными программами, электронного ключа и манипулятора для передачи азбуки Морзе, наушники с большими охватывающими уши амбюшурами, доступ к розетке переменного напряжения, доступ в Интернет для тренировок по онлайновой программе изучения слепой десятипальцевой печати www.kidztype.com и по программе www.LCWO.net – изучения азбуки Морзе на специализированной контрольно-тестовом онлайн-тренажере с моментальным подведением итогов, ошибок и рекомендаций по методу психолога-телеграфиста Доктора Коха. Одновременно преподавателю требуется специальная программа удаленного администрирования работой ноутбуков обучающихся для моментальной коррекции их действий www.teamviwer.com. Минимальный личный набор обучающегося позволяет эффективно проводить занятие в группе до 20 человек включительно.