«Химические почемучки»

Дополнительная общеразвивающая программа «Химические почемучки» (далее Программа) составлена в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, ФЗ «Об образовании в РФ» и Приказами Минздрава, с учётом инструктивных писем Министерства образования и науки РФ и Министерства образования Московской области. Направленность дополнительной образовательной программы – естественнонаучная. Новизна программы в том, что каждое занятие связано с овладением какого-либо практического навыка безопасной работы с веществом и приобретением новых полезных в жизни сведений о веществах, а также занятие ориентировано на научное обоснование сохранения среды обитания и здоровья человека, как самых важных категорий в системе ценностей общества.

преподаватели

Разинькова Надежда Михайловна

Расписание

Занятия проводятся один раз в неделю по 2 часа.

Содержание программы

Раздел 1. Предмет химии. 2 часа
ТЕОРИЯ Определение химии. Её связь с другими науками. Значение химии в изучении природы и развитии техники.
Химия и научно-технический прогресс. Исторические этапы возникновения и развития химии. Основные понятия и теории химии.
Раздел 2. Расчёты по химическим формулам. 4 часа
ТЕОРИЯ Основные формулы для решения задач.
ПРАКТИКА Вычисления с использованием физических величин ( количество вещества, молярный объём газа, относительная плотность газа, массовая доля) и постоянной Авогадро.
Раздел 3. Растворы. 6 часов
ТЕОРИЯ Массовая доля растворённого вещества.
Молярная концентрация и молярная концентрация эквивалента растворённого вещества.
ПРАКТИКА Растворимость веществ.
Раздел 4. Вычисления по химическим уравнениям. 6 часов
ТЕОРИЯ Вычисление массы вещества или объёма газа по известной массе, количеству вещества, вступившего в реакцию или полученного в результате реакции.
Вычисление объёмных отношений газов.
ПРАКТИКА Задачи, связанные с определением массы раствора.
Вычисление массы ( объёма, количества вещества) продукта реакции, если одно из реагирующих веществ дано в избытке:
- вещество, взятое в избытке, не реагирует с продуктом реакции;
- вещество взятое в избытке взаимодействует с продуктом реакции.
Вычисление выхода продукта реакции.
Вычисления массы или объёма продукта реакции по известной массе или объёму исходного вещества, содержащего определённую массовую долю примеси.
Раздел 5. Задачи на вычисление массы (объёма) компонентов смеси. 4 часа
ТЕОРИЯ Определение состава смеси, все компоненты которой взаимодействуют с указанными реагентами.
ПРАКТИКА Определение состава смеси, компоненты которой выборочно взаимодействуют с указанными реагентами.
Раздел 6. Вывод формул веществ. 4 часа
ТЕОРИЯ Вывод формулы вещества на основе массовой доли элементов.
ПРАКТИКА Вывод молекулярной формулы вещества на основе его плотности по водороду или по воздуху и массовой доли элемента.
Вывод молекулярной формулы вещества по относительной плотности его паров и массе, объёму или количеству вещества продуктов сгорания.
Вывод формулы вещества на основе общей формулы гомологического ряда органических соединений.
Раздел 7. Закономерности протекания химических реакций. 6 часов
ТЕОРИЯ Расчёты по термохимическим уравнениям (экзотермические, эндотермические реакции, тепловой эффект, закон Гесса, стандартная энтальпия реакции)
ПРАКТИКА Скорость химической реакции. Химическое равновесие.
Раздел 8. Задачи на погружение металлической пластинки в раствор соли. 5 часов
ТЕОРИЯ Расчёты по уравнениям реакций на нахождение массы вещества, получившегося в результате реакции.
ПРАКТИКА Расчёты по уравнениям реакций на нахождение массы вещества, получившегося в результате реакции.
Раздел 9. Комбинированные задачи. 30 часов
ТЕОРИЯ Задачи на нахождение массы, объёма вещества получившегося в результате реакции, нахождение молекулярной формулы исходного вещества.
ПРАКТИКА Задачи на нахождение массы, объёма вещества получившегося в результате реакции, нахождение молекулярной формулы исходного вещества.
10. Проектная деятельность. 5 часов
ТЕОРИЯ Проект в готовом виде представляет собой законченное самостоятельное исследование определенной актуальной проблемы, с применением эксперимента, наблюдения и выводов (рекомендации).
ПРАКТИКА Обязательным условием метода является публичная защита. В общем виде можно выделить несколько этапов работы над проектом.
1. Определение (нахождение) проблемы (выбор темы исследования, уточнение цели, обсуждение задания).
2. Обсуждение и поиск способов решения проблемы (анализ проблемы, определение источников информации, уточнение планов деятельности, распределение ролей в команде, сбор и уточнение информации).
3. Решение проблемы (учащиеся выполняют исследование).
4. Оформление результатов (описание цели, задач, хода работы над проектом, результаты).
5. Защита проекта (подготовка доклада, презентация, объяснение полученных результатов, коллективная защита проекта).
6. Оценка и самооценка результатов (оценивание результатов проведенной работы).

Цели программы

Цель программы: формирование у учащихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений, приобретение необходимых практических умений и навыков по лабораторной технике.

Результат программы

Требования к уровню подготовки выпускников направлены на реализацию деятельностного, личностно-ориентированного подхода; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни.
Овладение предметными знаниями и умениями
Обучающиеся будут знать:
- определения основных химических явлений и законов;
- этапы проведения экспериментальной и исследовательской работы;
- правила оформления лабораторной и исследовательской работы, реферата, доклада;
- правила ТБ при проведении практических работ;
- алгоритм решения экспериментальных и расчетных задач.
Обучающиеся будут уметь:
- рассчитывать различные концентрации растворов;
- экспериментально доказывать свойства основных химических классов;
- формулировать и анализировать химическую проблему;
- выполнять посильные исследования в окружающей среде;
- оформлять и представлять результаты исследований;
- выбирать информационные источники и владеть способами систематизации информации; – оценивать степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности; Представленные диагностические признаки по овладению предметными знаниями и умениями имеют обобщенный характер, и в процессе реализации программы ожидаются более конкретные результаты освоения содержания обучения, что отражено в программах каждого из модульных курсов.
Овладение метапредметными умениями
Обучающийся будет уметь:
- договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща;
- определять и формулировать цель деятельности (понять свои интересы, увидеть проблему, задачу, выразить еѐ словесно);
- составить план действий по решению проблемы (задачи);
- осуществлять действия по реализации плана, прилагая усилия для преодоления трудностей, сверяясь с целью и планом, поправляя себя при необходимости, если результат не достигнут;
- результат своей деятельности соотнести с целью и оценить его;
- ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания;
- делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания (печатные источники, Интернет-ресурсы, люди, как источник информации);
- добывать новые знания (информацию) из различных источников и различными способами (наблюдение, чтение, слушание);
- перерабатывать полученную информацию (анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать, выделять причины и следствия) для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта;
- объяснять (прежде всего – самому себе) свои оценки, свою точку зрения, свои позиции. Личностные результаты
Обучающийся должен воспитать в себе такие качества:
по отношению к себе: трудолюбие, терпение, требовательность к себе (самоконтроль); осознанность нравственных правил и потребность их выполнять в соответствии с нравственным законом в душе;
по отношению к людям: потребность и готовность проявлять сострадание, сорадование и взаимопомощь, долг и ответственность, инициативность, стремление воспринимать общие дела как свои собственные.
Обучающийся должен присвоить себе следующие ценности:значимость труда; альтруистическое отношение к людям; значимость учения; творческая деятельность как необходимая составляющая жизни каждого человека.

Особые условия проведения

Основные методы: проведение химических опытов, лекции к.т.н. Севостьянова М.А. (заместителя Председателя совета молодых ученых Российской академии наук), чтение химической научно – популярной литературы, подготовка рефератов, выполнение экспериментальных работ, экскурсии.

Материально-техническая база

Кабинет химии, интерактивная доска, мультимедиа, набор видеокассет и мультимедийные средства, виртуальная лаборатория, химическая лаборатория.

Видео