Юный инспектор движения

Данная программа направлена на формирование у детей и подростков культуры поведения на дорогах, гражданской ответственности и правового самосознания, отношения к своей жизни и к жизни окружающих как к ценности, а также к активной адаптации во всевозрастающем процессе автомобилизации страны. Программа позволяет сформировать совокупность устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций, а также умения и навыки пропагандисткой работы.

Актуальность программы

В последнее время планета Земля переживает автомобильный бум. Транспортный парк растёт, вместе с ним пополняется и список жертв дорожных трагедий. Одна из основных проблем сохранения жизни и здоровья граждан страны – безопасность дорожного движения. По статистике Госавтоинспекции России половина пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях детей – учащиеся от 7 до 14 лет. Анализ состояния детского дорожно-транспортного травматизма показывает, что дети не обладают крайне необходимыми для современных условий жизни навыками безопасного поведения в транспортной среде, не умеют оценивать и предвидеть развитие дорожных ситуаций, последствий нарушения Правил дорожного движения. Слишком много непредвиденных ситуаций ждёт детей на дороге, и надо, чтобы ребёнок в них хорошо ориентировался. Избежать дорожных опасностей можно лишь путём соответствующего воспитания и обучения ребёнка с самого раннего возраста. Обучение детей правилам безопасного поведения на дороге бесспорно вопрос сложный. Педагоги и родители стараются обучить детей правилам дорожного движения. Но детская беспечность и обилие отрицательных примеров зачастую сводят на нет все усилия. Поэтому надо рассказать о ПДД так, чтобы юные его участники осознали предостерегающие их опасности.

преподаватели

К работе по данной программе допускается педагог с высшим педагогическим образованием, владеющий базовыми знаниями в области социально-педагогической направленности.

Ладынина Марина Александровна-социальный педагог, учитель ОБЖ

Расписание

Занятия проводятся один раз в неделю по 2 академических часа.

Содержание программы

Модуль I.

Глава 1. Общие правила поведения на улицах, проезжей части (8 ч.)

Теория (6ч.)

Цели, задачи кружка ЮИД. Утверждение программы. Организационные вопросы (структура отряда, положение, обязанности). Правила поведения на улице во время прогулки, экскурсии

Правила поведения в организованной колонне. Что такое улица и дорога. Элементы.

Жилая зона. Загородная дорога. ПДД для пешеходов – правосторонне движение, правила перехода дороги, места перехода проезжей части дороги. Обход стоящего транспорта у обочины. Движение пеших групп и колонн. Средства регулирования движения.

ПДД для пассажиров – виды общественного транспорта, посадочные площадки и дорожные знаки, правила поведения в салоне транспорта, перевоз грузов. Взаимовежливые отношения пассажиров и водителя.

Практика (2ч.)

Оформление уголка «Дорога, транспорт, пешеход». Составление безопасного маршрута до школы.

Глава 2. Права и обязанности участников дорожного движения (4 ч.)

Теория (4ч.)

Права и обязанности водителей транспортных средств.

Права и обязанности водителей велосипедов, мопедов

Права и обязанности пешеходов.

Права и обязанности пассажиров.

 

Глава 3. Регулирование уличного движения (18 ч.)

Теория (8ч.)

История и развитие Правил дорожного движения.

Информация о первом светофоре, автотранспорте, велосипеде, дорожных знаках. Светофорное регулирование. Значение круглых сигналов светофора выполненных в виде стрелок. Пешеходные светофоры для велосипедистов. Светофоры для регулирования движения через железнодорожные переезды. Действие водителя при запрещающем сигнале светофора (кроме реверсивного) или регулировщика.

Дорожная разметка и ее характеристики.

Дороги и их элементы. Проезжая часть. Разделительная полоса. Полоса движения.

Тротуар. Прилегающие территории.

Перекрестки.

Границы перекрестков. Пересечение проезжих частей на перекрестках. Определение регулируемых и нерегулируемых перекрестков. Общие правила проезда перекрестков. Регулируемые перекрестки.

Проезд перекрестков, движением на которых управляет регулировщик. Проезд перекрестков со светофорным регулированием. Преимущество трамваев на регулируемых перекрестках. Нерегулируемые перекрестки. Нерегулируемые перекрестки неравнозначных дорог. Нерегулируемые перекрестки равнозначных дорог. Главная и второстепенная дороги. Распределение приоритета между участниками дорожного движения. "Правило правой руки".

Приоритет транспортных средств, подающих специальные сигналы. Транспортные средства, оборудованные маячками синего или синего и красного цвета и специальным звуковым сигналом. Транспортные средства, оборудованные маячками желтого или оранжевого цвета. Транспортные средства, оборудованные маячками бело-лунного цвета и специальным звуковым сигналом.

Движение через железнодорожные пути.

Приближение к железнодорожному переезду. Места прекращения движения в случаях, когда движение через переезд запрещено. Вынужденная остановка на железнодорожном переезде.

Проезд пешеходных переходов. Проезд мест остановок маршрутных транспортных средств. Проезд мимо транспортных средств, предназначенных для перевозки детей. Маневрирование, обгон.

Проблемы безопасности движения, причины дорожно-транспортных происшествий.

Практика (10ч.)

Составление викторины по истории ПДД в уголок для классов. Тренировка в подаче сигналов регулировщика. Фигурное вождение велосипеда.

Глава 4. Дорожные знаки (6ч.)

Теория (6ч.)

Дорожные знаки. Предупреждающие знаки.

Дорожные знаки. Знаки приоритета.

Дорожные знаки. Предписывающие знаки.

Дорожные знаки. Информационно-указательные знаки. Знаки сервиса. Знаки дополнительной информации.

Модуль II.

Глава 1. Дорожные знаки (10ч.)

Теория (2ч.)

Случаи, когда значения временных дорожных знаков противоречат указаниям стационарных знаков. Случаи, когда значение временных дорожных знаков и линий временной разметки противоречат значениям линий постоянной разметки. Остановка. Стоянка.

Практика (8ч.)

Фигурное вождение велосипеда. Изготовление макетов дорожных знаков.

Глава 2. Эксплуатация велосипеда (6ч.)

Теория (3ч.)

Устройство и техническое обслуживание велосипеда. Технические требования, предъявляемые к велосипеду. Снаряжение велосипеда. Экипировка

Правила движения велосипедистов. Перевозка людей и груза на велосипеде. Велосипедист в дорожном движении. Правила движения велосипедистов. Подача предупредительных сигналов велосипедистом световыми приборами и рукой. Дополнительные требования к движению велосипедистов: Правила проезда велосипедистами нерегулируемых перекрестков.

Изучение каждого препятствия отдельно. Правила проезда велосипедистами пешеходного перехода. Движение групп велосипедистов.

ДТП. Причины ДТП. Ответственность за нарушение ДТП.

Практика (3ч.)

Встречи с инспектором ГИБДД по практическим вопросам. Фигурное вождение велосипеда. Составление памятки: "Юному велосипедисту".

Работа учащихся с электронным экземпляром билетов по ПДД.

Глава 3. Основы оказания первой доврачебной помощи (10 ч.)

Теория (4ч.)

Первая помощь при ДТП. Информация, которую должен сообщить свидетель ДТП. Аптечка автомобиля и ее содержимое. Раны, их виды, оказание первой помощи. Вывихи и оказание первой медицинской помощи. Виды кровотечения и оказание первой медицинской помощи.

Переломы, их виды. Оказание первой помощи пострадавшему. Ожоги, степени ожогов. Оказание первой помощи. Виды повязок и способы их наложения. Обморок, оказание помощи. Транспортировка пострадавшего, иммобилизация. Обморожение. Оказание первой помощи. Сердечный приступ, первая помощь.

Практика (6ч.)

Встречи с медицинским работником по практическим вопросам.

Наложение различных видов повязок. Оказание первой помощи при кровотечении. Оказание первой помощи при ушибах, вывихах, ожогах, обморожении, переломах, обмороке, сердечном приступе.

Транспортировка пострадавшего.

Ответы на вопросы билетов и выполнение практического задания.

Глава 4. Агитационная работа по изучению ПДД (10ч.)

Практика (10ч.)

Подготовка к соревнованиям. Составление сценариев к выступлениям по агитации за соблюдение ПДД.

 

Цели программы

Цель программы: создание условий для формирования у детей устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

Задачи программы:

Личностные:

-Усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения на транспорте и на дорогах;

воспитывать чувство ответственности, культуры безопасного поведения на дорогах и улицах;

-выработать у детей культуру поведения в транспорте и дорожную этику. повысить интерес к велоспорту;

-Формирование понимания ценности безопасного образа жизни;

-Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию

-Формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

-Формирование коммуникативной компетентности в обращении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, творческой и других видов деятельности;

-Формирование осознанного мышления и поведения по выполнению и соблюдению правил безопасной жизнедеятельности.

Метапредметные:

-умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;

-формирование способности оценивать свое поведение со стороны;

- формирование рефлексивных умений предвидение возможных опасностей в реальной обстановке:

-оценить состояние пострадавшего при ДТП и оказать первую помощь.

-формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения;

-вести просветительскую работу среди своих сверстников и младших школьников.

Предметные:

-выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями своего поведения как участника движения;

-объяснять значение и функции конкретного знака (в значении, приближенном к установленным ПДД в соответствующем документе);

-знать элементы дороги и их назначение проезжая часть, тротуар, разделительная полоса, обочина, кювет;

-назначение бордюра и пешеходных ограждений;

-знать, что такое остановочный путь, его составляющие. Что такое пешеходный переход (нерегулируемый, регулируемый, подземный, надземный). Обозначения переходов. Правила пользования переходами. Правила перехода проезжей части дороги вне зоны видимости пешеходного перехода или перекрестка. Что такое перекресток. Типы перекрестков. Различие между регулируемым и нерегулируемым перекрестками. Правила перехода проезжей части на них. Значение сигналов светофора и регулировщика. Правила перехода проезжей части по этим сигналам. Значение предупредительных сигналов, подаваемых водителями транспортных средств;

-должны знать правила пользования городским маршрутным транспортом и другими видами транспорта. Безопасный путь в школу. Места, где можно ездить на велосипеде;

- находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций;

- раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения.

Результат программы

Планируемые результаты.

знать:

· правила дорожного движения, нормативные документы об ответственности за нарушение ПДД;

· серии дорожных знаков и их представителей;

· способы оказания первой медицинской помощи;

· техническое устройство велосипеда.

уметь:

· работать с правилами дорожного движения, выделять нужную информацию;

· работать по билетам, предложенным газетой "Добрая дорога детства";

· читать информацию по дорожным знакам; оценивать дорожную ситуацию;

· оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему;

· пользоваться общественным транспортом;

· управлять велосипедом.

иметь навыки:

· дисциплины, осторожности, безопасного движения как пешехода, пассажира, велосипедиста;

· взаимной поддержки и выручки в совместной деятельности;

· участия в конкурсах, соревнованиях;

· активной жизненной позиции образцового участника дорожного движения.

Особые условия проведения

Отличительная особенность программы: заключается в создании условий для формирования безопасного образовательного пространства при взаимодействии с сотрудниками ГИБДД. Данная программа используется как один из вариантов углублённого изучения ПДД в отряде «ЮИД». Программа приближена к требованиям жизни. Она не дублирует курс ОБЖ, а является логическим её продолжением. Данная программа представляет собой систему непрерывного образования в области безопасности дорожного движения, разработана с учетом физиологических и психологических нагрузок.

Новизна программы. Дети изучают правила дорожного движения как отдельный предмет дополнительного образования. Программа построена по принципу «от простого к сложному». Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах проводится планово, систематически, постоянно. Она охватывает все виды детской деятельности, чтобы полученные на специально организованных занятиях знания, ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовывал в играх и повседневной жизни за пределами учреждения. Программа предусматривает индивидуальную творческую работу, работу в микрогруппах изготовление поделок, рисунков, плакатов. В этой работе дети воплощают свои замыслы и фантазию, используя освоенные теоретические и практические навыки. Особое внимание по изучению правил дорожного движения уделяется совместной работе с ГИБДД и родителями.

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение:

· велосипед;

· авто городок;

· проектор;

· приспособления для фигурного вождения велосипеда (конусы, стойки, и т. д.).

 

Методические материалы:

· банк данных (разработки уроков, беседы для уч-ся, лекции и беседы для родителей, разработки внеклассных мероприятий);

· методические рекомендации для классных руководителей "Изучение правил дорожного движения в школе«;

· CD диск «Игра по Правилам дорожного движения» – изд-во ЗАО "Новый диск";

· методические рекомендации по курсу ОБЖ для проведения уроков ПДД;

· учебники по ОБЖ, ПДД.

 

 

Информационное обеспечение программы

 

Для проведения занятий необходимы: компьютер с выходом в интернет, электронные образовательные ресурсы (мультимедиа презентации, интерактивные игры, видео).

Стоимость

Программа на персонифицированном финансировании