Основы проектной деятельности

Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской и проектной деятельности. Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям XXI века.

преподаватели

Шапочанская Алла Викторовна

Расписание

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 академическому часу, продолжительность одного занятия 45 минут

Содержание программы

Модуль 1: От проблемы к цели (5 ч)

Теория: С чего начинать проект-постановка проблемы. Проблема, объект исследования. Способы познания мира. Наблюдения, эксперимент, опыт.

Практика: Умение составлять вопросы (вопрос, ответ). Гипотеза, прогнозирование (гипотеза, вопрос, ответ).

Модуль 2: Работа с каталогами (3 ч)

Практика: Источник информации. Работа с книгой, со справочной литературой, с электронным изданием.

Модуль 3: Этапы работы в рамках исследовательской деятельности (10 ч)

Теория: Выбор темы исследования. Цели и задачи исследования. Методы исследования. Мыслительные операции.

Практика: Анкетирование. Эксперимент.

Практика: Сбор материала для исследования. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы. Обобщение полученных данных.

Модуль 4: Практический блок (15 ч)

Практика: Планирование работы над проектами.

Практика: Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. Анкета, социальный опрос, интервью.

Практика: Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. Экскурсия в библиотеку. Выбор необходимой литературы по теме проекта. Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. Работа в группах. Оформление работ, рецензирование. Защита проектов.

Модуль 5: От проблемы к цели (3 ч)

Теория: Постановка проблемы. Постановка цели. Планирование.

Модуль 6: Наблюдение и эксперимент (9 ч)

Теория: Наблюдение и эксперимент, их отличия и разновидности. Статистическое и динамическое наблюдение. Краткосрочный и длительный эксперимент.

Практика: Выбор способа сбора данных.

 

Модуль 2 (27 часов)

 

Модуль 1: Сам себе эксперт (7 ч)

Теория: Понятия эталона, критерии оценки, оценка продукта проектной деятельности, самооценка.

Модуль 2: Как работать вместе (5 ч)

Теория: Понятие команды, правила командного поведения, роли участников группового взаимодействия. Основные причины возникновения конфликта и способы продуктивного выхода из него.

Модуль 3: Основы риторики и публичного выступления (15 ч)

Теория: Стратегия успешного выступления, отличие устной речи от письменной речи. Практика: Использование ресурсных возможностей. Нормы речи при публичном выступлении.

Цели программы

Формирование исследовательских умений обучающихся, для развития творческой личности с целью дальнейшего применения полученных знаний и умений для решения конкретных практических задач с использованием проектного метода. Сопутствующая цель курса – развитие личностных качеств обучающихся на основе формирования ключевых компетентностей (комплексное применение знаний, умений и навыков, субъективного опыта и ценностных ориентаций в решении актуальных проблем личности и общества)

Результат программы

Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:

- определять проблему и вытекающие из неё задачи;

- ставить цель;

- составлять и реализовывать план проекта;

- отбирать материал из информационных источников;

- анализировать полученные данные;

- делать выводы;

- оценивать работу по критериям оценивания;

- выбирать соответствующую форму проектного продукта;

- создавать основные слайды для презентации проекта;

- оформлять результаты проектной деятельности;

- проводить рефлексию своей деятельности;

- работать по ТК, с простейшим оборудованием и материалами;

- работать в парах и в группах

 

Метапредметные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- учитывать выделенные учеником ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане осуществлять итоговый и пошаговый контроль за резуль­татом;

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- преобразовывать практическую задачу в познаватель­ную;

-проявлять познавательную инициативу в учебном со­трудничестве.

Обучающийся получит возможность научиться:

- добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

- осуществлять поиск необходимой информации для вы­полнения учебных заданий с использованием учебной литера­туры;

- учиться основам смыслового чтения художественных и познава­тельных текстов, выделять существенную информацию из текс­тов разных видов;

- осуществлять анализ объектов с выделением существен­ных и несущественных признаков.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- навыкам решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации;

- определять цель, ставить задачи, составлять и реализовывать план проекта;

- пользоваться различными источниками информации, ресурсами;

Обучающийся получит возможность научиться:

- представлять проект в виде презентации, оформлять письменную часть проекта;

- оценивать свои и чужие результаты;

- составлять отчет о ходе реализации проекта, делать выводы;

- проводить рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– принимать участие в работе парами и группами;

– воспринимать различные точки зрения;

– понимать необходимость использования правил вежливости;

– использовать простые речевые средства;

– контролировать свои действия в группе;

– понимать задаваемые вопросы.

Обучающийся получит возможность научиться:

– использовать простые речевые средства для передачи своего мнения;

– следить за действиями других участников учебной деятельности;

– выражать свою точку зрения;

– строить понятные для партнера высказывания;

– адекватно использовать средства устного общения.

Личностные универсальные учебные действия

У обучающихся будут сформированы:

- общее представление о моральных нормах поведения;

- уважение к мыслям и настроениям другого человека, доброжелательное отношение к людям;

- повышение самооценки.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- начальной стадии внутренней позиции школьника, положительного отношения к школе;

- первоначальной ориентации на оценку результатов собственной учебной деятельности;

- первичных умений оценки ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Особые условия проведения

Новизна программы заключается в том, что она представляет собой сочетание форм и методов обучения, которые соответствуют требованиям, предъявляемым к современному образовательному процессу школьников в рамках нового образовательного стандарта, а погружение учащихся в мир проектирования возможно позволит пробудить у них интерес к решению учебных и социальных проблем. Курс содержит сведения, необходимые для достижения запланированных целей обучения, применим для разных групп школьников, что достигается обобщённостью включённых в неё знаний, их отбором в соответствии с задачами обучения и уровнем развития учащихся. Систематичность содержания обеспечивается логикой развёртывания учебного содержания.

Материально-техническая база

- хорошо освещенный и проветриваемый учебный класс с партами и стульями по количеству учащихся;

- интерактивная доска;

- проектор;

- компьютер;

- колонки.

Видео