- Главная
- Направления
- Социально-гуманитарная
- Прочее
- Основы проектной деятельности
Рекомендуем посмотреть
Основы проектной деятельности
Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской и проектной деятельности. Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям XXI века.
преподаватели
Шапочанская Алла Викторовна
Расписание
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 академическому часу, продолжительность одного занятия 45 минут
Содержание программы
Модуль 1: От проблемы к цели (5 ч)
Теория: С чего начинать проект-постановка проблемы. Проблема, объект исследования. Способы познания мира. Наблюдения, эксперимент, опыт.
Практика: Умение составлять вопросы (вопрос, ответ). Гипотеза, прогнозирование (гипотеза, вопрос, ответ).
Модуль 2: Работа с каталогами (3 ч)
Практика: Источник информации. Работа с книгой, со справочной литературой, с электронным изданием.
Модуль 3: Этапы работы в рамках исследовательской деятельности (10 ч)
Теория: Выбор темы исследования. Цели и задачи исследования. Методы исследования. Мыслительные операции.
Практика: Анкетирование. Эксперимент.
Практика: Сбор материала для исследования. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы. Обобщение полученных данных.
Модуль 4: Практический блок (15 ч)
Практика: Планирование работы над проектами.
Практика: Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. Анкета, социальный опрос, интервью.
Практика: Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. Экскурсия в библиотеку. Выбор необходимой литературы по теме проекта. Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. Работа в группах. Оформление работ, рецензирование. Защита проектов.
Модуль 5: От проблемы к цели (3 ч)
Теория: Постановка проблемы. Постановка цели. Планирование.
Модуль 6: Наблюдение и эксперимент (9 ч)
Теория: Наблюдение и эксперимент, их отличия и разновидности. Статистическое и динамическое наблюдение. Краткосрочный и длительный эксперимент.
Практика: Выбор способа сбора данных.
Модуль 2 (27 часов)
Модуль 1: Сам себе эксперт (7 ч)
Теория: Понятия эталона, критерии оценки, оценка продукта проектной деятельности, самооценка.
Модуль 2: Как работать вместе (5 ч)
Теория: Понятие команды, правила командного поведения, роли участников группового взаимодействия. Основные причины возникновения конфликта и способы продуктивного выхода из него.
Модуль 3: Основы риторики и публичного выступления (15 ч)
Теория: Стратегия успешного выступления, отличие устной речи от письменной речи. Практика: Использование ресурсных возможностей. Нормы речи при публичном выступлении.
Цели программы
Формирование исследовательских умений обучающихся, для развития творческой личности с целью дальнейшего применения полученных знаний и умений для решения конкретных практических задач с использованием проектного метода. Сопутствующая цель курса – развитие личностных качеств обучающихся на основе формирования ключевых компетентностей (комплексное применение знаний, умений и навыков, субъективного опыта и ценностных ориентаций в решении актуальных проблем личности и общества)
Результат программы
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:
- определять проблему и вытекающие из неё задачи;
- ставить цель;
- составлять и реализовывать план проекта;
- отбирать материал из информационных источников;
- анализировать полученные данные;
- делать выводы;
- оценивать работу по критериям оценивания;
- выбирать соответствующую форму проектного продукта;
- создавать основные слайды для презентации проекта;
- оформлять результаты проектной деятельности;
- проводить рефлексию своей деятельности;
- работать по ТК, с простейшим оборудованием и материалами;
- работать в парах и в группах
Метапредметные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- учитывать выделенные учеником ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане осуществлять итоговый и пошаговый контроль за результатом;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Обучающийся получит возможность научиться:
- добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- навыкам решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации;
- определять цель, ставить задачи, составлять и реализовывать план проекта;
- пользоваться различными источниками информации, ресурсами;
Обучающийся получит возможность научиться:
- представлять проект в виде презентации, оформлять письменную часть проекта;
- оценивать свои и чужие результаты;
- составлять отчет о ходе реализации проекта, делать выводы;
- проводить рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– принимать участие в работе парами и группами;
– воспринимать различные точки зрения;
– понимать необходимость использования правил вежливости;
– использовать простые речевые средства;
– контролировать свои действия в группе;
– понимать задаваемые вопросы.
Обучающийся получит возможность научиться:
– использовать простые речевые средства для передачи своего мнения;
– следить за действиями других участников учебной деятельности;
– выражать свою точку зрения;
– строить понятные для партнера высказывания;
– адекватно использовать средства устного общения.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающихся будут сформированы:
- общее представление о моральных нормах поведения;
- уважение к мыслям и настроениям другого человека, доброжелательное отношение к людям;
- повышение самооценки.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- начальной стадии внутренней позиции школьника, положительного отношения к школе;
- первоначальной ориентации на оценку результатов собственной учебной деятельности;
- первичных умений оценки ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
Особые условия проведения
Новизна программы заключается в том, что она представляет собой сочетание форм и методов обучения, которые соответствуют требованиям, предъявляемым к современному образовательному процессу школьников в рамках нового образовательного стандарта, а погружение учащихся в мир проектирования возможно позволит пробудить у них интерес к решению учебных и социальных проблем. Курс содержит сведения, необходимые для достижения запланированных целей обучения, применим для разных групп школьников, что достигается обобщённостью включённых в неё знаний, их отбором в соответствии с задачами обучения и уровнем развития учащихся. Систематичность содержания обеспечивается логикой развёртывания учебного содержания.
Материально-техническая база
- хорошо освещенный и проветриваемый учебный класс с партами и стульями по количеству учащихся;
- интерактивная доска;
- проектор;
- компьютер;
- колонки.