«Юный натуралист»

В настоящее время существует потребность совершенствовать всю систему воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать воспитание и становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром, с природой. Программа объединения «Юный натуралист» позволяет обучающимся в системе рассматривать и изучить природные явления и представителей живой природы, удовлетворяет их любознательность в этом вопросе. Сегодня актуален вопрос воспитания детей не просто познающих природу, а юных исследователей, поэтому в программе уделяется внимание вопросам, ориентированным на исследовательскую и проектную деятельность.

 

Педагогическая целесообразность программы: Содержание занятий в объединении «Юный натуралист» обогащает знания обучающихся о животном и растительном мире, способствует формированию навыков экологически правильного поведения детей. Занятия дают большие возможности для воспитания и развития личности ребенка. В процессе занятий развивается внимание, наблюдательность, пространственное представление, воображение, сообразительность, фантазия, творчество, расширяются знания по зоологии, биологии и экологии. Познание природы и общение с ней необходимо для детей в наш скоростной век, еще и для отдыха нервной системы, что очень важно для укрепления их физического и психического здоровья.

При проведении занятий широко используются новые информационные технологии. Использование электронного пособия обеспечивает формирование побудительных мотивов (стимулов), обусловливающих активизацию познавательной деятельности (например, за счет компьютерной визуализации информации, вкрапления игровых ситуаций, возможности управления, выбора режима деятельности на занятиях). Очевидно, что производительность обучения при этом значительно повышается, так как одновременно задействованы зрительный и слуховой каналы восприятия.

 

преподаватели

Спиридонова Елена Алексеевна

Расписание

Программа рассчитана на 36 часов, т.е. проведение еженедельных занятий из расчета 1 час в неделю продолжительностью по 45 минут. 

 

В четверг с 15.00 до 15.45

Содержание программы

 
Раздел 1

Вводное занятие

Теория: Инструктаж

Практика: проведение входной диагностики. Формулировка правил работы "юных натуралистов"
Раздел 2. Многообразие растительного и животного мира

Тема 2.1 Современный мир животных Земли.

Теория: Понятие о царствах, типах, классах, отрядах, семействах животных. Виды животных. Разнообразие диких и домашних животных. Разнообразие домашних животных. Крупные животные: коровы, лошади, свиньи, овцы, козы. Мелкие животные: кролики, кошки, собаки. Домашние птицы: куры, утки, индейки, гуси. Содержание домашних животных, корм, польза для человека.

Практика: Представление мини-проекта "Мой питомец«.

Тема 2.2 Приспособленность животных к различным местам обитания.

Теория: Понятие среда обитания. Приспособленность животных к различным местам обитания (юг, север, средняя полоса, небо, вода, дно морское, поверхность земли, «подземное царство»). Растительный мир нашей планеты. Многообразие его (демонстрация необычных представителей флоры, сравнение растений высоких и маленьких, очень широких деревьев и тонких прутьев). Необходимость взаимосвязи животного и растительного мира.

Практика: Отработка теоретических знаний в игре "Угадай среду обитания".
Раздел 3. Осень в природе

Тема 3.1 Сезонные изменения в жизни растений.

Теория: Сезонные изменения в жизни растений; подготовка к зиме растений; листопад, его значение.

Практика: Отработка полученных знаний методом опроса.

Тема 3.2 Подготовка зверей, насекомых и птиц к зиме.

Теория: Подготовка к зиме птиц, насекомых. Подготовка к зиме зверей. Время сборов животных к зиме. С чем связаны? Линька животных, спячка некоторых зверей. Перелеты птиц, исчезновение насекомых. Виды перелетных птиц. Причины перелетов, поведение при перелетах. Питание. Местные перелетные птицы.

Практика: Применение полученных знаний на практике. Изготовление кормушек.
Раздел 4. Путешествие по континентам

Тема 4.1 Животные Африки, Австралии, Северной Америки, Южной Америки, Евразии.

Теория: Понятие о климате материка. Разнообразие зверей, птиц, насекомых и растений на континентах (Африка, Австралия, Северная Америка, Южная Америка, Евразия)

Практика: Применение полученных знаний в викторине "Путешествие по континентам".
Раздел 5. Зима в природе

Тема 5.1 Сезонные явления природы зимой.

Теория: Сезонные явления природы зимой. Жизнь лиственных и хвойных деревьев зимой. Состояние естественного и вынужденного покоя растений в связи с условиями зимы. Снег. Образование снежинок. Различные виды снега. Образование льда. Следы животных на снегу. Их образование. Значение снега для животных.

Практика: Отработка полученных знаний методом опроса.

Тема 5.2 Приспособленность животных к зимним погодным условиям.

Теория: Животные, впадающие в спячку. Чем питаются животные зимой. Зимующие птицы. Кто такие? Виды местных зимующих птиц. Виды кормушек. Птичьи столовые. Виды кормов для разных видов птиц. Польза птиц (польза насекомоядных птиц, хищных птиц). Птицы в цепях питания, опылители цветов, промысловые птицы. Необходимость охраны.

Практика: Применение полученных знаний в процессе игры "Зимовка".
Раздел 6. Весна в природе

Тема 6.1 Сезонные явления природы весной

Теория: Изучение сезонных явлений весной. Распускание почек, цветов.

Практика: Отработка полученных знаний методом опроса.

Тема 6.2 Жизнь животных и растений весной.

Теория: Изучение первоцветов. Весенние заботы птиц. Забота о потомстве. Польза кукушки. Польза перелетных птиц. Берегите птиц! Звери весной.

Практика: Применение полученных знаний при выполнении творческого задания (рисунок, поделка).

Тема 6.3 Особенности класса насекомых.

Теория: Особенности класса насекомых. Великаны и карлики среди насекомых. Многочисленность вида, развитие насекомых. Насекомые весной, их образ жизни, поведение. Божья коровка. Знакомство с небольшими красными и черными точками. Способы защиты от врагов. Пища. Польза этих животных. Нашествие саранчи. Муравьи и пчелы – неутомимые работники. Жизнь семьей, распределение обязанностей. Чем питаются. Где живут? Забота о потомстве. Оса и шмель. Майский хрущ и другие хрущи.

Практика: Применение полученных знаний в викторине "Насекомые".
Раздел 7. Подводный мир

Тема 7.1 Животный и растительный подводный мир.

Теория: Рыбы гиганты и карлики. Жизнь рыб. Карп. Обыкновенный сом. Треска. Щука. Электрические рыбы. Рыбы хищники. Рыбы – путешественницы. Хозяйственное значение рыб и охрана рыбных хозяйств.

Растения, живущие в воде. Значение подводных растений.

Практика: Представление мини-проекта "Подводный мир".
Раздел 8. Итоговая диагностика учащихся.

Практика: проведение итоговой диагностики. Обобщение полученных знаний.
Раздел 9. Итоговое занятие

Практика: Защита проектов "Взаимосвязь животного и растительного мира в период изменения сезонов года".

Цели программы

Цель программы: сформировать у обучающихся систему ценностных отношений к природе, развить способности и интерес к исследовательской деятельности.

 

Задачи программы:

Личностные:

развитие творческих способностей;
формирование осознанного представления о нормах и правилах поведения в природе и ценностного отношения к представителям животного и растительного мира.
развитие нестандартного мышления при выборе решения экологических задач;
развитие потребности совершать полезные для природы поступки;
формирование навыков здорового образа жизни..
Метапредметные:

развитие мотивации к исследовательской деятельности;
формирование потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, аккуратности;
формирование умений работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, схема, интернет);
формирование коммуникативных навыков: публичного выступления, умения задавать вопросы и др.
Образовательные:

формирование специальных знаний, умений и навыков, необходимых учащимся для
бережного отношения к природе и рационального использования природных ресурсов;

окружающей среде, осознание себя как её части;

обучение специальным методам познания живой и неживой природы.

Результат программы

Обучающиеся должны знать:

строение микроскопа;
многообразие растений окрестностей школы;
правила поведения в природе и меры по её охране;
способы изучения природы (наблюдения, опыты, измерения, эксперимент).

Обучающиеся должны уметь:

ухаживать за комнатными растениями;
давать описание внешнего вида животных и растений;
работать с художественной и научной литературой, интернет ресурсами;
проводить наблюдения за природой, сезонными изменениями в жизни растении и животных.

По итогам освоения программы у обучающихся будут сформированы следующие навыки:

Личностные:

интерес к изучению представителей животного и растительного мира Подмосковья;
экологическая культура, бережное отношение к природе;
стремление расширять свои познания, потребность в самостоятельной практической и исследовательской деятельности.

Метапредметные:

умение анализировать и сравнивать полученные результаты;
освоение приемов проектной и исследовательской деятельности.

Предметные:

Обучающийся будет знать:

основные понятия и термины, предусмотренные программой;
отличительные особенности объектов живой природы, их многообразие, влияние сезонных изменений на их поведение и развитие;-
природоохранную работу;
условия содержания комнатных животных и растении;
основы проектирования и исследовательской деятельности.
Обучающийся будет уметь:

работать с литературой и интернет ресурсами;
давать общую характеристику представителям живой природы;
ухаживать за комнатными растениями и животными;
использовать полученные знания в повседневной жизни;
работать с природным материалом, умея оценить естественную красоту растений.
Обучающийся будет владеть навыками

проектной и исследовательской деятельности (с помощью педагога);

работы с живыми природными объектами;
работы с природным материалом в различных техниках;
соблюдения техники безопасности при выполнении работ;
соблюдения ПДД.

Особые условия проведения

Набор детей – свободный, без конкурса и тестирования. Группы разновозрастные, (но могут быть сформированы одновозрастные). Есть возможности включения в группы детей с ОВЗ. Эти дети могут заниматься по индивидуальному плану. Состав учащихся может быть сменным, но сменяемость не должна составлять более 50%.

 

 

Материально-техническая база

Реализация программы предполагает наличие:

учебного кабинета;
оборудования учебного кабинета;
комплекта мебели для обучающихся (не менее 15);
комплекта мебели для учителя;
интерактивной доски;
шкафа для природных материалов
компьютера;
принтера;
доступа к сети Интернет;
микроскопов (15 штук);
лабораторного оборудования;
коллекции гербария, насекомых, минералов;
сельхозоборудование (лопаты, грабли, ведра).

Информационное обеспечение:

Физическая карта России и Подмосковья, набор картин растений и животных. Презентации и видеоматериалы по темам.