Знатоки природы

Актуальность программы «Знатоки природы» заключается в том, что ее содержание основано на краеведческом материале, который представлен разнообразными видами растений и животных. Географическое и историческое положение г. Ивантеевка: его расположение в живописной пойме реки Уча, дендропарк, основанный в черте города, небольшое расстояние от школы к природным обьектам - все это создает возможности к изучению природы родного края. Наблюдения за лесом и его обитателями -белками, птицами и насекомыми возможны даже в сквере, расположенном около школы , а также в лесопитомнике и дендропарке. Работы взрослых по восстановлению дендропарка, экскурсии, городские акции «Наш лес. Посади свое дерево», «Лес Победы», особенно вклад знаменитого путешественника Федора Конюхова, вызывают у детей познавательный интерес к природе родного края, эстетическое наслаждение и потребность к бережному отношению к ней. Основная идея программы - через познание красоты и целесообразности природы родного края-к познанию научной картины мира. Программа призвана способствовать систематизации и расширению представлений детей о природных объектах и явлениях, связях между ними, о многообразии и единстве окружающего мира, а также способствовать формированию понимания неразрывности взаимосвязей в природе и определению места человека в окружающем мире. Программа способствует созданию воспитательного и образовательного пространства для привития ценностей: знаний, стремления к истине, уважения к труду, творчеству и созиданию, целеустремленности и настойчивости, любви к своей малой родине. Задачи: Развивающие: • Развить у детей элементарные и вполне научные представления о существующих в природе взаимосвязях. • Приобщить обучающихся к познавательной культуре как к системе научных ценностей и развивать их интерес к науке и природе. • Развивать мышление, творческие способности, умение думать самостоятельно, логично и последовательно. Обучающие: • Расширить и уточнить знания ребенка о природе и ее законах. • Научить обучающихся ориентироваться в информационном пространстве. • Научить эмпирическим методам познания природы. Воспитывающие • Обеспечить социализацию обучаемых, формировать культуру общения и поведения в обществе. • Развивать потребность к самостоятельности, ответственности, активности и аккуратности. • Формировать гуманную, социально-активную личность, способную понимать и любить окружающий мир, бережно относиться к природе. Отличительная особенность программы Отличительной особенностью данной программы от подобных программ, является взаимосвязь научно- исследовательской и художественной направленности. Так как программа предполагает экскурсии в природу, во время прогулки ребята невольно обращают внимание на разнообразие растений и животных, а также природный материал, который они собирают. В связи с этим в программу включены занятия по работе с природным материалом, которые направлены на развитие творческого потенциала ребенка, сближение детей с родной природой, воспитание бережного, заботливого отношения к ней и формирование трудовых навыков при работе с природным материалом. Создание педагогом условий для активной самореализации, креативности учащихся. Интеграция занятий. Работа с родителями, сотрудничество с социумом. Новизна программы - в применении системно-деятельного подхода и интеграция знаний биологии, географии, математики, экологии. Обучающиеся не только изучают особенности флоры и фауны региона, но и готовят социально значимые проекты по улучшению экологического состояния города и активно участвуют в их реализации; учатся быть трансляторами экологических знаний; участвуют в проведении экологических праздников, мастер-классов, экологических уроков. В процессе реализации программы оптимально используются имеющихся ресурсы школы и социокультурного пространства Ивантеевки. Традиционные занятия интегрируются с конкурсными, развлекательно-интеллектуальными и эколого-просветительскими мероприятиями. На занятиях применяются интерактивные формы обучения, пропагандируются профессии будущего для экологически грамотной личности, имеющей активную жизненную позицию, способную взять на себя ответственность за сохранение своего здоровья и чистоту окружающей среды. Педагогическая целесообразность Обучающиеся научатся понимать истинную красоту и пользу природы, которая преображает душу, делает ее доброй, отзывчивой, возвышенной и творческой. Программа основана на развитии интереса к познаниям природы, ее законам, творческим и научным изысканиям. Она развивает любознательность, смекалку, сообразительность детей, их логическое мышление. У обучающихся формируются личностные качества, такие как терпение, трудолюбие, самостоятельность, любовь к природе, сострадание .

преподаватели

Злыгостева Светлана Викторовна- учитель географии высшей квалификационной категории

Содержание программы

Содержание программы по разделам.

1. Фенологические наблюдения (4ч).

2. Математические основы красоты природы (6ч).

3. Технология совершенства живых организмов (12 ч).

4. Изобретатель – природа (6ч).

5. Живой мир и культура (8ч).

Раздел I "Фенологические наблюдения"

Тема 1.1 Осень в жизни растений

Теория Фенологические наблюдения. Видовой состав дендросада г. Ивантеевка. Ярусность леса. Физиологические процессы в клетках осенью. Сезонные изменения в жизни растений, причины листопада.

Практика Изучение пород деревьев, составление схемы ярусности леса, изготовление гербария

Тема 1.2.Птичьи часы.

Теория.Сезонные изменения в жизни птиц. Подготовка к миграции. Группы птиц: оседлые, кочующие и перелетные. Птицы родного края.

Практика. Экскурсия :узнавание голосов птиц.Рисование птиц родного края. Игра "Поиск лишнего"

Раздел II "Математические основы красоты природы"

Тема 2.1 "Симметрии в природе«.

Теория: Понятие о симметрии. Виды симметрий

Практика: Определение симметрий в живой природе. Игра «Найди соответствие». Рисование растений и животных в соответствии с их симметрией.

Тема 2.2 "Закон золотого сечения-математический закон красоты. Цветки и лепестки"

Теория: Понятие о законе золотого сечения. Цветки и лепестки. Спирали.Наутилус.

Практика: создание презентации на тему "Математический закон красоты в природе"

Тема 2.3 Красота форм в живой природе

Теория: Понятие о красоте форм в живой природе. Отражение красивых форм растений и животных в искусстве. Знакомство с творчеством Эрнста Геккеля

Практика: Рисование красивых форм растений и животных карандашами,мелками и красками.

Раздел III "Технология совершенства живых организмов«

Тема 3.1 Невидимый мир.

Теория: Строение растительной и животной клетки. Устройство электронного микроскопа

Практика: Исследование клеток организмов растений и животных под электронным микроскопом. Изготовление простейших микропрепаратов. Моделирование клеток из конструктора.

Тема 3.2 Тайна зрения животных

Теория: Особенности зрения насекомых, птиц и млекопитающих.

Практика :проект

Тема 3.3. Окраска животных

Теория: Влияние среды обитания на окраску животных

Практика: Исследование типов окраски в зависимости от среды обитания. Игра «Найди соответствие». Проект

Тема 3.4 Покровы животных.

Теория: Влияние среды обитания на виды покровов животных.

Практика: Исследование с использованием цифрового микроскопа. Проект.

Тема 3.5. Следы животных

Теория: Следы жизнедеятельности животных.

Практика: Исследование следов животных и птиц на территории сквера. Фотографирование.Игра "Кто оставил след ?"

Тема 3.6 Птицы. Супер свойства птиц.
Теория: Внешнее и внутреннее строение птиц, связанное с полетом

Практика : создание презентации

Раздел IV "Изобретатель -природа"

Тема 4.1 Животные -строители

Теория : Понятие об инстинкте и способностях насекомых, рыб птиц и млекопитающих создавать постройки

Практика: моделирование построек животных. Создание презентаций

Тема 4.2:Животные и растения- синоптики

Теория: Понятие о животных и растениях-синоптиках

Практика: Создание презентации и викторины

Тема 4.3 Забота о потомстве

Теория: Инстинкт. Забота о потомстве. Особенности поведения животных

Практика: Рисование животных в период выведения потомства

Раздел V "Живой мир и культура«

Тема 5.1: Отражение природы в искусстве

Теория: Вращение Земли вокруг оси. Причина смены времен года. Сезонные изменения в жизни растений и животных

Практика: Прослушивание музыки П.И.Чайковского цикл «Времена года» и рисование иллюстраций.Природа родного края весной

Тема 5.2Животные и растения в устном народном творчестве

Теория : Животные в русских и зарубежных сказках. Животные- символы. Растения в мифах и легендах

Практика: Составление иллюстрированного словаря

Тема 5.3 Животные и растения в государственной символике

Теория: Животные и растения на гербах стран мира. Животные и растения на гербах русских городов.

Практика : Создание геральдических альбомов. Творческий отчет

Методическое обеспечение программы:

Методы обучения

· Объяснительно–иллюстративный – предъявление информации различными способами.

· Эвристический – метод творческой деятельности (сочинение рассказов, выполнение рисунков по темам и т.п.).

· Проблемный – постановка проблемы и самостоятельный поиск ее решения обучающимися.

· Репродуктивный – воспроизводство знаний и способов деятельности.

· Частично-поисковый – решение проблемных задач с помощью педагога.

· Метод проблемного изложения – постановка проблемы педагогом, решение ее самим педагогом, соучастие обучающихся при решении.

Цели программы

Формирование экологической культуры, устойчивых познавательных интересов к природе и к актуальным экологическим проблемам своего региона через исследовательскую деятельность.

Результат программы

Обучающиеся должны знать:

· строение микроскопа;

· многообразие растений окрестностей школы, дендропарка;

· правила поведения в природе и меры по её охране;

· способы изучения природы (наблюдения, опыты, измерения, эксперимент).

Обучающиеся должны уметь:

· ухаживать за растениями;

· давать описание внешнего вида животных и растений;

· работать с художественной и научной литературой, интернет ресурсами;

· проводить наблюдения за природой, сезонными изменениями в жизни растении и животных.

Особые условия проведения

Набор детей – свободный, без конкурса и тестирования. Наполняемость группы 12-15 человек.

Группы разновозрастные, но могут быть сформированы одновозрастные. Есть возможности включения в группы детей с ОВЗ. Эти дети могут заниматься по индивидуальному плану, в том числе дистанционно. Состав группы может быть переменным, но сменяемость не должна составлять более 50%.

Занятия проводятся во второй половине дня, они построены на принципах развивающего обучения и направлены на развитие личности ребенка в целом.

Материально-техническая база

· оборудованный учебный кабинет,

· проектор,

· компьютеры,

· электронные микроскопы,

· микропрепараты,

· оборудование для экспериментирования,

· приборы ( лупа, весы, часы и т.д.).

· географические карты.